Формирование навыка рефлексивного осмысления учебной деятельности у студентов педагогического колледжа средствами технологии развития критического мышления

 

Автор: Исаева Светлана Александровна
Должность: Преподаватель
Тип: Статья
Тема: «Формирование навыка рефлексивного осмысления учебной деятельности у студентов педагогического колледжа средствами технологии развития критического мышления»

Дата публикации: 27.09.2019

Существует большое количество технологий как целостных систем, применяемых в образовательном процессе, одна из них – технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее – ТРКМЧП), отвечающая требованиям современного образования.

С точки зрения И.О. Загашева, критическое мышление — это поиск здравого смысла — как рассудить объективно и поступить логично с учетом своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. То есть оно означает оценочное, рефлексивное, открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт [1].

Основным результатом обучения по ФГОС становится освоение обобщенных способов действий (компетенций) и достижение новых уровней развития личности обучающихся (компетентностей), переход от накапливания информации к развитию мышления, к умению самостоятельно выстраивать своё образование.  Выпускник педагогического колледжа должен обладать следующими рефлексивными умениями, обеспечивающими его профессиональное развитие:  уметь диагностировать то, что уже знает, и то, что ещё не знает; уметь ставить перед собой определенную учебную задачу и продумывать программу её осуществления; уметь реализовывать намеченные планы: подбирать необходимый учебный материал, прорабатывать его; уметь регулировать процесс собственного учения и контролировать успешность своих действий; уметь анализировать и осмысливать результаты своих учебных действий, сопоставлять их с намеченными целями; уметь определять направления дальнейшей работы [2].

Иными словами, самообразование основано на развитии способности студента к самомотивации учебной деятельности, к её саморегуляции и самооценке. Развитие этой способности происходит в опыте учебной деятельности и в его постоянном рефлексивном осмыслении. Как в теоретическом и практическом плане овладеть рефлексивными механизмами? Как можно задействовать в учебном процессе механизмы рефлексии, способствующие развитию важнейших навыков мышления и творчества студента и развитию профессионального мастерства учителя?

С точки зрения И.В. Муштавинской, ТРКМЧП усиливает рефлексивные механизмы, обучает рефлексии, технологически её обеспечивает. Главная цель ТРКМЧП – развитие интеллектуальных способностей студента, позволяющих ему учиться самостоятельно. И основной путь к самообразованию – развитие критического, рефлексивного мышления, обучение рефлексии. Работа, построенная в режиме данной технологии, позволяет осуществить рефлексивное взаимодействие и на этапе совместной постановки цели, и в совместной деятельности на стадии осмысления, а на стадии рефлексии оценить собственную деятельность, методы, предлагаемые учителем, деятельность других учащихся – провести рефлексию процесса учения с целью определения достижения учащимися и учителем запланированных результатов [2].

Важным в ТРКМЧП является следование трём фазам: вызов (пробуждение) – не только мотивировать, но и вызвать уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому вопросу; осмысление новой информации (реализация смысла) – непосредственная активная работа с информацией; рефлексия (размышление) – информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. И соблюдение определенных условий: активность участников процесса, разрешение высказывать разнообразные «рискованные» идеи.

В ТРКМЧП используются разные методы и приемы, применяемые как на определенном этапе, так и в качестве стратегии ведения урока в целом.

Практика показала, что наиболее эффективными с точки зрения формирования рефлексивного мышления являются приемы: шесть шляп, «толстые» и «тонкие вопросы», концептуальная и сводная таблица, написание эссе, телеграммы, синквейна, «инсерт», ведение двойного или тройного дневника, «рамка» (статья), двухрядный круглый стол, «зигзаг». Их использование позволяет не только научить работать с новой информацией, классифицировать её, но и оценивать как результаты, так и процесс работы, обогащает методическую копилку будущих учителей начальных классов.

Таким образом, ТРКЧМ можно рассматривать как рефлексивную, поскольку она формирует самостоятельность мышления, вооружает способами и методами самостоятельной работы, даёт возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе «учитель – ученик», позволяет влиять на цели, способы, методы и результаты образовательного процесса.

 

Использованная литература:

  1. Загашев, И.О. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя [Текст] / И.О Загашев, С.И. Заир–Бек. – Санкт-Петербург: Альянс “Дельта”, 2013. – 284 с.
  2. Муштавинская, И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя [Текст] / И.В. Муштавинская. – Санкт- Петербург: КАРО, 2017. – 144 с.

 

>>>Скачать все материалы публикации