Информационные технологии в образовательном процессе

 

Автор: Ногманова Гульнур Хасиповна
Должность: Преподаватель
Тип: Статья
Тема: «Информационные технологии в образовательном процессе»

Дата публикации: 11.05.2019

Внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс является важным фактором успешной деятельности любого среднего специального учебного заведения в современных условиях. Стратегической целью инновационного развития образовательного процесса является приведение системы профессионального образование в соответствие с современными требованиями динамично развивающегося рынка труда, расширением перечня новых технологий в медицинской практике. Ведь современные государственные образовательные стандарты требуют от специалиста не только профессиональных знаний, но и знаний технологий, позволяющих оптимизировать свою деятельность.

Нередко в своей работе медицинскому работнику приходится сталкиваться с необходимостью работать с информацией, а именно: строить графики и диаграммы, создавать и корректировать различные таблицы, осуществлять статистическую обработку данных, оперативно получать и передавать информацию. Использование компьютера делает достаточно сложные методы анализа медицинских данных более доступными и наглядными, не требующие выполнять трудоемкие расчеты по сложным формулам – всю черновую работу взял на себя компьютер, а медицинскому работнику осталась главным образом творческая работа: постановка задач, выбор методов их решения и интерпретация результатов. [1]

Следовательно, одним из актуальнейших требований к современному медицинскому работнику является умение пользоваться компьютером и работать с прикладными программами. Будущим специалистам в процессе обучения в своем образовательном учреждении важно получить навыки работы с информационными системами на самом высоком уровне. Для достижения этой цели необходимо создать  высококачественную  информационно-образова­тельную среду.

Информационное пространство нашего медицинского колледжа формируется в двух направлениях: планирование и организация  учебного процесса, внеурочных мероприятий и управление учебным заведением. Составляющими этих направлений являются: локальная сеть, компьютерное тестирование, электронные учебники, обучающие и контролирующие программы, электронная библиотека, научно- исследовательские работы студентов, офисная деятельность, выход в Интернет для студентов и преподавателей, сайт Казанского медицинского колледжа.

Созданная в колледже информационная система управления осуществляет оперативное координирование работы и эффективное управление деятельностью всех структурных подразделений колледжа в едином информационном пространстве, позволяет эффективно решать следующие задачи: автоматизация подготовки учебной и отчетной документации; сокращение трудозатрат и рабочего времени преподавателей и администрации по оформлению учебной документации; оперативный доступ к нужной информации в строгом соответствии с полномочиями; активное использование справочной информации; автоматизация анализа эффективности обучения; эффективный  контроль над деятельностью всех  подразделений колледжа.[2]

С целью обеспечения качества подготовки специалистов в колледже внедряются инновационные формы и методы обучения. Одной из таких форм является разработка и внедрение учебно-методических пособий управляющего типа. За последние годы в нашем колледже по каждой учебной дисциплине были разработаны большое количество электронных учебников в виде мультимедийных презентаций. Электронные учебники представляют собой совокупность структурированных информационных страниц. Мультимедийное сопровождение урока позволяет рационально организовать работу всех учащихся для усвоения большого объёма материала.

Использование мультимедийных  и интерактивных средств обучения способствует  повышению качества образования путем использования в образовательном процессе современных компьютерных технологий. Разрабатываемые в колледже электронные учебные материалы позволяют проводить занятия с мультимедийным представлением информации на интерактивной доске, а также использовать электронные учебные пособия при организации индивидуальных форм обучения.

Одним из показателей инновационности в образовании в нашем колледже можно считать электронную библиотеку, которая представляет упорядоченную  коллекцию электронных учебников, учебных модулей, учебно-методических пособий, снабженных средствами навигации и поиска. Материалы этой электронной библиотеки предоставлены в локальной сети колледжа для самостоятельной работы студентов.

Локальная сеть объединяет практически все компьютеры нашего учебного заведения и имеет выход на сервер колледжа, где размещаются все информационные материалы, необходимые для обеспечения качественного процесса обучения.

Систематически проводится контроль знаний студентов в форме тестирования. По результатам тестирования ведется протокол сеанса каждого студента, формируется ведомость и проводится обработка результатов. Полученные данные позволяют выявлять темы, плохо усвоенные студентами и вносить соответствующие коррективы в учебный процесс. При этом экономится время преподавателя на проверку знаний.

С каждым годом активизируется вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность. Студенты  под руководством своих научных руководителей  с большим интересом занимаются разработкой  тематической проблемы в определённой предметной области и потом защищают свои проекты.

Выдающимся достижением информационных технологий является всемирная сеть Интернет. Очевидно, что эта информационная сеть стала социальным явлением, способствующим объединению знаний и интеллекта людей всего мира без их деления государственными, экономическими, социальными и религиозными границами. В распоряжении наших студентов для подготовки реферативного материала, сообщений и докладов в библиотеке колледжа установлены компьютеры с выходом в Интернет. Большим подспорьем для оперативной работы преподавателей и студентов является сайт Казанского медицинского колледжа, который максимально полно отражает всю имеющуюся информацию по колледжу: историю нашего учебного учреждения, новости, нормативные документы, издания колледжа, деятельность коллектива по различным направлениям, расписание, трудоустройство, информацию для абитуриентов и многое другое.

В нашем учебном заведении реализация творческих способностей студентов в полном масштабе проявляется при изучении дисциплины «Информационное обеспечение профессиональной деятельности», когда перед ними ставится задача: создать проект на определенную тематику, результатом  работы над которым должен стать тематический WEB-сайт. У студентов возникает потребность свободно ориентироваться в информационном пространстве, находить нужную информацию из различных источников, уметь представлять полученную информацию в виде схем, диаграмм, графиков, разбираться в программном обеспечении. Они становятся активными участниками учебного процесса.

Таким образом, внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс в нашем колледже позволяет качественно наладить учебный процесс и подготовить высокообразованных конкурентоспособных специалистов, способных решать свои профессиональные задачи на самом высоком уровне.

 

Список литературы:

1.Инфоурок.Информатика. Методическая разработка практического занятия по предмету «Информационные технологии в профессиональной деятельности». [Электронный ресурс].  Режим доступа: https://infourok.ru/prakticheskoe-zanyatie-po-informatike-na-temu-statistika-dlya-medicinskogo-kolledzha-742015.html (Дата обращения 23.04.2019).

2.Официальный сайт ГАПОУ «Казанский медицинский колледж» [Электронный ресурс].  Режим доступа:  http://kbmk.ru/  (Дата обращения 23.04.2019).

 

 >>>Скачать все материалы публикации