Педагогическая диагностика в парадигме личностно-ориентированного обучения

 

Автор: Шевчик Наталья Михайловна
Должность: Преподаватель
Тип: Статья
Тема: «Педагогическая диагностика в парадигме личностно-ориентированного обучения»

Дата публикации: 11.05.2019

Стремительное экономическое, политическое и социальное развитие Российской Федерации повлекло за собой необходимость в повышении качества подготовки будущих специалистов, что является актуальной проблемой современного профессионального образования. На подготовку таких специалистов направлена политика нашего государства, которая заключается в построении системы профессионального образования, гибко реагирующей на запросы работодателей различных производств в условиях стремительной смены технологий и развития науки и техники. Соответственно, все мы, педагоги, понимаем необходимость переосмысления ключевых подходов к обучению и профессиональной подготовке специалистов в динамично изменяющихся рыночных условиях.

Средние профессиональные учебные заведения должны учитывать изменения особенностей бытия, труда и роли человека в условиях новой, технически и информационно насыщенной реальности, прививать будущему специалисту общие и профессиональные компетенции, то есть особую роль в подготовке специалистов приобретает ориентация на личность и компетентность. Все это позволит существенно повысить конкурентоспособность и облегчить процесс адаптации к профессиональной среде.

Изменения, происходящие сегодня в образовании, вынуждают педагогов вновь задуматься над вопросом «чему и как учить?», а также искать не только все новые подходы, методы и приемы достижения поставленной стандартами образования цели, но и разрабатывать различные методики диагностики и оценки результативности.

Сегодня педагогическая диагностика широко применяется на всех этапах деятельности педагога и на всех ступенях обучения. Существует множество методик проведения педагогических диагностик. Систематическое наблюдение преподавателя за своими учениками уже является диагностической деятельностью. Неудивительно, что существует несколько определений педагогической диагностики:

– это процесс анализа результатов исследования личности педагогом и выдача рекомендаций его деятельности и межличностных отношений;

– это процесс распознания различных педагогических явлений, определений их состояния в конкретный момент времени на основе использования необходимых для этого параметров;

– это распознание профессионально-личных качеств педагога, уровня его творческого потенциала на момент обследования.

По своим задачам, целям и сфере применения педагогическая диагностика самостоятельна, но во многом она заимствовала свои методы у психологической диагностики. Нельзя утверждать, что педагогическая диагностика на сегодняшний день является сформировавшейся научной дисциплиной.

В диагностике важно не только увидеть сам результат, но и выстроить динамику его изменения. Различают диагностирование обученности, т.е. последствий, достигнутых результатов, и обучаемости. В диагностику вкладывают более широкий и более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучаемых. Обычный диктант или контрольная работа констатируют факт усвоения или неусвоения определенной темы материала по предмету, но не дают ответа на вопрос, почему это произошло. Проверка лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения, диагностирование же рассматривает результаты в связи с путями, способами и возможностями их коррекции у отдельно взятого ученика.

Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, прогнозирование дальнейшего развития событий. Таким образом, педагогическая диагностика призвана оптимизировать процесс индивидуального обучения, обеспечить правильное определение результатов обученности, свести к минимуму ошибки учащихся.

Овладение простыми методиками диагностики отдельных сторон развития обучаемых — важный компонент профессиональной педагогической подготовки. Главный интерес для преподавателей представляет диагностика умственной деятельности обучаемых, мотивации поведения, уровня притязаний, эмоциональности, развития социального поведения и многих других важных качеств.

Уровень достижения обучающимися образовательных стандартов и сформированности у них коммуникативной компетенции, находящий свое выражение в знаниях, умениях, владении материалом, навыках, определяется нами с помощью соответствующих видов контроля. В числе таковых наиболее значимыми являются следующие виды контроля: предварительный; текущий; повторный; периодический; итоговый, которые проводятся с помощью тестовых заданий, анкет, контрольных и самостоятельных работ, устного и письменного опроса. Считаем в разрезе нашей методической темы очень важным осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Диагностика, как компонент технологии личностно – ориентированного обучения, помогает нам оптимизировать процесс индивидуального обучения, определить результаты деятельности участника педагогического процесса и качество образования, свести к минимуму ошибки, которые могут быть допущены в процессе обучения

С помощью диагностики в парадигме личностно – ориентированного обучения, а именно — диагностики обученности (Симонов В.П., Конфедератов В.И.), диагностики обучаемости (П.И.Третьяков, И.Б. Сенновский), диагностики учебных возможностей (Зверева В.И., Калмыкова З.И.),  диагностики воспитательных возможностей (Нечаев М.П.) мы определяем пробелы в обучении и воспитании,  планируем последующие этапы учебного процесса, подтверждаем успешные результаты обучения.

В начале учебного года методом тестирования мы проводим первичную диагностику уровня обученности с целью дифференциации учебного процесса. Чтобы проследить динамику успешности обучающихся, проводим диагностику обученности также в середине и в конце учебного года, что позволяет корректировать индивидуальные образовательные маршруты для студентов исходя из того, насколько вырос или снизился уровень обученности.  Анализ результатов диагностики обученности студентов помогает нам определять причины данного процесса и делать правильный выбор форм и методов в рамках используемой технологии обучения на каких – то определённых этапах обучения, дифференцировать содержание учебного материала для каждой группы индивидуально без существенного снижения его сложности и объёма.

Систематический контроль знаний и умений обучающихся — одно из основных условий повышения качества обучения. Умелое владение преподавателем различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности студентов в обучении, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого студента. Контроль для учащихся должен быть обучающим, развивающим и воспитывающим.

В результате проведения нетрадиционных форм контроля знаний и умений раскрываются индивидуальные особенности студентов, повышается уровень подготовки к занятиям, что повышает эффективность самого процесса обучения и позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях обучающихся.

 

Литература:

  1. Антонова, С.Г., Тюрина, Л.Г. Современная учебная книга. Создание учебной литературы нового поколения. М., 2016.- 210 с.
  2. Белкин, А.С. Теория педагогической диагностики и предупреждение отклонений в поведении. М., 2015. – 40 с.
  3. Беспалько, В.П. Теория учебника: Дидактический аспект. – М.: Педагогика, 1988. – 160 с.
  4. Голубев, Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. Текст. М., 1989. – 137 с.
  5. Гутник, И.Ю. Педагогическая диагностика образованности школьников. Дис. СПб.,1996. – 249 c.
  6. Давыдова, Л.Н. Педагогическое диагностирование как компонент управления качеством образования. Текст: моногр. – Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2015. — 211с.
  7. Цукерман Г.А., Оценка без отметки: Москва — Рига, 2014.-148 с.

 

 >>>Скачать все материалы публикации