Во саду ли, в огороде

 

Автор: Козлова Елена Викторовна
Должность: Воспитатель
Тип: Проект
Тема: «Во саду ли, в огороде»

Дата публикации: 01.06.2019

Проект для детей младшего дошкольного возраста «»Во саду ли, в огороде»»

Название проекта: «»Во саду ли, в огороде»»

Вид проекта: познавательно – исследовательский проект для детей второй младшей группы.

Продолжительность: долгосрочный (февраль, март, апрель, май, июнь) 2019 год.

Участники проекта: Дети 3-4 лет, родители, воспитатели.

Актуальность: воспитание экологически грамотного человека – одна из главных задач на сегодняшний день. И начинать решать эту проблему надо с младшего дошкольного возраста, ведь именно в нем закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. Как известно, самое лучшее открытие, то, которое ребенок делает сам. Каждую весну дома на подоконнике у мам и бабушек расцветает зеленый ковер – рассада в ящичках различной формы и окраса, но детям строго настрого наказывают не трогать эти интересные растения, а интерес и любопытство с каждым годом все сильнее. Ребята сами бы с удовольствием посадили какие-то растения, поливали их, ухаживали бы. Вот и возникла у нас идея создать свой чудо-огород, который призван развивать экологические ценности природы. Мы решили посадить не только лук, но и бобы, горох, свеклу, салат, укроп, а также семена цветочных культур.

Проект даст возможность понаблюдать, как растут садово-огородные растения, задуматься о том, какие условия необходимы для их роста и развития и, чем же они полезны. И что еще важно – употреблять в пищу экологически чистые продукты, выращенные своими руками.

Цель проекта: расширение представлений детей об окружающем мире (как сажают растения сада – огорода: лук, укроп, горох, бобы, цветочные культуры) уход за ними. Привитие элементарных трудовых умений и навыков, активизация внимания, памяти, обогащение словарного запаса детей (семена, посадка, рост, развитие).

Задачи проекта:

ПРИОРИТЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

  • Знакомить детей с процессом посадки лука, бобов, гороха, салата, укропа, цветочных культур; воспитывать желание участвовать в посильной практической деятельности: посадке, рыхлении, поливе.
  • Закреплять представления о луке, бобах, горохе, салате; особенностях внешнего строения (корень, стебель, листья, цветы).
  • Формировать представление том, что для растений необходимы солнце (свет), воздух, вода (влага).
  • Формировать умение ухаживать за посадками в комнатных условиях.
  • Развивать наблюдательность, во время посадки умение делать элементарные выводы на основе собственных наблюдений.

ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В ИНТЕГРАЦИИ

 

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:

  1. ПРОДОЛЖАТЬ РАСШИРЯТЬ И АКТИВИЗИРОВАТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС (СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: СЕМЕНА, РОСТОК, ЗЕЛЕНЬ; ГЛАГОЛЫ: САЖАТЬ, УХАЖИВАТЬ, ПОЛИВАТЬ), ЧТЕНИЕМ СТИХОТВОРЕНИЙ, СКАЗОК, БЕСЕД, ЗАГАДЫВАНИЕМ ЗАГАДОК.
  2. ФОРМИРОВАТЬ У ДЕТЕЙ  ЖЕЛАНИЕ ВЕСТИ ДИАЛОГИЧЕСКУЮРЕЧЬ, УЧИТЬ ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ ПОЛНЫМ ОТВЕТИМ, СОГЛАСОВЫВАТЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ.

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ:

 

  1. ПООЩРЯТЬ ЖЕЛАНИЕ ДЕТЕЙ УЧАСТВОВАТЬ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СВЕРСТНИКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ.
  2. ВОСПИТЫВАТЬ НА ПРИМЕРЕ ТРУДА ВЗРОСЛЫХ ДРУЖЕЛЮБИЕ, ВЗАИМОПОМОЩЬ, ВЕЖЛИВОСТЬ, УВАЖЕНИЕ К РЕЗУЛЬТАТАМ СВОЕГО ТРУДА И ДРУГИХ ДЕТЕЙ.
  3. РАЗВИВАТЬ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ, УМЕНИЕ ОТРАЖАТЬ СВОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ О ТРУДЕ ВЗРОСЛЫХ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
  4. СПОСОБСТВОВАТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ, ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ РОДИТЕЛЕЙ ЖИЗНЬЮ ГРУППЫ, ПРИВЛЕЧЬ К УЧАСТИЮ В ПРОЕКТЕ.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

 

  1. СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ НАВЫКИ ИЗО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
  2. ОТРАЖАТЬ СВОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ О ТРУДЕ ВЗРОСЛЫХ В ТВОРЧЕСТВЕ (ПЕНИЕ ПЕСЕНОК, ХОРОВОДОВ).

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

 

  1. РАЗВИВАТЬ  ОБЩУЮ И МЕЛКУЮ МОТОРИКУ.
  2. РАЗВИВАТЬ КООРДИНАЦИЮ ДВИЖЕНИЙ И УМЕНИЕ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ.

МАТЕРИАЛЫ: ЗЕМЛЯ, КОНТЕЙНЕРЫ И СТАКАНЧИКИ ДЛЯ ПОСАДКИ, ВОДА, ЛУК, БОБЫ, ГОРОХ, СЕМЕНА УКРОПА, САЛАТА, ЦВЕТОЧНЫХ КУЛЬТУР, ЛЕЙКИ ДЛЯ ПОЛИВА, ЛОПАТКИ ДЛЯ РЫХЛЕНИЯ, ПАЛОЧКИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЛАЖНОСТИ ЗЕМЛИ, ФАРТУКИ, ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ, ГРАБЕЛЬКИ.

МЕТОДЫ РАБОТЫ: НАБЛЮДЕНИЯ, БЕСЕДЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ, ЧТЕНИЕ ХУД.ЛИТЕРАТУРЫ, ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИГРЫ-ДЕМАТИЗАЦИИ, НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

  1. ДЕТИ УЗНАЮТ О ТОМ, ЧТО САЛАТ, ЛУК, УКРОП, БОБЫ – ИСТОЧНИКИ ВИТАМИНОВ.
  2. ПРОИЗОЙДЕТ ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ПРОЦЕССАМИ ПОСАДКИ РАСТЕНИЙ, НАУЧАТСЯ ВЫПОЛНЯТЬ ПРОСТЕЙШИЕ ТРУДОВЫЕ ОПЕРАЦИИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЭТОГО.
  3. У ДЕТЕЙ РАСШИРИТСЯ И ОБОГАТИТСЯ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС ЗА СЧЕТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ: РОСТОК, ШЕЛУХА, СЕМЕНА, ЗЕЛЕНЬ; ГЛАГОЛОВ: САЖАТЬ, ПОЛИВАТЬ, УХАЖИВАТЬ.
  4. СФОРМИРУЮТСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РОСТЕ И РАЗВИТИИ РАСТЕНИЙ В РАЗНЫХ УСЛОВИЯХ: В КОНТЕЙНЕРЕ С ПОЧВОЙ, В СТАКАНЕ С ВОДОЙ, НА СВЕТУ, В ТЕНИ.
  5. ПОЗНАКОМЯТСЯ С ХУД.ЛИТЕРАТУРОЙ: СКАЗКАМИ, ЗАГАДКАМИ, СТИХАМИ, ПОСЛОВИЦАМИ О САДОВЫХ КУЛЬТУРАХ.
  6. РАЗОВЬЕТСЯ УМЕНИЕ ПРАВИЛЬНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПРОСТЕЙШИМИ ОРУДИЯМИ ТРУДА ПО ОБРАБОТКЕ ПОЧВЫ И УХОДА ЗА РАСТЕНИЯМИ.

1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

  1. Обсуждение целей и задач проекта воспитателем с детьми, родителями.
  2. Подбор художественной литературы, поговорки, стихи, сказки, загадки.

3.Подборка иллюстративного и демонстрационного материала о садово – огородных растениях.

  1. Подготовка почвы для посадки.
  2. Подготовка посадочного материала: луковиц, гороха, бобов, семена салата, укропа, цветов.
  3. Приобретение лотка и стаканчиков для посадки семян.
  4. Создание дидактических игр

«Вершки – корешки»,

«Что сажают в огороде?»

«Какое время года?»

«Разрезанные картинки: овощи, фрукты и ягоды».

  1. Выявление представлений детей о жизни и развитии садово – огородных растений.
  2. Консультации для родителей:

«Польза лука», «Посадки весной», «Весна вступает в свои права».

  1. Просмотр и обсуждение мультфильма «Лнтик – лук».

2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ

  1. Организация проектной деятельности.
  2. Рассматривание и изучение посадочного материала.
  3. НОД «Веселый огород». НОД «Витамины на нашем столе».
  4. НОД №2 «Лук – лучок». «Посадка лука и уход за всходами».
  5. НОД №3 «Высадка рассады в клумбы».
  6. Опытно – экспериментальная деятельность: строение лука, вкус и луковые слезы, мальчик – луковка, наблюдение за проращиванием гороха и бобов.
  7. Беседа – «Что нужно растениям для роста?».
  8. Загадывание загадок, пословицы.
  9. Продуктивные виды деятельности: «Мальчик – луковка» (лепка), «Лук для борща» (рисование).
  10. Сюжетно ролевая игра «В саду или в огороде».
  11. Рисование декоративного панно.
  12. Драматизация сказок «Репка», «Петушок и бобовое зернышко».
  13. Чтение книги Михалкова «Важные дела», сказки В.Осеевой «Сороки».
  14. Подвижная игра «Огородник и воробей».
  15. Консультации для родителей («Польза лука», «Посадки весной», «Весна вступает в свои права»).
  16. Дидактические игры: «Какое время года?», «Что сажают в огороде?», «Так бывает или нет?», «Природа и человек».
  17. Физкультурная минутка «Инструменты в руках у ребят».
  18. Пальчиковые игры: «Растения», «Мы капусту рубим, рубим».
  19. Домашнее задание родителям и детям: просмотр и обсуждение мультфильма «Лунтик лук».
Образовательные

области

Срок Совместная деятельность детей и взрослых.
Социально – коммуникативное развитие сюжетно – ролевые игры

«Семья»

«Магазин»

«Во саду ли, в огороде»

«Путешествие в деревню»

«А у нас на грядке»

Подвижная игра

«Огородник и воробей»

Развлечения:

«Во саду ли, в огороде»

Театрализованное представление

«Бабушка – загадушка»

Драматизация сказок

«Репка»

«Петушок и бобовое зернышко»

Разрезные картинки

«Овощи, фрукты, ягоды»

Дидактические игры:

«Какое время года»

«Вершки – корешки»

«Что сажают в огороде»

«Угадай, чего не стало»

«Четвертый лишний»

Познавательное развитие НОД «Посадка лука»

НОД «Веселый огород»

НОД «Лук, лучок»

НОД «Витамины на нашем столе»

НОД «Высадка рассады в клумбе»

опытно – экспериментальная деятельность

«Строение лука»

«Вкус и луковые слезы»

Наблюдение за проращиванием гороха, бобов, салата.

Создание альбомов:

«Мы сажаем огород»

«Лук – лучок»

«Морковкины сказки»

дневника наблюдений за всходами овощных и цветочных культур.

Художественно – эстетическое развитие Рисование «Мальчик – луковка»; «Лук для борща»;

Рисование «Овощи на тарелке»

Аппликация «Цветы для мамы и бабушки»

Рисование «Тюльпаны»

Аппликация  «Украсим клумбу цветами»

Речевое развитие Составление коротких рассказов:

«Наши посадки»

«Витамины на нашем столе»

«Что на грядках выросло»

«Расти, цветочек аленький»

Чтение художественной литературы:

«Купите лук» перевод с шотландского И.Токмаковой;

Русская народная песня «Огуречик – огуречик» С.Михалков «Важные дела» А.Плещеев «Сельская песня»

Физическое развитие Физкультурные минутки:

«Инструменты в руках у ребят»

Пальчиковые игры:

«Растения»

«Мы капусту рубим, рубим»

«Солнышко светит»

«Чищу овощи для щей»

«Расти цветочек аленький»

3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

  1. Выставка коллективной работы «Наши друзья – растения».
  2. Угощаемся урожаем с нашего огорода (укропом, салатом, луком).
  3. Подготовка фотоальбома «Хорошо ребята потрудились весной».
  4. Презентация «Мы сажали огород».

>>>Скачать все материалы публикации