Автор: Креслова Лилия Ивановна Дата публикации: 12.05.2019 |
«Скажи мне и я забуду,
покажи мне и я запомню,
дай мне действовать самому и я научусь»
Восточная мудрость
Учитывая восточную мудрость, в Ульяновском медицинском колледже четко прослеживается переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования и требует от медицинских образовательных организаций перестройки процесса обучения студентов. Главным направлением в сфере среднего профессионального медицинского образования является необходимость значительного усиления практической подготовки студентов при сохранении должного уровня теоретических знаний.
Решением данной проблемы в Ульяновском медицинском колледже является создание учебных кабинетов с необходимым современным оборудованием, с фантомами и муляжами для отработки и закрепления алгоритмов сестринских манипуляций, практических навыков и умений, что позволяет реализовать требования ФГОС СПО, а именно: «…использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся».
Таким образом, на современном этапе наиболее эффективным методом обучения студентов является использование симуляционных технологий в системе подготовки среднего медицинского персонала.
Симуляционное обучение – это организация учебного процесса, при котором студент действует в имитированной обстановке и знает об этом. Качество такого обучения зависит от полноты и реалистичности моделирования конкретной рабочей ситуации. Данная технология дает возможность закрепить необходимые теоретические знания и практические умения, довести их до автоматизма, научить действовать системно: планировать, организовывать, корректировать и анализировать свою профессиональную деятельность.
С этической точки зрения важнейшим преимуществом симуляционной технологии является обучение без нанесения вреда пациенту и снятие тревоги и боязни у студента совершить непоправимую ошибку.
Применение симуляционных технологий позволяет отработать такие общие компетенции, как соблюдение правил личной безопасности на рабочем месте и безопасности пациента; повысить уровень профессионального мастерства и практических навыков молодых специалистов на этапе учебной практики, обеспечивая им более эффективный, плавный и безопасный переход к производственной практике и будущей профессиональной деятельности.
В своей работе преподаватели использую следующие виды симуляционных технологий:
Визуальные: Примером может служить методическое пособие и видеофильмы, с применением информации из интернета.
Тактильные: тренажеры для отработки практических навыков, реалистичные манекены, фантомы органов для отработки медицинских манипуляций. В колледже имеется тренажер пальпации груди для клинического обучения, используется для наглядной демонстрации обследования груди и выявления патологии. Этот симулятор изготовлен из материала приближенного к текстуре кожи человека. Тренажер обследования груди S230.40 компании Gaumard сочетает современные материалы для создания достоверного внешнего вида, ощущения и текстуры в дополнение к реалистичной мягкости и прочности. Грудь, соски и ареолы обладают реалистичными свойствами. Расположенные в груди кисты и опухолевые образования различной текстуры помогают распознавать нормальное состояние и патологии, что позволяет акушерам закрепить необходимые теоретические знания и практические навыки.
- Манекены по уходу за новорожденными: мальчик, девочка.
Данные манекены позволяют отработать следующие практические навыки:
— купание;
— уход за ребенком и кормление;
— одевание, раздевание и смена подгузника.
- Тренажер обработки навыков сердечно-легочной реанимации и дефибрилляции (СЛР):
- Оральная и назальная интубация;
- Использование эндотрахеальной трубки или ларингеальной маски;
- Реалистичные дыхательные пути с языком, голосовыми связками и трахеей;
- Раздувание желудка при интубации пищевода и/или гипервентиляции;
- Измерение и регистрация компрессий грудной клетки;
- Мониторинг и восстановление сердечного ритма с помощью реального АВД/дефибриллятора;
- Выполнение реальных электрических разрядов с энергией до 360 джоулей на специальных участках на коже или на кнопочных разъемах симулятора OMNI 2.
Работа на таком тренажере позволяет студенту приобрести первоначальный практический опыт, формирует профессиональное умение и компетенции.
- Гинекологический симулятор ZOE позволяет отрабатывать студентам следующие манипуляции:
- Выполнение бимануального исследования реалистичной пальпируемой матки.
- Многократная отработка навыков катетеризации с использованием резервуара для мочи.
- Симуляция мини-лапаротомии, временной и послеродовой трубной окклюзии, а также овариоэктомии с использованием готовых разрезов в абдоминальной накладке и прилагаемых к симулятору дополнительных яичников и маточных труб.
- Симуляция временной лапароскопической окклюзии (кольцами Falope или клипсами Hulka) с использованием сменных связок яичников и маточных труб.
- Отработка навыков введения женского презерватива или диафрагмы размером 75 мм через влагалищное отверстие.
- Выполнение гистероскопии и работа с маточным манипулятором через реалистичное влагалищное отверстие.
- Проведение бимануального, общего влагалищного исследования с использованием сменных шеек матки и визуальное распознавание вариантов нормы и патологий с применением гинекологического зеркала.
- Отработка навыков зондирования на сменных моделях матки с применением реальных однозубых щипцов и маточного зонда.
- Диагностика различных состояний с использованием сменных шеек матки в норме и с патологиями.
- Имитация растяжения мочевого пузыря на его реалистичной модели.
- Введение свечей в прямую кишку.
При использовании симуляционных технологий уделяется внимание на следующие моменты:
- Постановка конкретной учебной цели.
- Контроль результативности обучения.
- Создание системы для осуществления преемственности обучения, обеспечение перехода от практического занятия к производственной практике.
Практическое обучение включает в себя практические занятия на базе учебного заведения с отработкой практических умений посредством внедрения симуляционных технологий, на которых закрепляются знания и умения, как этап подготовки к учебной и производственной практике на базе лечебно-профилактических учреждений.
Профессиональные компетенции, формируемые в колледже, состоят из знания, умения и опыта. При этом основным является опыт студентов, полученный на практических занятиях.
Таким образом, получение опыта основная цель практического обучения с использованием симуляционных технологий.
>>>Скачать все материалы публикации