Анализ использования современных технологий и средств обучения на уроках истории

 

Автор: Киселева Нина Ивановна
Должность: Учитель
Тип: Статья
Тема: «Анализ  использования современных технологий и средств  обучения на уроках истории»

Дата публикации: 13.05.2019

Мы все понимаем, что приобщение современного школьника к вопросам исторического образования происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля, изменения всего «фона» системы образования. Меняется  восприятие, он живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры.

Учитель сегодня должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с учащимися на одном языке. Также новые концепции ФГОС требуют иных подходов в организации учебного процесса.

В этой связи необходимо учитывать те новые цели и задачи, которые определяют направление развития современной системы исторического образования:

Цель: сделать урок эффективным, интересным для ребят; научить школьников решать поставленные задачи, поиску истины, правильных ответов

Задачи:

  1. Сформировать у учащихся:
  • базовые знания по истории;
  • чувства патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну);
  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  1. Развивать умение всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных источников знаний, самостоятельно, творчески осмысливать проблемы общественного развития в прошлом и настоящем.

Так, в своей работе я использую следующие современные педагогические технологии:

— Игровая;

— Технология проблемного обучения;

— Проектная  и исследовательская деятельность;

— Технология группового обучения;

— Технология деятельностного подхода и т.д.

Для модернизации традиционного урока мною были использованы презентации различных типов:

  1. Для повторения и обобщения пройденного материала, в том числе с использованием игровых моментов (викторина «Великие полководцы», игра «Знай свое Отечество») с целью систематизации школьных знаний и полученных в ходе занятий.
  2. Презентации, имеющие полноценное методическое сопровождение урока («Монгольское завоевание и его последствие», «Эпоха Петровский преобразований»). Презентация помогает донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме.
  3. Ученические презентации, сообщение учащегося по какой-либо теме с иллюстрациями («Культура», «Отечественная война 1941-1945гг») — в программах PowerPoint, MicrosoftOffice Publisher («Петр 1»). Они  развивают групповую работу, самостоятельность и применение знаний на практике.

Также использую и разрабатываю  тесты в программе Power Point. Тесты можно использовать, как на любом этапе урока, так и при изучении нового материала, его закреплении и обобщении.

Кроме информационных технологий, я использую учебный проект. Обучающиеся  к уроку готовят схемы, рисунки, кроссворды, таблицы (кроссворд  «Первобытные люди и общество», схема «Государственный аппарат России в XVII», таблица «Общественные движения в России в 19 веке»). Одной из особенностей проведения урока является творческая работа, помогающая  вовлекать в работу всех ребят, самореализовываться, раскрывать свои способности, делать выводы, работать в группах. Развитие творческой активности  способствует становлению важных качеств личности: ответственности за свой труд, умению его организовать, развитию самостоятельности, практическому применению своих знаний (реферат, доклад).

В своей работе я широко использую игровые технологии. Практика показывает, что уроки истории с использованием игровых ситуаций, делает увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса учащихся. «На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: где от каждого участника зависит победа. Проведение игры предполагает освобождение учащихся от психологической нерешительности, застенчивости и полное погружение в нее (игра « Суд над Иваном Грозным»,  «Урок-игра движение декабристов»).

Не  стоит забывать и о здоровье наших детей, поэтому важно использование здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания.
В своей практике  широко использую эти технологии для снижения утомления в ходе урока: дидактические игры, парная или групповая работа; смена вида занятий и т.д.

И в заключение хочется сказать, что любой метод, технология признается эффективным, если он дает  результаты, и важно не забывать что это зависит напрямую, как от ученика, так и от учителя.

Список использованной литературы:

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.; 2002.
  2. Компьютерные телекоммуникации — школе /Под ред. Е.С.Полат — М., 1995
  3. А.А. Леонтьев Педагогическое общение. — М.,1996,с. 17.
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000
  5. Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса// Школьные технологии. – 2006. — №6 – с. 43 – 47

 

>>>Скачать все материалы публикации