Использование краеведческого материала на уроках как средство патриотического воспитания

 

Автор: Исаева Светлана Александровна и Сенникова Елизавета Владимировна
Должность: Преподаватель и учитель начальных классов
Тип: Статья
Тема: «Использование краеведческого материала на уроках как средство патриотического воспитания»

Дата публикации: 27.09.2019

В настоящее время патриотическое воспитание рассматривается как одно из наиболее приоритетных направлений работы образовательных учреждений всех типов и уровней. Это связано с тем, что глубокие перемены, происходившие в нашей стране, оказали огромное влияние на подрастающее поколение. Все чаще в молодежной среде наблюдаются проявления негативного отношения к своей Родине, к труду, отчуждения от общества, государства, политики, здоровой экономики и т.д. Это вызывает беспокойство за будущее России. Ведь очевидно, что судьба страны в полной мере зависит от развития общества, основу которого составит поколение молодых людей.

Патриотизм – слово греческого происхождения – определяется в толковом словаре русского языка, составленном С.И. Ожеговым, как преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. И, соответственно, патриот (гр.: – земляк, соотечественник) – это человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины. [3,с.496 ]

У патриотизма множество разнообразных и неоднозначных трактовок, но самая распространенное определение патриотизма коротко и ясно – это любовь к своей Родине. А с чего начинается Родина? С вида за окном, с дороги от дома до школы и обратно, с детской площадки во дворе, с родного города, в котором многое напоминает о богатой событиями истории родного края и, конечно, истории всего Отечества в целом.

Патриотизм – это олицетворение любви к своей Родине, сопричастность с ее историей, природой, достижениями и проблемами. Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественной и государственной системы, духовно-нравственную основу ее жизнеспособности и эффективного функционирования. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и поэтому не наследуется, а формируется [1, с.37].

Основой патриотического воспитания является занятие краеведением, сбор, изучение краеведческого материала и использование его на уроках.

Краеведение есть не что иное, как важное средство связи образовательного учреждения с жизнью. Постижение красоты, культуры должно начинаться с воспитания любви и бережного отношения к малой Родине. Особое внимание в формировании личности должно быть обращено на воспитание патриотического отношения к родному краю, его природным богатствам.

Цель краеведческого воспитания – формирование знаний, умений и ценностных ориентаций, соответствующих культуросообразному поведению в нашей стране, регионе, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории родного края.

Краеведческий материал на уроке может быть представлен в двух вариантах:

— разработка специального краеведческого курса в русле регионального компонента;

— фрагментарное введение краеведческого материала в разные учебные дисциплины. [2, с.17]

Использование краеведческого материала на уроках русского языка и культуры речи, МДК.01.02 Русский язык с методикой преподавания не только решает задачи патриотического воспитания, но и позволяет сделать уроки более доступными, живыми, активизирует мысль обучающихся, пробуждает у них познавательный интерес. Нельзя любить то, чего ты не знаешь, поэтому изучение истории и современности Нижегородского края – необходимая часть патриотического воспитания.

Опыт работы со студентами показывает, что работа по краеведению достаточно актуальна, поэтому на уроках используются не только тексты о родном крае, его истории, народных промыслах, но и тексты, имеющие диалектные фонетические и лексические особенности. Богатство и разнообразие литературного языка требует тщательного и серьёзного изучения. Чтобы вызвать интерес к предмету, учителя и методисты ищут новые пути и используют в своей работе материалы краеведения.   И будущие учителя начальных классов включают краеведческий материал в разработанные и проводимые ими на практике уроки русского языка, большая которых посвящена изучению фонетики, лексики, грамматики и связанных с нею орфограмм. Параллельно с формированием орфографических и пунктуационных навыков учитель ведёт активную воспитательную работу, языковым материалом для которой могут служить краеведческие тексты: малые фольклорные жанры, рассказы, легенды, тексты, в которых раскрывается происхождение топонимов и т.д.

Самостоятельность изучения, умение сопоставлять, делать выводы – это те необходимые навыки, которые получают учащиеся, знакомясь с историей родного края. Местный материал очень удобен для анализа, полезен при записи различного рода примеров, в то же время помогает учащимся осознать свой гражданский долг и полюбить родной край.

В ходе преддипломной практики во 2 классе МОУ «Тоншаевская средняя школа» студенткой специальности Преподавание в начальных классах Сенниковой Елизаветой был составлен и частично опробован сборник упражнений по русскому языку с использованием краеведческого материала.

Структура сборника соответствует структурным компонентам рабочей программы и учебника «Русский язык». Дидактический материал был использован на любом этапе урока: мотивация и актуализация изученного, открытие новых знаний, закрепление, контроль —  и соответствовал предъявляемым к нему педагогическим и методическим требованиям.

С использованием упражнений из сборника был проведён цикл уроков, на которых осуществлялась работа с языковым материалом краеведческого содержания.

Например, на уроке на тему «Имя существительное» была организована работа по закреплению знаний учащихся, полученных в течении года: на какие вопросы отвечает, как изменяется, чем чаще всего бывает в предложении. Урок был организован в форме путешествия «Край ты мой любимый, здесь все имеет имя…». Путешествие было по Нижегородской области, начали мы его с родного посёлка Тоншаево, первым заданием было: рассмотреть фотографию посёлка и назвать все изображённые на ней предметы, определяя части речи каждого слова. Все ребята справились с данным заданием, потому что усвоили что имя существительное отвечает на вопросы: кто? что? Далее учащиеся отправились в город Семёнов, где по содержанию текста познакомились с хохломской росписью, закрепили знания о существительном, а именно о грамматической категории одушевленности – неодушевленности имен существительных, отработали умение находить их в тексте и классифицировать по указанному признаку. Третье задание было связано с определением существительного собственного/нарицательного. Из текста о Городецкой росписи, учащиеся выписывали имена существительные и делили их на два столбика. С заданием справились не все ребята, поэтому можно наметить перспективу, нужно повторить отличительные особенности нарицательных имен существительных от собственных имен существительных. Далее познакомились с селом Большое Болдино и повторили сказки всем известного поэта А.С. Пушкина, задание было направлено на закрепление постановки в начальную форму имени существительного, а также определение рода. Закрепление правописания имени существительного. Заканчивали свое путешествие в городе Нижний Новгород Перед учениками было задание, которое нужно было обсудить в парах, решить, какие слова нужно вставить на месте пропусков.

На уроке «Знакомство с понятием «повествование», «описание предмета», «предложение со значением оценки» была организована работа по анализу текстов, определению их принадлежности к определенному функциональному типу речи (повествование или описание), изучению признаков данных типов речи, а также были рассмотрены способы и средства выражения оценки в предложении. На завершающем этапе урока для работы в парах обучающимся был предложен для анализа текст о Нижнем Новгороде.

Нижний Новгород стоит на слиянии двух рек Волги и Оки.

В нем много всего интересного: парки, музеи, театры, старинные улицы, фонтаны. Я горжусь и цирком, и зоопарком, и планетарием. В моём городе много соборов и церквей с золотыми куполами.

А какой красивый у нас кремль! Там много военной техники – боевые танки, пушки, самолёты, машины. А ещё в кремле горит Вечный огонь.

На уроке по теме «Создание текстов по серии рисунков и по личным впечатлениям» в центре внимания был родной для учащихся посёлок Тоншаево. В начале урока учащимися были прочитаны стихи о посёлке, написанные местным писателем Гребневой Людмилой.

Весенний ветер нежно ветку клонит

И у крыльца черёмуха в цвету.

Поют, поют в Тоншаево гармони,

Поют на радость нашему селу.

Плывут у нас рассветы золотые,

И Пижма-речка плещет в берегах.

Стоит Тоншаево среди России.

Земля родная сердцу дорога!

Поет, поет завистливо гармошка

И я опять навстречу ей бегу.

Куда б ни завела нас жизнь-дорожка,

Жить без Тоншаева, я знаю, не смогу.

После чего была продемонстрирована видеозарисовка, в ней рассказывалось об истории посёлка, его традициях, праздниках, людях, которые в нём живут и трудятся. Эта работа позволила учащимся накопить фактический материал, который должен быть использован в созданном ими тексте.

Таким образом, практика показывает, что использование краеведческого материала на уроках русского языка в начальных классах будет эффективным, если: использование краеведческого материала на уроках будет проходить систематически и целенаправленно; краеведческий материал будет тщательно отобран в соответствии с возрастными особенностями младших школьников; краеведческий материал будет методически грамотно использован в процессе обучения младших школьников русскому языку.

Учителю необходимо определиться: в каких целях, в каком объеме и виде, какими методами, приемами и средствами будет использоваться местный краеведческий материал, а также необходимо убедиться в качестве имеющегося местного материала. Он обладает полифункциональностью, сочетая в себе воспитывающие, обучающие, развивающие функции. Использование местного краеведческого материала активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить методику уроков, вносит в преподавание конкретность и убедительность.  Таким образом, стержневыми целями введения местного материала являются воспитание и развитие метапредметных умений и навыков учащихся. Наиболее трудным является отбор, научная оценка, систематизация и методическая обработка собранного материала.  Качество отобранного материала зависит во многом от учителя.  Выделим основные критерии отбора: научная достоверность; содержательность и взаимосвязь с изучаемым материалом; отражение специфики края; наглядность [4, с.54].

При использовании на уроках краеведческих текстов необходимо учитывать принципы и критерии отбора текстового дидактического материала: коммуникативный принцип; содержательный принцип; принцип учета учебной трудности в соответствии с программой; принцип межпредметной интеграции; принцип системности и тематического единства; принцип перспективного обучения трудным разделам школьного курса русского языка; культурологический принцип.

 

Список используемой литературы

  1. Агапова, И.К. Патриотическое воспитание в школе [Текст]/ И.К. Агапова, М.В. Давыдова. -Москва: Айрис-пресс, 2002. – 178 с.
  2. Ефремова, Г.М. Патриотическое воспитание школьников [Текст] / Г.М.Ефремова // Воспитание школьников. – 2005. – № 8. – С. 17 – 19.
  3. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. –Москва: Азбуковник, 1997. -944 с.
  4. Шульгина, Н.П. Работа с текстом как средство осуществления личностно-ориентированного подхода при обучении русскому языку. [Текст] / Н.П. Шульгина. – Москва: ВАКО, 2014. – 67 с.

 

>>>Скачать все материалы публикации