Формирование профессиональной компетентности обучающихся с учетом требований WorldSkills

 

Автор: Ахметшина Дания Габдуловна
Должность: Мастер производственного обучения
Тип: Статья
Тема: «Формирование профессиональной компетентности обучающихся с учетом требований WorldSkills»

Дата публикации: 11.05.2019

Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно — полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении         в расширении образования. Для решения данных задач в современном образовании применяются Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), профессиональные стандарты, стандарты Worldskills.

Worldskills — это международная некоммерческая ассоциация, целью которой является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства, как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом. На сегодняшний день в деятельности организации принимают участие 77 стран.

Своей миссией WSI называет привлечение внимания к рабочим профессиям и создание условий для развития высоких профессиональных стандартов. Её основная деятельность — организация и проведение профессиональных соревнований различного уровня для молодых людей в возрасте до 22 лет. Раз в два года проходит мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills, который также называют «Олимпиадой для рабочих рук».

1947 году в Испании впервые прошел национальный конкурс по профессионально-технической подготовке. Он был призван поднять популярность рабочих специальностей и способствовать созданию эффективной системы профессионального образования, так как в стране, восстанавливающейся после Гражданской войны, существовала острая нехватка квалифицированных рабочих. Автором данной идеи был генеральный директор Испанской молодёжной организации Хосе Антонио Элола Оласо. Первой эту инициативу поддержала Португалия. В результате в 1950 году прошли первые международные Пиренейские соревнования, в которых приняли участие 12 представителей обеих стран. Три года спустя к соревнованиям присоединились конкурсанты из Германии, Великобритании, Франции, Марокко и Швейцарии. Таким образом, в 1953 году была сформирована организация по проведению конкурсов профессионального мастерства — International Vocational Training Organisation (IVTO).

Сегодня в нашей стране движение WorldSkills набирает все большую силу. Популярность растет, а воздействие на институты профессионального образования, национальной системы квалификаций усиливается. То, что Россия выиграла право, на проведение мирового первенства WorldSkills Competition в 2019 в Казани только подогревает интерес общества к этому явлению. В 2011 году была заложена концепция развития соревнований и самой организации WorldSkills до 2020 года. При этом должны соблюдаться следующие условия проведения соревнований:

  • соревнования должны быть публичны, т. е. их могут беспрепятственно посетить все заинтересованные лица
  • правила соревнований и условия проведения должны быть едины и равны для всех участников
  • тестовые задания и критерии оценки должны быть заранее известны
  • в ходе соревнований должны оцениваться все выбранные критерии. На это отводится не меньше 16 и не больше 22 часов чистого соревновательного времени (практика показала, что это наиболее оптимальное время для достоверной оценки компетенций участников)
  • в процесс оценки критериев должны быть вовлечены максимально возможное количество специалистов и экспертов
  • система оценки результата должна быть непредвзятая (желательно электронная) и основанная на первичной информации, полученной от каждого эксперта.

Чемпионатное движение прочно вошло в практику подготовки молодых профессионалов. Современный, конкурентоспособный специалист должен отвечать всем требованиям стандарта и мировым тенденциям развития рынка труда, уметь быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям труда, обладать набором необходимых профессиональных компетенций в разных областях человеческой и профессиональной деятельности.

Основной акцент при подготовке к конкурсам должен быть направлен на мотивацию. Прежде всего, это мотив выбора профессии, это увлеченность делом, желание показать себя и свои профессиональные умения в конкретной области, не бояться быть замеченным работодателями, а также умение анализировать плюсы и минусы своей деятельности. Если обучающийся выбрал специальность самостоятельно осознанно, то его мотивация всегда выше, чем тогда,  когда выбрали за него. При подготовке к чемпионату педагог старается не просто передать собственный опыт, формировать профессиональные компетенции, но и укрепить у студента веру в свои профессиональные возможности, в достижение успеха, овладение новыми техниками, дальнейшее развитие и профессиональный рост. Понятия «компетенция», «компетентность», «профессиональная компетенция» для отечественной педагогики относительно новые. Словарь терминов WorldSkills трактует понятие «компетенция» следующим образом «Профессиональная способность Участника успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении конкурсного задания и решении задачи профессиональной деятельности». В ходе подготовки необходимо отметить несколько этапов работы, позволяющих не только подготовить студента к чемпионату, но и сформировать у студента ряд личностных и профессиональных компетенций.

Начальный этап — это проведение конкурса профессионального мастерства внутри колледжа, в ходе которого 5–6 студентов соревнуются между собой в умении показать свое мастерство и творчество в разных компетенциях. На этом этапе педагоги — эксперты анализируют субъективные и объективные аспекты деятельности студентов, а также их психологическое состояние, готовность в нестандартной ситуации оставаться спокойным, довести начатое дело до конца, адекватно реагировать на оценки и выгодно представить свою работу. Для организации начального этапа наиболее важными параметрами являются:

— желание — желание участвовать, профессионально развиваться, а также чётко понимать объём временных, эмоциональных и других видов затрат, которые связаны с подготовкой и участием в конкурсе;

-цели участников по реализации себя в профессии; — способности к профессии и обучаемость;

-способность к критической самооценке и адекватное отношение к конструктивной критике;

-психологическая устойчивость.

Второй этап — знакомство со стандартами Worldskills и технической документацией. Стандарты WSR подразделяются на несколько разделов, где расписано, что участник должен знать, понимать и быть в состоянии делать.

Третий этап — тренировка — подготовка к региональному чемпионату «Молодые профессионалы». Студенты отрабатывают навыки для успешной реализации конкурсных заданий, где большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов. Самостоятельная работа в современной образовательной модели вообще стоит на первом месте. Студенты должны уметь продуктивно, рационально и качественно самостоятельно работать как в области теоретических, так и в области практических навыков. На этом этапе педагог-эксперт выступает в роли направляющего консультанта, советчика, который отслеживает, анализирует результаты деятельности и навыки студентов. На тренировочном этапе можно подключить тех студентов, которые уже принимали участие в чемпионате для того, чтобы показать важность отработанных действий, необходимость тренировки таких качеств, как самостоятельность, креативность, умение действовать в трудной ситуации, быстро принимать решения, стрессоустойчивость. Участие эксперта и студента-участника в региональном чемпионате предусматривает согласованность действий, которые должны быть продуманы со временем и результатом деятельности.

Интеграция профстандартов РФ и международных стандартов WorldSkils в программы подготовки квалифицированных рабочих позволяет совершенствовать уровень     профессионального

мастерства  учащихся,   повысить    учебно —  профессиональную мотивацию и мотивацию достижения успеха, выявить и подготовить наиболее подготовленных студентов для участия в соревнованиях WSR. У обучающихся изменилось отношение к учению. Они стали воспринимать учебный процесс не как обременительную и скучную обязанность, а как возможность получить рабочую профессию и повысить уровень профессиональных компетенций до уровня высококвалифицированного специалиста.

 

 >>>Скачать все материалы публикации