Автор: Сударева Елена Александровна Дата публикации: 11.05.2019 |
Выбор профессии – важный этап в жизни каждого человека. Ведь не даром говорится: «Выбирая профессию, выбираешь судьбу». Поэтому выбор профессии весьма непростой процесс. Особенно трудно этот судьбоносный выбор дается людям с ограниченными возможностями здоровья (это дети от 0 до 18 лет, а так же молодежь старше 18 лет, имеющие временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для получения образования), профессиональные возможности которых в той или иной мере также ограничены. Это обстоятельство, так или иначе, сужает и усложняет выбор профессии для лиц, о которых идет речь, и вносит в него, по точному замечанию И.Е. Шварца, элементы драматизма, которые часто проявляются как следствия противоречия между личными интересами, притязаниями субъекта выбора профессии и теми ограничениями, на которые налагает на него медицинский диагноз. Профессиональное самоопределение детей с ограниченными возможностями здоровья становится проблемой не только для них самих, но и для их родных и близких, педагогов, особенно родителей, что порой значительно усложняет ситуацию.
В последние годы вопрос о профессиональном образовании для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как никогда актуален: по данным Министерства образования и науки, в 2017 году в России обучалось более 730 тысяч детей с ОВЗ. В эту категорию входят глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и др., в том числе дети-инвалиды.
И если раньше дети с ограниченными возможностями после окончания школы часто оставались на обочине жизни, то сейчас система в лице департаментов образования и здравоохранения помогает им получить профессию и трудоустроиться, а значит – стать полностью самостоятельными.
Овладение профессией – одно из условий реализации потенциала ребенка с ограниченными возможностями здоровья, одно из основных средств реабилитации и адаптации к жизни в обществе.
За 3 года обучения обучающиеся имеют возможность не только освоить
профессию со свидетельством II–IV разрядов, но и социализироваться,
получить неоценимый опыт общения со здоровыми сверстниками.
Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не в специализированном, а в обычном учебном заведении. Возможность получения образования, независимо от ограничений возможностей здоровья, законодательно закреплено в Законе «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года. Согласно закону, инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, учась в специальном учреждении для инвалидов, изолирован от реального общества, что еще больше ограничивает его в развитии. Инклюзивное образование дает возможность детям с особенностями развития ходить в обычные школы и учиться вместе с другими детьми. У здоровых детей, проходящих через инклюзивное образование, появляется больше сочувствия, эмпатии.
Мы реализуем модель образовательной интеграции, которая предусматривает формирование смешанных учебных групп, объединяющих обучающихся из числа инвалидов и обучающихся, не имеющих функциональных отклонений в здоровье. Обучающиеся получили предшествующее образование в неодинаковых условиях: находились на домашнем обучении, имеют документы об окончании специальных школ-интернатов, учились в обычных школах. Данные факторы усложняют организацию и проведение образовательного процесса, с одной стороны. С другой стороны, такое интегрированное обучение способствует развитию у обучающихся толерантности, гуманности и готовности помогать окружающим. Интегрированное образование способствует не только приобретению профессии, но и эффективной социализации личности.
Цели и задачи воспитания, и профессионального обучения обучающихся с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями определяются общими принципами педагогики: подготовка к активной общественно – полезной жизни, формирование самостоятельности, навыков самообслуживания, труда и формирование антикризисного поведения, умения жить, критически мыслить, учиться и работать в коллективе. Работать с информацией, быть достаточно коммуникабельным и ответственным.
Моя задача – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором профессиональных трудовых знаний, умений и навыков по профессии «повар, кондитер», которые пригодятся не только на производстве, но и для работы на дому, и позволят уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
«Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами…
Это люди, которым судьба послала сложные испытания…
Только сочувствия мало, надо развивать возможности» (Л.И. Швецова).
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это ребята, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения «нетипичные дети», «исключительные дети», «дети с особыми нуждами».
Наблюдая за «исключительными детьми» в начале первого года обучения, я заметила, что ребята с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды – испытывают серьезный дефицит в положительных эмоциях, нет «блеска» в глазах, не умеют планировать ход деятельности и прогнозировать конечный результат, не могут строить межличностные отношения, испытывают дефицит умения применять полученные знания в условиях современного общества.
Первокурсники уже определились с выбором профессии, и я, помогаю им социально-профессионально адаптироваться. Создаю условия для самостоятельного решения социальных и профессиональных проблем. С первых дней «совместной» жизни стараюсь сформировать мотивацию к общественно – культурной жизни в колледже, восприятию себя, своего окружения и к участию во внутренних мероприятиях и конкурсах, не зависимо от их физических и психологических проблем развития.
Для организации выполнения производственного задания удобно использовать групповой (бригадный) метод работы. Работа в минигруппах позволяет формировать общие компетенции: работать в коллективе и команде, эффективно общаться друг с другом, брать на себя ответственность за работу членов команды; реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.
Во время групповой работы мной осуществляется контроль хода работы в группах, консультирование обучающихся, регулировка споров, порядок работы, в случае крайней необходимости оказывается помощь отдельным обучающимся или группе в целом. В качестве домашнего задания обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, как один из вариантов, предлагаю следующий: приготовить дома отработанное блюдо, принести фотоотчёт.
Существенное влияние на возникновение правильного отношения к учебной деятельности оказывают положительные эмоции, возникающие от процесса деятельности и достигнутого результата.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья отличаются некритичностью мышления. Они не могут самостоятельно оценить свою работу. Чтобы оценка стимулировала работу обучающихся, необходимо помочь им правильно оценить результаты своей деятельности. Для этого на заключительном инструктаже можно организовать дегустационный стол. Обучающиеся сравнивают свои блюда и изделия с эталоном. Проводят сравнение по предложенному педагогом алгоритму оценивания работы.
На уроках производственного обучения необходимо, что бы у ребят не наступало утомление. Для этого я использую разнообразные средства:
‒ преподношу материал небольшими дозами.
‒ на протяжении всего урока производственного обучения, на личном примере, неоднократно демонстрирую правильное выполнение трудовых приемов. Доказываю доступность выполнения трудовых приемов для ребят.
Моя задача, как преподавателя создавать условия для реализации индивидуальных способностей ребят, не пропустить в обучающихся все самое лучшее. Работая с такими «особенными» обучающимися следует помнить, что к каждому из них нужен свой индивидуальный подход, нужно научиться понимать их и принимать такими, какие они есть.
И тогда в конце обучения у моих «исключительных ребят» появляется искорка в глазах, они становятся общительнее, получают много положительных эмоций, стараются строить межличностные отношения, применяют полученные знания, умения в условиях современного общества.
Ребята создают собственные семьи, воспитывают детей. Некоторые выпускники продолжают свое образование. Немногие трудоустраиваются по специальности, но большинство стремятся выполнять посильную работу, которая дает им возможность чувствовать себя полезными и нужными людьми, социально самоутвердиться.
У всех обучающихся формируется положительный устойчивый интерес к искусству кулинарии. Я горжусь своими особенными учениками и рада, что оказываю им помощь в адаптации к дальнейшей жизни в современном обществе.
>>>Скачать все материалы публикации