Изучение осведомленности студентов ФГБОУ ВО ОмГМУ, колледжа по проблемам профилактики социально опасных заболеваний с помощью метода проектов

 

Автор: Худорожко Мария Петровна
Должность: Преподаватель
Тип: Статья
Тема: «Изучение осведомленности студентов ФГБОУ ВО ОмГМУ, колледжа по проблемам профилактики социально опасных заболеваний с помощью метода проектов»

Дата публикации: 23.04.2019

Профилактика заболеваний, особенно имеющих большое медико-социальное значение, является одной из приоритетных задач не только системы здравоохранения, но и общества в целом, поскольку реальный позитивный эффект профилактики заболеваний и укрепления здоровья населения зависит от согласованных действий различных секторов общества и государственной политики в этой области.

Согласно постановлению Правительства РФ от 01.12.2004г. № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих (социально опасных заболеваний)» к социально опасным заболеваниям относятся болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ); вирусные лихорадки, передаваемые членистоногими, и вирусные геморрагические лихорадки; гельминтозы; гепатит В; гепатит С; дифтерия; инфекции, передающиеся преимущественно половым путем; лепра; малярия; педикулез, сибирская язва; туберкулез; холера; чума.

Профилактика социально опасных заболеваний является одним из основных путей укрепления общественного здоровья.

Для изучения осведомленности студентов ФГБОУ ВО ОМГМУ, колледжа по проблемам профилактики социально опасных заболеваний нами был использован метод проектов.

Преподавателем ФГБОУ ВО «ОмГМУ», колледжа  Худорожко М.П. и студентами 2 курса отделения «Сестринское дело», было проведено исследование, которое проводилось на базе ФГБОУ ВО «ОмГМУ», колледжа  среди студентов 1 курса разных специальностей.

Путем социологического метода исследования (анкетирование) была  определена проблема. Перед исследователем стоит задача определиться с целью анкеты, которая формулируется индивидуально в каждом конкретном случае. В нашем случае целью является опрос студентов для того, чтобы выявить уровень их знаний про социально опасные заболевания. Метод анкетирования – метод исследования, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. Анкетирование позволяет более жестко следовать намеченному плану исследования, так как процедура строго регламентирована. При помощи метода анкетирование можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность. Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое количество людей за короткий срок.

На основе изученной литературы были разработаны анкеты. Основными вопросами анкеты являлись вопросы о том: знают ли студенты, что такое здоровый образ жизни, знают ли они об особенностях профилактики социально опасных заболеваний. В исследовании приняли участие 60 студентов 1 курса разных специальностей. Возраст респондентов: от 17 до 20 лет, 51 девушка и 9 молодых людей.  Анкетирование со студентами проходило в формате тестовых заданий. Полученный в ходе анкетирования материал был обработан и систематизирован при ручной обработке информации были заранее приготовлены вспомогательные таблицы и матрицы, использование которых значительно ускорило и облегчило процесс обработки первичных материалов.

На этапе оформления выводов, обработанные, и систематизированные данные представляются в виде презентаций, таблиц, диаграмм. Такой способ оформления позволяет проанализировать обобщенные материалы и сделать выводы. Проанализировав ответы студентов, был сделан вывод, что все студенты знают, что такое здоровье, здоровый образ жизни, какие заболевания являются социально опасными и почему, а так же знают о мерах профилактики. Но в то же время анализ ответов показал, что студенты затрудняются ответить на вопросы о механизмах передачи инфекции и источниках инфекции, можем предположить, что это связано с тем, что студенты обучаются на 1 курсе и восполнят пробелы в знаниях на изучении клинических дисциплин. Конечно, опросив небольшую группу студентов считать, что выявлено мнение студентов всего колледжа не стоит. Но тем не менее полученные данные могут быть использованы.

После проведенного исследования и анализа результатов, мы убедились, что профилактика, это основной способ борьбы с социально значимыми заболеваниями. В первую очередь, важно следить за соблюдением санитарно-эпидемиологических норм в общеобразовательных учреждениях. Это обусловлено тем, что распространение патологий характерно среди молодого населения. Также к профилактике социально значимых заболеваний относятся следующие мероприятия: Повышение уровня качества жизни населения. Мотивация на переход на сбалансированное питание. Пропаганда здорового образа жизни. В настоящее время показатель заболеваемости крайне высок. В связи с этим было принято решение провести мероприятия, направленные на уменьшение социально значимых последствий.

Библиографический список

  1. Баянова Т. А., Ботвинкин А. Д., Куприянова Н. Ю. Социально значимые заболевания. Эпидемиология и профилактика инфекционных заболеваний: туберкулез, ВИЧ-инфекция, вирусные гепатиты В, С Учеб. Пособие, ИГМУ, 2015. – 49 с
  2. Михайлова О.Ю. Обучение студентов управлению самостоятельной учебно-познавательной деятельностью // Современные проблемы науки и образования, 2014. – № 6.

 

 >>>Скачать все материалы публикации