Использование технологий кооперативного обучения на занятиях английского языка для детей дошкольного возраста

 

Автор: Якимова Ольга Андреевна
Должность: Преподаватель иностранного (английского) языка
Тип: Статья
Тема: «Использование технологий кооперативного обучения на занятиях английского языка для детей дошкольного возраста»

Дата публикации: 27.09.2019

В постоянно развивающемся мире общение играет важную роль. Общение с узким кругом знакомых перерастает в межкультурную коммуникацию, поэтому всегда остается актуальным изучение популярных иностранных языков, среди которых английский язык все еще занимает лидирующее место. В нашей стране изучение английского языка происходит на всех этапах обучения. В последнее время особое внимание уделяют раннему обучению детей иностранному языку.

Согласно проведенным исследованиям, до 9 лет ребенок запоминает новые слова максимально легко и быстро. Уже в старшем возрасте мозг переключается в режим активной выработки гормонов роста, поэтому погружение в языковую среду приносит меньший эффект. Это период физического укрепления тела, тогда как мозговая активность идет на спад. На раннем этапе преобладают игровые формы обучения. Игра позволяет ребенку расслабиться и не испытывать страх перед ошибками, что в большинстве случаев помогает преодолеть языковой барьер; также   ребенок запоминает лексику и элементарные грамматические структуры, не опираясь на родной язык, не проводя параллели, а воспринимает его как второй родной язык. Билингвизм помогает развивать память и мышление, переключаться с одного языка на другой, также расширяет кругозор и воспитывает культурные ценности.

В то же время необходимо отметить, что возможны определенные неудобства, такие как языковая путаница, когда ребенок не четко ориентируется в языковом пространстве и смешивает слова двух языков. Стоит отметить, что с возрастом эта проблема решится, когда ребенок осмысленно будет разграничивать языки. Также стоит обратить особое внимание на фонетическую составляющую изучения иностранного языка.  Невозможно требовать от ребенка абсолютно правильного произнесения звуков иностранного языка, особенно, если ребенок не произносит все звуки родного языка. В таком случае фонетическая отработка более уместна в возрасте 5-6 лет, когда дети уже определенной мере владеют родным языком и процесс обучения проходит осознанно.

Таким образом, ранее обучение помогает детям овладеть основами иностранного языка, общаться на элементарном уровне и преодолеть языковой барьер.

Как же сделать процесс обучения эффективным, ненавязчивым, но в то же время продуктивным? Как втянуть дошколят в игру, когда зачастую они даже боятся подойти и познакомиться с детьми своей группы?

В настоящее время существуют разнообразные методики обучения иностранному языку, отвечающие тем или иным целям. Одной из таких методик является кооперативное обучение. Данная методика была разработана Спенсором Каганом в 1980-1990х годах. Спенсер Каган разработал концепцию структур (приемов) кооперативного обучения, которые используются в учебных заведениях всего мира. Структуры – это специфические простые приемы обучения и методические рекомендации, которые помогают организовать взаимодействие учащихся, учебного материала и учителя. Каган считает, что его структуры делают кооперативное обучение простым в применении. Почти все эти приемы могут быть использованы с любым учебным материалом, некоторые структуры регулируют взаимоотношения учащихся, работающих в парах, другие хороши для организации групповой работы, третьи организуют работу всего класса. Структуры могут использоваться как по отдельности, так и в различных комбинациях. Их легко связать между собой на занятии на разных этапах освоения материала [1].

Кооперативное обучение помогает фасилитировать подачу и изучение материала и несет коммуникативную направленность. Так как именно это и необходимо на раннем этапе обучения, то использование некоторых структур целесообразно на занятиях в детском саду.

Рассмотрим некоторые из них.

Кооперативное обучение подразумевает четкую организацию процесса обучения, поэтому сразу нужно договориться о сигнале тишины. Им может стать как сигнал «HighUp», так и любая последовательность определенных действий, привлекающих внимание окружающих, например, учитель может прохлопать или протопать в ладоши определенную мелодию. Самое главное, чтобы действие было повторяющимся и узнаваемым.

Распространены коллективные приветствия и прощания: «Go down. Clap. Up. Boom. Sparkle», «Drive. Beep. Hi, buddy!», «Ride. Lasso. Push. Hello/Good bye».

Также отлично действует система поощрения («cheers») – «Amazing!»; «Cheese. Grater. Grate-grate-grate!», что созвучно со словом «Great!» («Отлично!»).

Необходимо сплотить группу / команду. Важно выявить общие интересы. В этом поможет структура «Corners», где дети имеют возможность сделать свой выбор и обосновать его. Таким образом, в одном «углу» соберутся дети с одинаковыми предпочтениями.

В то же время нужно помнить, что во время занятия дети способны эффективно воспринимать и запоминать информацию лишь в течение нескольких минут, затем их внимание теряется, поэтому очень важно переключать их внимание. Кооперативное обучение предусматривает структуры, которые дают возможность детям подвигаться и сконцентрироваться на материале – «Teambuilding», «Classbuilding». Например, воспитатель задает вопрос, если он относится к кому-то из участников, тот встает, если же не относится, то участники продолжают сидеть на месте: Stand up those who have a pet / Stand up those who have blue colour of clothes. Также можно использовать структуру «Follow the leader», где дети, стоящие один за другим, под музыку должны повторять движения «лидера»; со сменой музыки или по команде учителя происходит «смена лидера», когда впереди стоящий ребенок встает в конец «цепочки». Таким образом, все дети будут в роли лидера; в то же время происходит сплочение коллектива и переключение внимания.

Непосредственно для закрепления / повторения материала можно воспользоваться структурами «RallyRobin», «Mix-Pair-Share», «Inside-Outside Circle».

«Mix-Pair-Share»: дети танцуют, передвигаясь по классу. Воспитатель объявляет: «Pair Up», дети встают в пары с наиболее близко стоящим к ним учеником и «дают пять» (подняв руку, хлопают ладонью о ладонь партнера). Дети без пары поднимают руки, чтобы найти друг друга. Воспитатель задает вопрос и дает на размышление 3-5 сек. Дети делятся с партнерами, используя структуру «RallyRobin» или «Timed-Pair-Share».

«Rally Robin»: воспитатель задает проблему с множеством вариантов ответов или решений и дает время подумать. Дети по очереди называют ответы и решения. Обязательно нужно благодарить друг друга за ответ: скажите вашему партнеру: «Thank you!» / «Great!» / «Good job!».

«Timed-Pair-Share»: каждому ребенку дается на ответ определенное время, так как вопрос предполагает длительный ответ. Воспитатель называет тему, объявляет, как долго каждый ученик будет делиться информацией, и дает время подумать. Он объявляет, кто будет начинать. Например, «Who is closer to the ceiling?», «Who has longer hair?». Дети благодарят друг друга: «Thank you!» / «Great!» / «Good job!».

«Inside-Outside Circle»: дети образуют внутренний и внешний круги, стоя друг к другу правым плечом. Таким образом, внешний круг движется по часовой стрелке, внутренний – против часовой стрелки. Воспитатель задает вопрос с предполагаемой цепочкой ответов (перечислите дни недели / месяцы / цвета радуги); дети движутся по кругу навстречу друг другу, проговаривая ответы и давая друг другу «пять» [2].

Использование структур кооперативного обучения вносит разнообразие в обучение иностранному языку, облегчает процесс сплочения коллектива и способствует развитию коммуникативной компетенции. При выполнении структур:

  • все участники оказываются задействованными в процессе обучения;
  • воспитатель всегда может проверить, насколько правильно отвечают ученики, попросить ответить вслух после выполненного задания;
  • структуры дают возможность выговориться каждому ребенку и получить признательность от другого, что очень важно для детей;
  • дети обучают и сами учатся друг у друга.

Список литературы:

  1. Иванова О. Сингапурская методика дружит с ФГОС http://www.hse.ru/data/2013/12/19/1338937415/Upr_01_2014-34_39.pdf
  2. Приемы кооперативного обучения https://edu.tatar.ru/upload/images/files/%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D0%BF%D1%83%D1%80%20%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B4.pdf

 

>>>Скачать все материалы публикации