Роль современных педагогических технологий в обучении студентов с нарушениями слуха

 

Автор: Яркова Лариса Ивановна
Должность: Преподаватель
Тип: Статья
Тема: «Роль современных педагогических технологий в обучении студентов с нарушениями слуха»

Дата публикации: 12.05.2019

Рассматривая современные тенденции формирования состава обучающихся организаций среднего профессионального образования, можно констатировать, что в него все больше входят обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалиды.

ГАПОУ ТО «ЗСГК» в рамках Соглашения №06-G28.24.0039 от 11.07.2016 между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Тюменской области наделен полномочиями базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного образования инвалидов и лиц с ОВЗ в Тюменской области.

Поэтому перед педагогическим коллективом колледжа стоят задачи формирования компетентного специалиста путем адаптации и изменения уже имеющихся технологий обучения для формирования у обучающихся с  ОВЗ и инвалидов  необходимых профессиональных компетенций и способности построения  профессиональной карьеры.

Вопросами технологий инклюзивного обучения занимались западные исследователи М. Банерджи, Х. Гартнер, С. Денно, Д. Митчелл, Д. Тайак, М. Фуллан, К. М. Эвертсон и др. В отечественной педагогике технологическая сторона инклюзивного образования частично представлена в исследованиях Л. С. Выготского, И. Ю. Левченко, И. В. Карпенковой, С. И. Кудинова и др. [2].

Особое внимание на современном этапе уделяется вопросам теории и практики сопровождения субъектов инклюзивного образования: Сорокоумова С.Н., Алехина С.В., Кутепова Е.Н., Семаго М.М., Семаго Н.Я., Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Бурыкина Н.М., Егоров П.Р. [3].

Для решения задач формирования профессионально подготовленного специалиста в условиях инклюзивной образовательной среды колледжа преподавателями  реализуются технологии, основанные на уже накопленном опыте преподавания той или иной дисциплины, междисциплинарного курса, профессионального модуля.

В ГАПОУ ТО «ЗСГК» на сегодняшний момент обучаются 44 студента с особыми познавательными потребностями, большинство из них имеют стойкие нарушения слуха.

Их обучение выстраивается на основе использования информационно-коммуникационных и цифровых технологий. Максимальный учет особенностей студентов и достаточный уровень наглядности обеспечивается при использовании учебно-методических материалов, включающих структурированные визуальные интерактивные презентации с использованием системы навигации, учебные пособия, адаптированные для восприятия студентами с нарушением слуха, электронные адаптированные контролирующие комплексы по изучаемым дисциплинам, междисциплинарным курсам, профессиональным модулям.

Особую роль в обучении лиц с нарушенным слухом играют видеоматериалы, на занятиях повышенное внимание уделяется специальным профессиональным терминам и использованию профессиональной лексики. Этому способствует создание видеороликов профессиональной направленности с сурдопереводом (в штате есть два сурдопереводчика).

Пространство колледжа  насыщено специализированным оборудованием, персональными и коллективными средствами для облегчения восприятия информации: индукционными контурами и петлевыми устройствами, системами свободного звукового поля, которые являются важными инструментами обеспечения технологии доступности для данной категории студентов.

В колледже разработаны рекомендации по созданию курсов в дистанционной среде (Moodle и др.), по записи лекций и проведения вебинаров (Adobe Connect или др.), по мониторингу профессиональной и личностной социализации лиц с инвалидностью и ОВЗ, использованию диагностического инструментария с целью сбора и оценки информации об уровне развития профессионально-значимых свойств и качеств личности и др.

Для обучения лиц с ОВЗ по различным нозологиям используется специальное оборудование: функционирует кабинет психологической разгрузки и дистанционного обучения, компьютерные аудитории. Мобильные приборы: FM-система «Сонет», система «Диалог», Тифлофлешплейеры SmartBee, слухоречевые тренажеры используются в лабораториях, мастерских и кабинетах специальных дисциплин.

В качестве достаточно эффективного инструмента по реализации индивидуальных образовательных траекторий используется технология портфолио. Портфолио позволяет качественно осуществлять индивидуализацию учебного процесса с учетом не только интеллектуальных, но и физических данных обучающихся.

Для занятий со студентами-инвалидами и ОВЗ физической культурой модернизируются физкультурно-спортивные базы и залы колледжа, площадки обеспечены специализированным оборудованием.

Параллельно в колледже ведется работа по совершенствованию системы тестирования нормативов по физической подготовленности ВФСК «Готов к труду и обороне» среди студентов с инвалидностью и ОВЗ, развиваются адаптивные виды спорта при поддержке Центра адаптивных видов спорта ГАПОУ ТО «ЗСГК».

На базе колледжа ежегодно проводятся отборочные этапы национального конкурса профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс» по компетенциям: Выпечка хлебобулочных изделий, Поварское дело, Кондитерское дело, Адаптивная физическая культура.

Также в колледже реализуются дополнительные мероприятия – стажировка выпускников с особыми познавательными потребностями и содействие их трудоустройству, на сайте постоянно функционирует банк  вакансий и работ: «Инвалид квота» в Тюмени, желающие могут в онлайн- режиме пройти тест по профориентации.

Список источников:

  1. Вербицкий, А.А. Личностный и компетентностный поход в образовании: проблемы интеграции/А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. – М., Логос, 2010. – 336с.
  2. Инклюзивные процессы в образовании: материалы Международной конференции, г. Минск, 27-20 октября 2016г. – Минск, БГПУ, 2016, 408с.
  3. Кутепова, Е.Н. Сунцова, А.С. Теоретический анализ проблемы инклюзивного образования в современных исследованиях// Вестник Череповецкого государственного университета, 2016, №2 С. 106.
  4. Методические рекомендации по обучению студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ / под ред. О.А.Козыревой: учеб. пособие для преподавателей КГПУ им. В.П.Астафьева, работающих со студентами-инвалидами и студентами с ОВЗ. – КГПУ, 2015. – 93 с.

 

 >>>Скачать все материалы публикации