Автор: Деточенко Елена Владимировна Дата публикации: 16.09.2019 |
В настоящее время, сфера сервиса испытывает потребность в специалистах, способных к саморазвитию, приобретению новых знаний, умеющих ставить цели своей деятельности и эффективно решать профессиональные задачи.
Студенты ЯКСиД, обучающиеся на специальности 43.02.04. «Прикладная эстетика» получают квалификацию «технолог — эстетист», это специалист в области эстетизации внешности человека, а также решающий множество смежных профессиональных задач (диагностика внешности, анализ состояния здоровья человека, гармонизация души и тела, консультирование по уходу за кожей, образу жизни и оптимизации системы питания и др.)
К выпускникам данной специальности предъявляются повышенные требования, не только со стороны ФГОС, но и со стороны работодателей, так как конкуренция при трудоустройстве на предприятия сферы сервиса (салоны красоты, студии стиля и визажа, санатории, СПА — курорты, фитнес-центры и т.д. ) достаточно серьезная.
Кроме того, с 2016 года, наши студенты принимают активное участие в международном конкурсном движении WSR «Молодые профессионалы» по компетенции «Эстетическая косметология», на разных уровнях: от Регионального до Национального Чемпионата. Поэтому, в процесс обучения по специальности, активно внедряются требования профессиональных стандартов отрасли и стандартов WSR.
Большую роль в подготовке квалифицированных специалистов играют: компетентностный подход, современные педагогические технологии, активные и интерактивные методы обучения, взаимодействие с социальными партнерами. Одной из перспективных форм организации деятельности обучающихся является студенческая конференция.
Научно-практическая студенческая конференция — это одна из эффективных форм педагогического взаимодействия между преподавателем и студентами. Она направлена на формирование общих компетенций, способствует развитию профессиональных компетенций, а также является необходимым элементом в организации исследовательской деятельности обучающихся.
Научно-исследовательская работа является одним из ключевых факторов активного формирования и развития профессионально значимых качеств будущего специалиста:
— способность самостоятельно приобретать новые знания из различных источников,
-освоение таких умений, как систематизация, анализ, интерпретация информации,
— развитие системного и критического мышления,
— освоение доступных методов исследования (изучение и обобщение информации и практического опыта, сравнение данных, постановка эксперимента, наблюдение и фиксация его результатов, анкетирование и анализ полученных данных, мониторинг и др.)
— планирование, постановка целей и задач своей деятельности, определение путей и способов их достижения,
— совершенствование коммуникативных навыков (общение с коллегами на профессиональных семинарах и конференциях, умение слушать, задавать и отвечать на вопросы, выступление перед аудиторией и проч.)
Таким образом, исследовательская деятельность студентов создает условия для формирования конкурентоспособного специалиста в сфере сервиса.
Научно-практическая конференция является результатом длительной подготовительной работы, как для студентов, так и для преподавателей.
В своей педагогической деятельности, использую системное планирование и подготовку к таким мероприятиям. Являясь преподавателем обще — профессиональных дисциплин и профессиональных модулей на разных курсах обучения, включаю в учебный процесс такие формы и методы, которые позволяют логично, поэтапно формировать у студентов определенные навыки исследовательской деятельности:
— подготовка индивидуальных и групповых докладов по тематике, смежной с профессиональной,
-организация семинаров, круглых столов, мини-конференций с выступлением и обсуждением сообщение,
-подготовка и защита творческих и исследовательских проектов на актуальные темы,
-разработка анкет, проведение анкетирования, анализ и интерпретация полученных результатов,
-мониторинг состояния косметического рынка по разным сегментам и направлениям,
— проведение доступных практических исследований с наблюдением и фиксацией результатов,
-работа с библиографическими источниками, документацией, профессиональной литературой и т.д.
В результате, студенты постепенно включаются в процесс подготовки и проведения научно-практической конференции, когда приходит время.
Структура и этапы проведения студенческой конференции:
- Выбор темы, проблемы исследования.
- Определения сроков конференции.
- Создание оргкомитета, решающего основные вопросы подготовки и проведения конференции.
- Разработка программы конференции, определение участников (рабочих групп), тематики выступлений, состава жюри.
- Подготовительный этап (исследовательская работа, сбор данных, подготовка выступлений, консультирование с руководителем)
- Проведение конференции.
- Подведение итогов, анализ результатов, планирование дальнейшей работы.
В рамках обучения по специальности «Прикладная эстетика» проводятся студенческие конференции по следующей тематике: «Здоровый город», «Актуальные вопросы питания в 21 веке», «Эстетические проблемы клиентов и пути их решения», «Современный взгляд на экологическую безопасность косметических средств», «Известные гримеры и визажисты, их вклад в развитие визажного искусства», «Мониторинг СПА — объектов Ярославской области», «Перспективы развития косметического рынка: мировые тренды и российская действительность» и др.
На таких мероприятиях студентам всегда интересно, волнительно, они чувствуют ответственность за его подготовку и проведение на высоком уровне, называют друг друга «коллегами», одеваются в деловом стиле, соблюдают этику общения, тематически оформляют аудиторию проведения, обеспечивают регистрацию участников, участвуют в оценке выступлений и подведении итогов, организуют кофе-паузу.
Кроме того, в рамках учебных студенческих конференций выявляются активные, талантливые студенты, готовые заниматься исследовательской работой на более высоком уровне. Традиционно, в течение последних лет, студенты специальности «Прикладная эстетика» принимают участие и занимают призовые места на научно-практических конференциях регионального уровня, таких как «Природное и духовное наследие родного края», ЯПЭК (секция «Экология человека») и «Карьера.Творчество. Компетенции», ЯКПиИТ (секция «Студенческие инициативы»). Тезисы выступлений публикуются в сборниках, которые являются методическим пособием для подготовки к конференциям других студентов.
Таким образом, технология подготовки и проведения научно – практических студенческих конференций требуют вложения больших усилий и отдачи, как от студентов, так и от преподавателя. Но результаты их проведения стоят потраченного времени и сил:
— повышается мотивация студентов к обучению, возрастает интерес к выбранной специальности,
— обеспечивается подготовка студентов к курсовому и дипломному проектированию,
— общение с преподавателем выходит на качественно новый уровень «исследователь – научный руководитель»,
—формируются общие компетенции и профессионально значимые качества личности, развивается компетентность будущего специалиста сферы сервиса.
>>>Скачать все материалы публикации