Инновационные средства в образовательном процессе

 

Автор: Симакова Валентина Владимировна
Должность: Преподаватель
Тип: Статья
Тема: «Инновационные средства в образовательном процессе»

Дата публикации: 13.10.2019

В настоящее время экономическая, социальная и политическая ситуация в современном обществе диктует новые условия развития образования. При построении учебного процесса и формировании содержательной стороны, необходимо отталкиваться от инновационных средств, которые могут быть применены к любой из дисциплин.

Инновационные средства являются одним из элементов инновационной педагогической технологии.

Инновационные педагогические технологии в образовании — это организация образовательного процесса, построенная на качественных принципах, средствах, методах и технологиях, позволяющих достичь высоких образовательных результатов.[2]

Под основной целью инновационных технологий, мы понимаем, формирование активной , творческой личности, способной самостоятельно строить свою познавательную деятельность.

Мы предполагаем, что инновационные средства повысят уровень мотивации к учебному процессу.

На сегодняшний день, арсенал инновационных средств в образовании многообразен, и в тоже время, стремительно увеличивается.

В качестве основных инновационных средств можно выделить следующие:

— интерактивные средства — можно проводить  занятия с помощью интерактивной доски, а также уроки с выходом в сеть Интернет. Работа с интерактивной доской создаёт комфортные условия обучения, при которых все обучающиеся активно взаимодействуют с преподавателем и между собой;

— мультимедийные средства — позволяют развить у обучающихся навык самопрезентации и публичных выступлений: речевое мастерство и способы снятия эмоционального напряжения перед выступлением. Презентация предполагает демонстрацию на большом экране в сопровождении автора и содержит названия основных разделов и тезисов выступления, а также неподвижные и подвижные иллюстрации (фотографии, видеофильмы, мультипликации);[1]

— компьютерное тестирование (Эдукон)- преподаватель самостоятельно создает тест пользуясь соответствующей оболочкой- системой для создания тестов (такую возможность даёт использование интерактивного аппаратно-программного комплекса). Компьютерное тестирование даёт возможность за короткий промежуток времени фиксировать, анализировать результат проделанной работы, возвращаться к выполненному заданию, работать над ошибками;

использование электронных сборников-тренажёров — тренажеры для подготовки к экзаменам приближены к реальным вариантам заданий , содержат такое же количество заданий типа А, В и С. Обучающиеся читают инструкцию, выполняют весь тест, потом идет обработка результатов. В итоге обучающийся получает развернутый анализ выполненных заданий, где можно посмотреть — как он ответил и как должен был ответить. В конце дается общее количество правильно выполненных заданий и оценка;

— работа с электронными учебными ресурсами — современному человеку необходимо уметь быстро искать нужную информацию, находящуюся на разных носителях. Как показывает практика, обучающиеся увлечённо осваивают компьютерные программы. При правильном подходе компьютер активизирует внимание обучающихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию;

— работа с информационно-правовыми ресурсами «Консультант Плюс» и «Гарант» — позволяет получить актуальную информацию по принципу «здесь и сейчас».

В результате изучения теоретического вопроса , среди обучающихся был проведен опрос. Нужно было ответить на вопросы:

1) Считаете ли вы, что использование на занятиях инновационных ресурсов, позволит его сделать эмоциональным и  запоминающимся?

2) Какие информационные ресурсы вам нравятся?

Результаты опросы показали следующее:

-по —  первому вопросу, 98% опрошенных ответили «Да», так как считают, что применение на занятиях инновационных информационных ресурсов позволит лучше усвоить материал, оставшиеся 2% — затрудняются ответить;

— по-второму вопросу, 40%  опрошенных нравится работать с презентациями, 30% считают удобной работу с электронными учебниками и 10% — используют информационно- правовые ресурсы, оставшиеся — 20% — затрудняются ответить.

Для того, чтобы заинтересовать обучающегося на занятиях, необходимо преподавателям осуществлять мониторинг образовательных информационных ресурсов т.е. сбор и актуализация информации о создании и использовании инновационных технологий.

В качестве основных источников информации такого мониторинга можно выделить следующие:

— информация на электронных страницах и специалистов в области инновационного обучения;

— участие в почтовых  компьютерных конференциях по проблемам инновационного образования;

— традиционные и электронные журналы, посвященные инновационным разработкам.[3]

Эффективность обучения на базе новых технологий, когда оно осуществляется отдельными преподавателями в определенных учебных программах в рамках организационной системы, характерной для традиционного образования, как показывает опыт, оказывается низкой, поскольку такое обучение требует больших дополнительных затрат на создание новой технологической основы учебного процесса.

Для того, чтобы эти затраты оправдались в результате процесса образования, привели к количественному и качественному росту этого результата, необходимо разрабатывать и распространять организационные инновации в сфере образования.

Эффективность образования, базирующегося на современных компьютерных и телекоммуникационных технологиях, существенно зависит от степени  распространения организационных инноваций.

Сегодня становится довольно ясным, что организационная структура и политика в учебных заведениях является важнейшим фактором развития образовательной системы. Ключевой задачей является превратить этот фактор из тормоза на пути информатизации образования в ее катализатор. Решение этой задачи предполагает разработку и освоение организационных инноваций в сфере образования.

Литература:

   1.Елистратова Н.Н. Мультимедиа как  средство информатизации образовательного процесса вуза и метод обучения [Текст]: монография. – Рязань, 2014. –  251 с.

  1. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. Пособие/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: Academia, 2004. – 576с.
  2. Юхновец, Т. С. Координация в формировании информационных ресурсов / Т. С. Юхновец // Науч. и техн. б-ки – 2013- №12 – С.57-65.

 

 >>>Скачать все материалы публикации