Автор: Коптева Татьяна Владимировна Дата публикации: 23.04.2019 |
В настоящее время сложилась парадоксальная ситуация: количество заболеваний у населения в цивилизованных странах катастрофически растет, несмотря на колоссальные успехи в области медицины, науки, техники, диетологии, фармакологии. В чем дело? На наш взгляд, наиболее ясный ответ дал на этот вопрос академик Д.С. Лихачев: «Мы не выживем физически, если погибнем духовно»
В.П. Казначеев утверждает, что механизмы спасения связаны, прежде всего с осознанием губительных причин, с устремлением мысли к положительному эволюционному знанию, к претворению этого знания в системах просвещения и образования [3].
Следует обратить внимание на то, что В.П. Казначеев, доктор медицинских наук Российской Академии Медицинских наук, говорит о первостепенной значимости именно просвещения и образования в области сохранения здоровья.
В настоящих образовательных программах не представлены философские аспекты здоровья. Универсальная триада человека «Дух-Душа-Тело» не оспаривается ни одной научной системой, но на практике изучаются только вторые две составляющие. Реально именно высшие духовные центры по нисходящей управляют нижележащими, соответствующими душевному (психическому) и физическому уровням.
В этой связи трудно представить современного специалиста в области управления здоровьем без глубокого изучения курса «Философия здоровья». В процессе изучения данного курса студенты могли бы усвоить, что истинная духовность связана с самосовершенствованием, с воспитанием таких качеств как самоотверженность, воля, героизм, любовь, устремленность. Любое негативное качество характера рано или поздно отразится на состоянии здоровья.
Во многих ВУЗах и средних учебных заведениях России в 2000е годы стали разрабатываться и включаться в учебный процесс разнообразные программы по здравоведению, мироведению, этике, мировой культуре. Новые дисциплины включают знания о восточных оздоровительных направлениях: биоритмологии, иглоукалывании, точечном массаже; о полевых структурах, биоэнергетике; философских, нравственно-этических закономерностях развития человека (В.М. Шилкина, 1998 и др.) [6].
На протяжении 10 лет на базе Омского медицинского колледжа велся курс «Духовное и физическое здоровье человека», «Традиционная медицина». Эти программы, (40 и 30 часов), стали частью системы подготовки медицинских работников. Основу курса «Духовное и физическое здоровье» составляет синтез философских учений, данных через призму новых достижений в науке, философии и искусстве. Оздоровительные системы Востока легли в основу «Традиционной медицины».
Студентам предлагался цикл лекций, практических занятий, бесед по следующим темам: «Взаимосвязь духовного и физического здоровья», «Система энергетических меридианов в точечном массаже», «Новые исследования в области тонкоматериальных структур», «Биоэнергетическая структура человека», «Космические законы эволюции и здоровье человека» и т. д. Студенты также знакомились с астрологическими аспектами индивидуальных космобиоритмограмм. Спецкурс дополнен слайд- программами по произведениям художников — космистов: Н.К. Рериха, К. Васильева, А. Рекуненко.
На занятиях студенты размышляли о смысле жизни и обсуждали волнующие их вопросы. Знания, полученные при изучении курса, давали возможность объяснить причинно-следственные связи между мыслями и действиями, духовным и физическим здоровьем.
Живой интерес студенты проявляют к таким занятиям. Особенно отмечают темы: «Закон гармонии двух начал», «Астропсихология».
Большой интерес у студентов вызывает вопрос выбора своей второй половины. Без всякого сомнения, союз должен строиться на трёх уровнях,
- Гармония Духа — самое первое и важное условие счастливого союза. Это единомышленники, сотворцы, служащие Общему благу.
- Гармония Души достигается красотою и возвышенностью чувств.
- Гармония тела проявится в полной мере лишь тогда, когда достигнута; гармония на двух высших планах.
Новое поколение молодёжи готово воспринять эти знания.
В отзывах по окончании спецкурса студенты подтверждают необходимость подобных знаний. Вот варианты некоторых ответов: «Если бы мы узнали об этом раньше, в школе, то могли бы избежать многих ошибок», «Этот курс дал мне ответы на такие вопросы, на которые мне не мог никто ответить», «Я стал видеть мир по-другому, полученные знания позволили восстановить отношения с друзьями».
Еще одной перспективной, на наш взгляд, формой работы в воспитательном плане является организация и проведение горных туристических походов. Туризм является не только средством физического воспитания и оздоровления, но и содержит возможности решения целого комплекса воспитательных задач.
С целью оздоровления и воспитания молодежи нами ежегодно проводятся самодеятельные туристические многодневные походы в районы Алтая, Казахстана, Байкала. Походные группы формируются в основном из студентов г.Омска. Участникам похода с целью оздоровления и привития навыков здорового образа жизни предлагается на время похода отказаться от мясного питания, от курения и принятия спиртных напитков.
В походе осуществляется движение по 5-8 часов в день с наличием дней отдыха не более 25-35% от длительности похода, преодоление перевалов до 3000 м высотой, движение по леднику, скалолазание, переправы через горные реки.
Проводится ежедневный вечерний сбор у костра, где осуществляется групповой анализ походного дня. Также с воспитательной целью у костра проводятся беседы на нравственно-этические темы: о дисциплине и самодисциплине, о дружбе и взаимопомощи, о вечности жизни и т.п. Проводятся в походе и творческие вечера бардовской песни и поэзии, игры и конкурсы, вечера сюрпризов и праздник «Посвящение в туристы».
В результате проведенных исследований можно сделать вывод о несомненном положительном влиянии похода на физическое состояние участников. После похода отмечается увеличение показателей силы и выносливости, а также повышение физической и умственной работоспособности, активности, нормализуется вес туристов.
Главный итог похода, на наш взгляд, все-таки в его воспитательном значении. Участники отмечают доброжелательный, комфортный фон общения в группе, укрепление и зарождение прочных дружеских отношений. Здесь раскрывается один из принципов нравственного воспитания личности – коллективизм. В походе – интересы коллектива на первом месте, совместное преодоление трудностей, взаимопомощь, уважение друг к другу, честность, дисциплина.
Кроме этого, в походе формируются и совершенствуются трудовые навыки: переноска груза, преодоление препятствий, наведение переправ, обустройство бивака, заготовка дров, приготовление пищи – все это способствует трудовому воспитанию молодежи.
В походе осуществляется и экологическое воспитание: формируется бережное отношение к природе, изучаются ее законы.
Однако на сегодняшний день наметилась не простая тенденция – специальные курсы исключаются из образовательного процесса, оставляя студента в рамках узкого традиционного взгляда на здоровье. Мы перестали помогать студентам отвечать на главные смысложизненные вопросы, перестали готовить патриотов. Мало поддерживается и развитие спортивного туризма. Эти формы работы живут в основном за счет индивидуального энтузиазма педагогов.
Выводы:
- Подготовка специалистов осуществляется с невероятным отставанием, а в настоящее время происходит и отказ от внедрения в образовательный процесс современных достижений науки.
- Необходимо вводить в образовательные программы разделы, связанные с изучением философии здоровья, и практического применения усвоенных знаний (например — в походных условиях)
- Образовательные программы СПО на основе философских аспектов здоровья и современных достижений науки – важнейший фактор формирования гармоничного, высокообразованного человека.
С высоты гор многие наши житейские проблемы и трудности кажутся мелкими, смешными и надуманными. Там, во время долгих переходов есть время подумать над смыслом жизни, многое понять и переосмыслить. В философском учении «Живая Этика» сказано: Всякое препятствие должно быть рождением возможности… Будьте благословенны препятствия, вами мы растем»
Библиографический список
- Горчаков Г.С. Основы эволюционной психологии /Г.С. Горчаков. — Томск, 2013.- 113с.
- Гришин С.В. Фундаментальная физика и мировоззрение Востока (сознание и физическая реальность) / С.В. Гришин. — М., 1997. — С. 15-27.
- Казначеев В.П. Здоровье нации, просвещение, образование /В.П. Казначеев. — М., 1996. — 248 с.
- Коротков К.Г. Основы ГРВ биоэлектрографии /К.Г. Коротков. — СПб.,2011.-360 с.
- Коротков, К.Г. Использование газоразрядной визуализации (ГРВ) в медицинской практике /К.Г. Коротков. — СПб., 2006. -74 с.
- Куракина, О.Д. Проблемы гуманитаризации математического и естественно-научного знания /О.Д. Куракина. — Сб. научно-аналитических обзоров, ИНИОН АН. СССР. — М., 1991.- 88 с.
>>>Скачать все материалы публикации