Использование симуляционных технологий при реализации программы подготовки специалистов среднего звена в ульяновском медицинском колледже

 

Автор: Креслова Лилия Ивановна
Должность: Преподаватель
Тип: Статья
Тема: «Использование симуляционных технологий при реализации программы подготовки специалистов среднего звена в ульяновском медицинском колледже»

Дата публикации: 12.05.2019

«Скажи мне и я забуду,
покажи мне и я запомню,
дай мне действовать самому и я научусь»

Восточная мудрость

 

Учитывая восточную мудрость, в Ульяновском медицинском колледже четко прослеживается переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования и требует от медицинских образовательных организаций перестройки процесса обучения студентов. Главным направлением в сфере среднего профессионального медицинского образования является необходимость значительного усиления практической подготовки студентов при сохранении должного уровня теоретических знаний.

Решением данной проблемы в Ульяновском медицинском колледже является создание учебных кабинетов с необходимым современным оборудованием, с фантомами и муляжами для отработки и закрепления алгоритмов сестринских манипуляций, практических навыков и умений, что позволяет реализовать требования ФГОС СПО, а именно: «…использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся».

Таким образом, на современном этапе наиболее эффективным методом обучения студентов является использование симуляционных технологий в системе подготовки среднего медицинского персонала.

Симуляционное обучение – это организация учебного процесса, при котором студент действует в имитированной обстановке и знает об этом. Качество такого обучения зависит от полноты и реалистичности моделирования конкретной рабочей ситуации. Данная технология дает возможность закрепить необходимые теоретические знания и практические умения, довести их до автоматизма, научить действовать системно: планировать, организовывать, корректировать и анализировать свою профессиональную деятельность.

С этической точки зрения важнейшим преимуществом симуляционной технологии является обучение без нанесения вреда пациенту и снятие тревоги и боязни у студента совершить непоправимую ошибку.

Применение симуляционных технологий позволяет отработать такие общие компетенции, как соблюдение правил личной безопасности на рабочем месте и безопасности пациента; повысить уровень профессионального мастерства и практических навыков молодых специалистов на этапе учебной практики, обеспечивая им более эффективный, плавный и безопасный переход к производственной практике и будущей профессиональной деятельности.

В своей работе преподаватели использую следующие виды симуляционных технологий:

Визуальные: Примером может служить методическое пособие и видеофильмы, с применением информации из интернета.

Тактильные: тренажеры для отработки практических навыков, реалистичные манекены, фантомы органов для отработки медицинских манипуляций. В колледже имеется тренажер пальпации груди для клинического обучения, используется для наглядной демонстрации обследования груди и выявления патологии. Этот симулятор изготовлен из материала приближенного к текстуре кожи человека. Тренажер обследования груди S230.40 компании Gaumard сочетает современные материалы для создания достоверного внешнего вида, ощущения и текстуры в дополнение к реалистичной мягкости и прочности. Грудь, соски и ареолы обладают реалистичными свойствами. Расположенные в груди кисты и опухолевые образования различной текстуры помогают распознавать нормальное состояние и патологии, что позволяет акушерам закрепить необходимые теоретические знания и практические навыки.

  1. Манекены по уходу за новорожденными: мальчик, девочка.

Данные манекены позволяют отработать следующие практические навыки:

— купание;

— уход за ребенком и кормление;

— одевание, раздевание и смена подгузника.

  1. Тренажер обработки навыков сердечно-легочной реанимации и дефибрилляции (СЛР):
  • Оральная и назальная интубация;
  • Использование эндотрахеальной трубки или ларингеальной маски;
  • Реалистичные дыхательные пути с языком, голосовыми связками и трахеей;
  • Раздувание желудка при интубации пищевода и/или гипервентиляции;
  • Измерение и регистрация компрессий грудной клетки;
  • Мониторинг и восстановление сердечного ритма с помощью реального АВД/дефибриллятора;
  • Выполнение реальных электрических разрядов с энергией до 360 джоулей на специальных участках на коже или на кнопочных разъемах симулятора OMNI 2.

Работа на таком тренажере позволяет студенту приобрести первоначальный практический опыт, формирует профессиональное умение и компетенции.

  1. Гинекологический симулятор ZOE позволяет отрабатывать студентам следующие манипуляции:
  • Выполнение бимануального исследования реалистичной пальпируемой матки.
  • Многократная отработка навыков катетеризации с использованием резервуара для мочи.
  • Симуляция мини-лапаротомии, временной и послеродовой трубной окклюзии, а также овариоэктомии с использованием готовых разрезов в абдоминальной накладке и прилагаемых к симулятору дополнительных яичников и маточных труб.
  • Симуляция временной лапароскопической окклюзии (кольцами Falope или клипсами Hulka) с использованием сменных связок яичников и маточных труб.
  • Отработка навыков введения женского презерватива или диафрагмы размером 75 мм через влагалищное отверстие.
  • Выполнение гистероскопии и работа с маточным манипулятором через реалистичное влагалищное отверстие.
  • Проведение бимануального, общего влагалищного исследования с использованием сменных шеек матки и визуальное распознавание вариантов нормы и патологий с применением гинекологического зеркала.
  • Отработка навыков зондирования на сменных моделях матки с применением реальных однозубых щипцов и маточного зонда.
  • Диагностика различных состояний с использованием сменных шеек матки в норме и с патологиями.
  • Имитация растяжения мочевого пузыря на его реалистичной модели.
  • Введение свечей в прямую кишку.

При использовании симуляционных технологий уделяется внимание на следующие моменты:

  1. Постановка конкретной учебной цели.
  2. Контроль результативности обучения.
  3. Создание системы для осуществления преемственности обучения, обеспечение перехода от практического занятия к производственной практике.

Практическое обучение включает в себя практические занятия на базе учебного заведения с отработкой практических умений посредством внедрения симуляционных технологий, на которых закрепляются знания и умения, как этап подготовки  к учебной и производственной практике на базе лечебно-профилактических учреждений.

Профессиональные компетенции, формируемые в  колледже, состоят из знания, умения и опыта. При этом основным является опыт студентов, полученный на практических занятиях.

Таким образом, получение опыта основная цель практического обучения с использованием симуляционных технологий.

 

 >>>Скачать все материалы публикации