Методические рекомендации по созданию авторской куклы из полимерной глины на занятиях кружка «Авторская кукла»

 

Автор: Маркова Айталина Иннокентьевна
Должность: Преподаватель
Тип: Методические рекомендации
Тема: «Методические рекомендации по созданию авторской куклы из полимерной глины на занятиях кружка «Авторская кукла»

Дата публикации: 12.02.2018

Пояснительная записка

Актуальность. Кукла – одна из самых ярких отражений человеческой истории и культуры – близка и понятна каждому. Этот своеобразный вид художественного творчества в современной жизни приобретает все больше поклонников, коллекционеров и желающих создавать авторскую куклу.

В изобразительной деятельности сочетаются умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть навыками пользования ножницами, карандашом и кистью,  глиной и пластилином. Правильное овладение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. Данный вид деятельности воспитывает у обучающихся умение трудиться, добиваться получения желаемого результата, способствует формированию этических взглядов на основе приобретения знаний о народной культуре, развитию эмоциональной отзывчивости, приобретению опыта творческого взаимодействия в коллективе.

Целью кружка «Авторская кукла» является реализация творческого потенциала ребенка через воплощение выбранного образа путем создания куклы.

Основная задача кружка — активизация образного мышления и творческого поиска ребёнка посредством освоения различных технологий изготовления куклы, формирование у детей положительного отношения к труду и творчеству, стремление своим посильным трудом доставить окружающим радость и получить от этого моральное удовлетворение.

Техника  исполнения куклы  также разнообразна — например, горячий и холодный пластик, фарфор, текстильные куклы  и по назначению — коллекционные, интерьерные, салонные и т. д.

Современная авторская кукла может стать прекрасным пополнением частной коллекции, украшением интерьера, а также великолепным оригинальным подарком!

В последние годы современное искусство авторской куклы породило спрос не только среди коллекционеров, но и искусствоведов, дизайнеров интерьеров, одежды и даже архитекторов. Присутствие авторской куклы в интерьере стало уже давно хорошим тоном и показателем изысканного вкуса обладателей. Во всем мире ежегодно проводятся сотни крупных выставок, посвященных искусству куклы.

 

  1. Инструменты и материалы для изготовления кукол.

Для создания авторских кукол используются следующие инструменты:

-бумага и карандаш , краски (для эскиза);

-медная проволока для каркаса (диам. 4-5 мм) длина 1 м;

-фольга ;

-ножницы;

-синтепон;

-пластырь тканевый круглый (медиц.);

-нитки белые, бежевые, иголки, ножницы;

-пластик ( FIMO, Сонет, Ливинг Долл телесного цвета)  для лепки головы, рук и ноги кукол;

— тонкие кисти (синтетика №00, №0) для  росписи; кисти белка № 3-4 для тонирования;

-бежевый трикотаж для тела куклы;

-стеки (можно скальпель медицинский), готсы, зубочистки, ножницы, салфетки влажные;

-краски акриловые;

-клей «Момент-кристалл»;

-доска-пленка для лепки.

            

  1. Полимерная масса для лепки.

Термопластики.

Существует множество различных полимерных пластиков, применяемых для изготовления кукол. С каждым годом их ассортимент увеличивается.

Полимерная глина (пластик) – это  синтетический материал, в котором совмещены податливость пластилина, необходимая при лепке модели, и прочность обожженной глины, которую готовая модель получает в результате термообработки. Масса создается на основе поливинилхлорида и красящих пигментов, смешанных с пластификаторов для придания материалу пластичности.

Термическая обработка любого пластика производится в соответствии с рекомендациями на его этикетке. Например Fimo запекается в течение 20-25 минут, Living Doll  при температуре 110-130 градусов, в течение 15-30 минут в зависимости от толщины пластика.

Puppen Fimo был создан специально для лепки кукол. Этот пластик выпускается трех цветов-телесного, белого и розового. Его главным достоинством является долговечность  и способность сохранять пластичность в течение достаточно продолжительного времени, если он находится в герметичной упаковке.

Living Doll легко лепится и формируется. Выпускается трех цветов: телесного, коричнего и светло-телесного. Расписывается красками на водной основе. Обладает массой достоинств, поэтому является одним из самых любимых материалов, с которыми нравится работать художникам-кукольникам.

Артефакт, подходит для лепки украшений, игрушек и лепки кукол. Выпускается множества цветов. (Также эта глина выпускается под брендом Сонет)

Cernit  поражает разнообразием оттенков. Отличительная особенность этого материала –

его  полупрозрачность. Вылепленные из него куклы похожи на изготовленных воска. Свежий Cernit моментально реагирует на тепло рук мастера, поэтому, если только что приобретенный  пластик течет, желательно в ближайшие  полгода не работать с ним, а подождать, пока он станет тверже. Этот пластик слишком мягкий  для изготовления мелких деталей. Допустимо смешивание с другими термопластиками: Fimo, Iiving Doll,  Premo.

Super Sculpey обычно выпускается телесного и серого оттенков. Он не прозрачен, легко лепится, но после обжига так же легко ломается .Допускается смешивание этого пластика с Puppen –fimo и Fimo-Soft для получени различных оттенков. Super Sculpey не рекомендуется покупать впрок, так как со временем он перестает быть пластичным.

 СОЗДАНИЕ ЭСКИЗА

Работу над куклой мы начинаем обязательно с эскиза. Нужно собрать  все образы, идеи, соответствующую литературу, на одном листе нарисовать несколько эскизов с разными позами, придумать костюм и аксессуары. Нужно продумать, где и как будет проходить каркас куклы, как крепляться к подставке. После того, как мы продумали эскиз нашей куклы, приступаем к работе.

 

IV.ЭТАПЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КУКЛЫ ИЗ ЗАПЕКАЕМОЙ ПОЛИМЕРНОЙ ГЛИНЫ

 Этап 1. Лепка головы

В качестве основы используем шарик из фольги — это экономит материал и хорошо запекается. В фольге необходимо сделать отверстие для крепления головы на каркасе, которое должно доходить  до середины головы. (рис.1)

Перед работой с пластикой тщательно вымойте руки, можно использовать влажные салфетки. Желательно за один раз слепить голову, потому что необожженный пластик имеет свойство собирать пыль. (Если не успели закончить, то лучше хранить в плотно завернутом пакете). Пластик необходимо размять и разогреть руками. Раскатываем пласт толщиной  5 мм и оборачиваем им заготовку из фольги. Теперь можно насадить голову на кусок проволоки и закрепить на подставке из пенопласта. (рис.2)

Делаем разметки на лице, начинаем лепить в соответствии  с эскизом. Сначала лепим глазные впадины, намечаем скулы, лепим нос, губы. (рис.3) Перед обжигом нужно выгладить голову,  чтобы не осталось следов от пальцев. Можно использовать слегка влажные ватные палочки. После завершения лепки головы, до запекания, приступаем к тонировке лица косметикой. Для этого подойдет матовая косметика без блесток – пудра, румяна, тени. (рис.4, 5)

Время обжига пластика указывается на упаковках, обычно обжиг делают при температуре 110-130г  15-30 мин, в зависимости от толщины пластика.  Можно предварительно сделать пробный обжиг кусочка (простой шарик) пластика. Вынимать детали лучше всего сразу и дать остыть.

 

 

Этап 2. Создание каркаса. Формирование тела.

 Приступая к созданию каркаса, важно понимать пропорции куклы. Если делаем реалистичную куклу, то у взрослой куклы голова укладывается в  — 7 раз, а у куклы ребенка  —  5раз. Если делаем характерную куклу, то с пропорциями можно поэкспериментировать.

Для каркаса подходит медная проволока, диаметром 4-5м  (в зависимости от высоты куклы, чем выше кукла, тем больше диаметр проволоки). (рис.1) Концы проволоки на ногах должны быть длиннее на 1-2.5 см, для крепления на подставке. Обматываем проволочный каркас тканевым пластырем, чтобы ткань не скользила, когда будем формировать тело. (рис.2) Вырезаем из синтепона полоски шириной 2-3 см, обматываем каркас, наращиваем общую  массу. (рис.3) В конце закрепляем иголкой с ниткой  тело. Из бежевого трикотажного полотна шьем комбинезон, по фигуре. (рис.4)

 

 

Этап 3. Лепка рук, ног.

Делаем каркас руки из тонкой проволоки, можно использовать штифты, обматываем ниткой с клеем пва. (рис.1,2) Ждем когда высохнет,  лепим руки по локоть. Формируем детально пальцы, линии на ладонях. При необходимости можно тонировать косметикой,  придать рукам выразительное движение. Ноги лепим из пластика, оставляем дырку для каркаса, Время обжига рук и ног  10-20 мин, так как тонкие пальчики могут подгореть. (рис.3)

 

 

Этап 4. Прическа.

Приступаем к созданию парика. Волосы для кукол можно делать  из шерстяных, капроновых ниток, шерсти для валяния, искусственного и натурального меха.  Для данной куклы мы используем готовые трессы.  Берем голову куклы или шарик в  размер с  головой куклы, покрываем пакетом, затем покрываем 2 слоями высушенных влажных салфеток, равномерно распределяем нижнюю часть, и закрепляем ниткой. Затем  наносим поверх  клей Пва, (рис.1) можно сразу покрасить акриловыми красками в цвет волос. Когда основа для парика высохнет, делаем разметку, снимаем с формы и лишнее обрезаем ножницами.  Как на рис. Начиная с нижней затылочной части волос, спиралевидно сшиваем вручную (или клеим прозрачным клеем «Момент-кристалл»)  тресс искусственных волос. Приклеиваем волосы на голову  клеем «Момент-кристалл», делаем нужную прическу. (Рис. 2)

 

 

Этап 5. Роспись лица.

Для росписи лица мы используем акриловые краски и тонкие кисти (колонок №0,№1). (рис.1) Можно использовать накладные ресницы. После росписи глаз, губ — покрываем акриловым лаком. (рис.2)

 

 

Этап 6. Сборка куклы.

Теперь мы можем собрать куклу на каркасе и проверить правильность пропорции и позы. Прикрепляем руки, ноги.

 

Этап 7. Создание костюма.

Способов создания костюма много, но мы будем его создавать с помощью лекала. Прямо на кукле снимаем  выкройку.  Делаем нужный фасон, крой. Из тканей лучше выбирать мягкие натуральные ткани из шелка, кожи,  искуственной замши  и т.д. При работе с тканью необходимо учитывать размеры куклы – плотная ткань некрасиво топорщится, крупные стежки некрасиво смотрятся.

Закончив основную работу по созданию костюма, при помощи клея «Момент-универсальный» приклеиваем на каркас голову и руки.

 

Этап 8.Обувь.

Делаем лекала для обуви, кроим, сшиваем.  Для данной куклы используется искусственная мягкая кожа.

 

Этап 9. Подставка.

На подставке  из дерева делаются дырки для крепления  каркаса. Готовую куклу прикрепляем к подставке, можно использовать клей  Момент-кристалл.

Этап 10. Аксессуары.

Аксессуары хорошо дополняют образ, делают куклу более живой и интересной. Для этой авторской куклы,  дополнением к образу служит маленькая собачка выполненная в той же технике из полимерной глины (обклеенная мехом).

  

Этап 11. Паспорт куклы.

Нам осталось сделать паспорт куклы, где указываем ее название, размер, использованные материалы, место и год создания, имя автора.

 

Этап 12. Памятка по уходу за авторскими куклами.

  1. Не рекомендуется подвергать куклу воздействию прямых солнечных лучей ( ткань высвечивает, пластик обесцвечивается).
  2. Чистка сухой мягой синтетической кистью (ватой).
  3. Трогать кукол только чистыми руками.
  4. При транспортировке и длительном хранении кукол, упаковывать их в полиэтиленовые пакеты наглухо. Кукла должна дышать (можно завернуть тканью).
  5. Не подвергать повышенной влажности воздуха и резким колебания температуры.

 

Список литературы

 

  1. Куклы из пластика. Изготовление, коллекционирование, реставрация. Лидия Мудрагель. –Спб.: Питер, 2015.-128с.:ил.-(Серия «Ручная работа»). ООО Издательство «Питер», 2015.
  2. Журнал «Prokukly», Главный редактор Александра Вареникова. Издатель ООО «Лавка Кукольного мастера», Санкт-Петербург, г. Пушкин. 2009.
  3. Куклы мира. Вед. Редактор Е. Ананьева; отв. Ред. Т. Евсеева.-М.: Аванта+, 2003.-184 с.ил.- (Самые красивые и знаменитые).

 

Скачать материалы публикации:
>> Рекомендации