Научно-практическая студенческая конференция как важный этап формирования профессиональной компетентности технолога – эстетиста

 

Автор: Деточенко Елена Владимировна
Должность: Преподаватель обще-профессиональных и специальных дисциплин
Тип: Статья
Тема: «Научно-практическая студенческая конференция как важный этап формирования профессиональной компетентности технолога – эстетиста»

Дата публикации: 16.09.2019

В настоящее время, сфера сервиса испытывает потребность в специалистах, способных к саморазвитию, приобретению новых знаний, умеющих ставить цели своей деятельности и эффективно решать профессиональные задачи.

Студенты ЯКСиД, обучающиеся на специальности 43.02.04. «Прикладная эстетика» получают квалификацию «технолог — эстетист», это специалист в области эстетизации внешности человека, а также решающий множество смежных профессиональных  задач (диагностика внешности, анализ состояния здоровья человека, гармонизация души и тела, консультирование по уходу за кожей, образу жизни и оптимизации  системы питания и др.)

К выпускникам данной специальности предъявляются повышенные  требования,  не только со стороны ФГОС, но и со стороны работодателей, так как конкуренция при трудоустройстве на предприятия сферы сервиса (салоны красоты, студии стиля и визажа, санатории, СПА — курорты,  фитнес-центры и т.д. ) достаточно серьезная.

Кроме того, с 2016 года,  наши студенты  принимают активное участие в международном конкурсном движении WSR «Молодые профессионалы» по компетенции «Эстетическая косметология», на разных уровнях: от Регионального до Национального Чемпионата.  Поэтому, в  процесс обучения по специальности, активно внедряются требования профессиональных стандартов отрасли  и стандартов WSR.

Большую роль в подготовке квалифицированных специалистов играют:  компетентностный подход, современные педагогические технологии, активные и интерактивные методы обучения, взаимодействие с социальными партнерами. Одной из перспективных  форм организации  деятельности обучающихся является студенческая конференция.

Научно-практическая студенческая конференция  — это одна из эффективных форм педагогического взаимодействия между преподавателем и студентами. Она направлена на формирование общих компетенций, способствует развитию профессиональных компетенций, а также является необходимым элементом в организации исследовательской деятельности обучающихся.

Научно-исследовательская работа является одним из ключевых факторов активного формирования и развития профессионально значимых качеств будущего специалиста:

— способность самостоятельно приобретать новые знания из различных источников,

-освоение таких умений, как систематизация, анализ, интерпретация информации,

— развитие системного и критического мышления,

— освоение доступных методов исследования (изучение и обобщение информации и практического опыта, сравнение данных, постановка эксперимента, наблюдение и фиксация его результатов, анкетирование и анализ полученных данных, мониторинг и др.)

— планирование, постановка целей и задач своей деятельности, определение путей и способов их достижения,

— совершенствование коммуникативных навыков (общение с коллегами на профессиональных семинарах и конференциях, умение слушать, задавать и отвечать на вопросы, выступление перед аудиторией и проч.)

Таким образом, исследовательская деятельность студентов создает  условия для формирования конкурентоспособного специалиста в сфере сервиса.

Научно-практическая конференция является результатом длительной подготовительной работы, как для студентов, так и для преподавателей.

В своей педагогической деятельности, использую системное планирование и подготовку к таким мероприятиям.  Являясь преподавателем обще — профессиональных дисциплин и профессиональных модулей на разных курсах обучения, включаю в учебный процесс такие формы и методы, которые позволяют  логично, поэтапно формировать у студентов определенные навыки исследовательской деятельности:

— подготовка  индивидуальных  и  групповых докладов по тематике, смежной с  профессиональной,

-организация семинаров, круглых столов, мини-конференций с выступлением и обсуждением сообщение,

-подготовка и защита  творческих и исследовательских проектов на актуальные темы,

-разработка анкет, проведение анкетирования, анализ и интерпретация полученных результатов,

-мониторинг состояния косметического рынка по разным сегментам и направлениям,

— проведение доступных  практических исследований с наблюдением и фиксацией результатов,

-работа с библиографическими источниками, документацией, профессиональной литературой и т.д.

В результате, студенты постепенно включаются в процесс подготовки и проведения научно-практической конференции, когда приходит время.

Структура и этапы проведения  студенческой конференции:

  1. Выбор темы, проблемы исследования.
  2. Определения сроков конференции.
  3. Создание оргкомитета, решающего основные вопросы подготовки и проведения конференции.
  4. Разработка программы конференции, определение участников (рабочих групп), тематики выступлений, состава жюри.
  5. Подготовительный этап (исследовательская работа, сбор данных, подготовка выступлений, консультирование с руководителем)
  6. Проведение конференции.
  7. Подведение итогов, анализ результатов, планирование дальнейшей работы.

В рамках  обучения по  специальности  «Прикладная эстетика»  проводятся  студенческие конференции по следующей  тематике:  «Здоровый город», «Актуальные вопросы питания в 21 веке», «Эстетические проблемы клиентов и пути их решения», «Современный взгляд на экологическую безопасность косметических средств», «Известные  гримеры и визажисты, их вклад в развитие визажного искусства», «Мониторинг СПА — объектов Ярославской области», «Перспективы развития косметического рынка: мировые тренды и российская действительность» и др.

На таких мероприятиях студентам всегда интересно, волнительно, они чувствуют ответственность за его  подготовку и проведение на высоком уровне, называют друг друга «коллегами», одеваются в деловом стиле, соблюдают этику общения, тематически оформляют аудиторию проведения, обеспечивают регистрацию участников, участвуют в оценке выступлений и подведении итогов, организуют кофе-паузу.

Кроме того, в рамках учебных студенческих конференций выявляются активные, талантливые студенты, готовые заниматься исследовательской работой на более высоком уровне. Традиционно, в течение последних лет, студенты специальности «Прикладная эстетика» принимают участие и занимают призовые места на научно-практических конференциях регионального уровня, таких как «Природное и духовное наследие родного края», ЯПЭК  (секция «Экология человека») и «Карьера.Творчество. Компетенции», ЯКПиИТ (секция «Студенческие инициативы»). Тезисы выступлений публикуются в сборниках, которые являются методическим пособием для подготовки к конференциям других студентов.

Таким образом, технология  подготовки и проведения научно – практических  студенческих  конференций требуют вложения больших усилий  и отдачи,  как от студентов, так и от преподавателя. Но результаты их проведения стоят потраченного времени и сил:

— повышается мотивация студентов к обучению, возрастает интерес к выбранной специальности,

— обеспечивается подготовка студентов к курсовому и дипломному проектированию,

— общение с преподавателем выходит на качественно новый уровень «исследователь – научный руководитель»,

—формируются общие компетенции и  профессионально значимые качества личности, развивается компетентность будущего специалиста сферы сервиса.

 

>>>Скачать все материалы публикации