Применение мультимедиа технологий на уроках инженерной графики

 

Автор: Русских Любовь Григорьевна
Должность: Преподаватель
Тип: Статья
Тема: «Применение мультимедиа технологий  на уроках инженерной графики»

Дата публикации: 11.05.2019

Нетрадиционный урок – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии. Она призвана наряду с целями и задачами традиционных уроков, развить у студентов интерес к самообучению, творчеству, умение в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться.

Нетрадиционные уроки – одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у студентов устойчивый интерес к обучению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на обучающихся, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания и интерес к изучаемой дисциплине, к познавательному общению. При такой форме обучения удовлетворяется потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер.

Чтобы успешно использовать современные учебные технологии, преподавателю необходимо постоянно совершенствоваться и быть открытым для новых идей.

Умелое сотрудничество человека и персонального компьютера в образовании позволит сделать процесс обучения более эффективным. Сочетание комментариев преподавателя с видеоинформацией или анимацией значительно активизирует внимание студентов к содержанию излагаемого преподавателем учебного материала и повышает интерес к новой теме.

Лекция — визуализация реализует дидактические принципы наглядности, доступности, наглядны межпредметные связи в обучении.

Успешность достижения целей урока зависит и от активных методов обучения. Лекция –визуализация способствует созданию проблемной ситуации, разрешение которой предполагает активную форму мыслительной деятельности. Графическая информация по инженерной графике содержит элементы проблемности.

Визуализованная лекция представляет собой устную информацию преобразованную в видеоряд, что является опорой для работы в дальнейшем с этим материалом в мыслительных и практических заданиях.

Работа на лекции по наглядной, структурированной форме способствует развитию способностей выделять главное, анализировать, обобщать, квалифицированно работать с чертежами.

Актуальность использования средств информационно-коммуникационных технологий в возможности представления в мультимедийной форме информационных материалов, визуализации изучаемых взаимосвязей, необходимости оценивания, самооценивания знаний студентов в более короткие сроки.

Цели: способствовать развитию словестно-логического самостоятельного мышления, внимания, памяти, способствовать воспитанию профессиональных и личностных качеств — деловитости, ответственности, самостоятельности.

Применение лекции в мультимедийной форме при изучении создания сборочных чертежей

Чтобы активизировать деятельность студентов на уроках мною разработана лекция с применением мультимедиа технологии и элементов опорного конспекта в  Приложении А  электронный вариант  по теме «Сборочные чертежи (СБ). (ГОСТ 2.109-73 Основные требования к чертежам)».

Тип урока—урок новых знаний, вид урока—лекция-визуализация информационная, тематическая с применением мультимедиа технологий.

Цели на занятии.

1.Образовательные — иметь представление о разных видах конструкторской документации, получить первое представление о требованиях и правилах оформления сборочных чертежей, спецификации.

2  Развивающие – способствовать развитию технического мышления, пространственного воображения, способности концентрации внимания, сосредоточенности.

3  Воспитательные – мотивация к дальнейшей работе по специальности, способствовать стремлению понимать чертежи для успешного изучения специальных дисциплин и выполнения курсового и дипломного проектов.

Оснащение и оборудование: проектор, ноутбук, плакаты чертежей деталей и сборочных чертежей, детали, сборочные узлы, тематический комплект дидактического  материала (приложение А)—сборочные чертежи, лекция; учебник.

Общая характеристика темы. Сведения о СБ на этом занятии студенты получают впервые. В соответствии с ФГОС по специальности студенты должны уметь выполнять, оформлять, графические изображения технологического оборудования — это сборочные чертежи, в соответствии с действующей нормативно-технической документацией (ГОСТЫ ЕСКД); читать чертежи по специальности, среди которых и сборочные чертежи.

Преимущества применяемой методики изучения одного из основных стандартов считаю, что в ходе лекции применяются методы активизации усвоения информации. Для активизации предлагается параллельно с изучением информации  отвечать на вопросы к сборочным чертежам. Это позволяет получить первые навыки понимания графической информации о сборочных единицах, закреплять изучаемый на лекции большой объём материала постепенно.

Использование предложенной методики активизирует процесс преподавания, повышает интерес студентов к изучаемой дисциплине и эффективность учебного процесса, позволяет достичь большей глубины понимания учебного материала.  Сотрудничество преподавателя и компьютера делает учебную дисциплину более доступной для понимания различными категориями студентов, улучшает качество ее усвоения.

Преподаватель должен выполнить такие демонстрационные материалы, такие формы наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но сами выступают носителями содержательной информации.

Подготовка такой лекции состоит в реконструировании, перекодировании содержания лекции или ее части в визуальную форму для предъявления студентам через технические средства обучения.

Чтение такой лекции сводится к  развернутому комментированию подготовленных визуальных материалов.

Важно увязать содержание лекции с последующими за ней практическими занятиями;   в процессе чтения лекции рекомендуется ориентировать студентов относительно литературы и качества учебников и учебных пособий, тем самым направляя на самостоятельную работу.

На уроках с применением мультимедиа технологий обучение становится занимательным и эмоциональным, принося эстетическое удовлетворение студентам и повышая качество излагаемой информации. Эффективнее используется учебное время, сосредоточив внимание на обсуждении наиболее сложных фрагментов учебного материала, активизируется процесс преподавания, повышается интерес студентов к изучаемой дисциплине и эффективность учебного процесса, это позволяет достичь большей глубины понимания учебного материала.

 

Список литературы

  1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – М.: Педагогика, 1986.
  2. Ройтман И.А. Методика преподавания черчения. М.: Владос, 2000. — 240с.
  3. Скакун В.А. Проведение и анализ уроков по специальным и общетехническим предметам. — М.: Высш. шк., 1984.-80 c.
  4. Скакун В. А.Методика преподавания специальных и общетехнических предметов (в схемах и таблицах): Учеб. пособие для нач. проф. образования / Владислав Александрович Скакун. — М.: Издательский центр «Академия», — 128 с.
  5. Интернетресурсы

 

 >>>Скачать все материалы публикации