Формирование мотивации к обучению у учащихся начальных классов

 

Автор: Чепурнова Юлия Сергеевна
Должность: Студентка
Тип: Статья
Тема: «Формирование мотивации к обучению у учащихся начальных классов»

Дата публикации: 02.10.2019

«Сейчас мы можем сказать, что учиться — это непрекращаемый процесс, когда ты держишься рядом с изменениями. И самое сложное задание — это научить людей учиться.»

Питер Друкер

Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения и деятельности. Содержание мотивационной системы в целом определяет и содержание видов деятельности, характерных для человека. [2]

Учебная мотивация – это создание таких условий, при которых стремление к учебной деятельности становится сильнее всех остальных. [2] Создание учебной мотивации —  главная задача учителя и школы.
Следовательно, задача учителя начальных классов – выработать положительную мотивацию у учащихся к учебной деятельности.

В основе мотивации, связанной с содержанием и процессом учения, лежит познавательная потребность. [3] Отсюда очень важно, чтобы ученик уже в начальных классах осознавал мотивы учения, так как от этого зависит проявление его интеллектуальной и волевой активности, формирование его отношения к учебному процессу в целом.

Одними из факторов формирования познавательной мотивации являются личность учителя, а так же благоприятный климат в классе. Поэтому учебный процесс нужно строить так, чтобы обеспечить эмоциональный комфорт каждого ученика — слабого поощрять даже за малую работу, сильному давать задание по его способностям.

Еще одним фактором является эмоциональный компонент. Ученик, идя в школу, имеет свои интересы, например, пение, рисование и другие. Важно давать на уроках возможность реализовывать свои умения. Поэтому уроки должны быть с игровыми моментами, с преобладанием эмоционального материала. Ребенок  испытывает положительные чувства по поводу того, что он узнал что-то новое, научился чему-то, что не умел раньше.

Важно создавать на уроках проблемные ситуации. Ученик проявляет любопытство, ему интересна проблема, задача, которую ставит на уроке учитель, он старается понять и решить ее. Ребенок испытывает радость познания, ради нее он способен преодолеть некоторые трудности, причем не только за счет энтузиазма, но и сделав волевое усилие. [1] Также формированию положительной учебной мотивации является проектная деятельность. Под проектом понимается самостоятельная творческая работа учащихся, выполненная от идеи до воплощения в жизнь под контролем и при консультировании учителя. Для учащегося учебный проект  — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе, или самому, это поисковая деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои силы, свои знания и публично показать свой результат. [4] Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи.

Надо сформировать побуждение к учению — то, ради чего учащийся совершает ту или иную деятельность. Спрашивать самих учеников, а для чего нам нужно то или иное правило, пригодятся ли нам эти знания в жизни.

Для того чтобы повысить мотивацию учащихся необходимо использовать все методы организации и осуществления учебной деятельности:

  • словесные
  • наглядные и практические методы
  • репродуктивные и поисковые методы
  • методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя.
  1. Рассказ, лекция, беседа позволяют разъяснять учащимся значимость учения, как в общественном, так и в личностном плане — для получения желаемой профессии, для активной общественной и культурной жизни в обществе. Яркий, образный рассказ невольно приковывает внимание учеников к теме урока.
  2. Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес школьников к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость. Ученики, особенно мальчики, позволяют повышенный интерес к практическим работам, которые в этом случае выступают в роли стимуляторов активности в учении.
  3. Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в том случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей школьников, т.е. доступны для самостоятельного разрешения. В этом случае мотивом учебной деятельности учащихся является стремление решить поставленную задачу. [1]
  4. Неизменно воодушевляет школьников введение в учебный процесс элементов самостоятельной работы, если, конечно, они обладают необходимыми умениями и навыками для ее успешного выполнения. В данном случае у учащихся появляется стимул к выполнению задания правильно и лучше, чем у соседа.[1]

Устойчивый интерес к обучению у младших школьников формируется через проведение следующих  форм работы:

-дидактические игры и упражнения,

— урок-путешествие,

-урок-викторина,

-творческие работы учащихся по разным предметам и текущим темам,

-проведение предметных олимпиад,

-проблемное обучение,

-защита творческих проектов и др. [1]

В конце урока важно проводить рефлексию:

  1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Самый простой вариант «Смайлики»: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального; «Солнышко и тучка». В руках у учителя тучка и солнышко. Он предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком.

  1. Рефлексия содержания учебного предмета: «Корзина идей», учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.
  2. Рефлексия деятельности, построенная по принципу незаконченного предложения. В конце учебного занятия предлагается устно или письменно закончить следующие предложения. «На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…» и т.д.

Важно понимать, что без положительной мотивации, без создания ситуации успеха на уроке, урок обречен на провал, он пройдет мимо сознания учащихся, не оставив следа в нем. [3]

Ученик сам должен понимать и оценивать результат своей учебной деятельности. И в этом ему помогает рефлексия.

Применение на различных этапах урока форм, методов, средств и приемов повышения мотивации, их чередование укрепляет желание детей учиться, открывать новые для себя знания.

Таким образом, главная задача родителей и учителей – воспитать тягу к знаниям, желание учиться, то есть предпринять усилия к тому, чтобы эти знания добыть. Это важно и в перспективе будущей взрослой жизни ребенка. Современные профессии, высокотехнологичное производство динамичны, они требуют не только прочных и глубоких знаний, квалификации, но и умения учиться.

 

Список использованных источников

  1. Анцибор, М.М. Активные формы и методы обучения: Науч.-метод. Пособие [Текст] / М.М. Анцибор.- Тула 210.-23 с.
  2. Гликман, И. З. Основы мотивации учения [Текст] / И. З. Гликман. – 2007 – 81 с.
  3. Задунова, Е. В. Формирование учебной мотивации младших школьников [Текст] / Е.В. Задунова. – 2007 – 21 с.
  4. Шликене, Т. Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся [Текст] / Т. Н. Шликене. – 2008 –38 с.

 

 >>>Скачать все материалы публикации