Достоинства и недостатки электронных ресурсов при обучении иностранному языку в колледже

 

Автор: Иванова Ксения Евгеньевна
Должность: Преподаватель иностранного языка
Тип: Статья
Тема: «Достоинства и недостатки электронных ресурсов при обучении иностранному языку в колледже»

Дата публикации: 15.10.2019

Аннотация

Доклад посвящён теме электронных форм учебников и пособий. В нём раскрывается понятие «электронного учебника», его обязательные составляющие, определены основные возможности, достоинства и недостатки.

Введение

Актуальность рассмотрения вопроса, связанного с выявлением преимуществ и недостатков электронных пособий (учебников, обучающих и тестирующих программ, медийных презентаций), связана с поставленной задачей по интенсивному внедрению электронных учебников в процесс обучения по иностранным языкам.

Понятие электронный учебник

Электронный учебник представляет собой программное средство, позволяющее представить для изучения теоретический материал, организовать апробирование, тренировку и самостоятельную творческую работу, помогающее учащимся и преподавателю оценить уровень знаний по определенной тематике, а также содержащее необходимую справочную информацию. [1, c. 88]

Попытаемся перечислить достоинства. Можно выделить главные из них и дополнительные. К главным особенностям можно отнести:

  • возможность встроенного  автоматизированного  контроля  уровня  знаний  студента;
  • возможность специального  варианта  структурирования  материала;
  • возможность адаптации  изучаемого  материала  учебника  к  уровню  знаний  обучаемого,  следствием  чего  является  резкий  рост  уровня  мотивации  обучаемого;
  • возможность адаптации  и  оптимизации  пользовательского  интерфейса  под  индивидуальные  запросы  обучаемого.

К  дополнительным  особенностям  электронного  учебника  по  сравнению  с  печатным  следует  отнести:

  • Организация «живого» представления информации посредством мультимедийных технологий позволяют создать соответствующие модели, включить аудио и видеофрагменты, что при обучении иностранному языку особенно важно, так как звуковое сопровождение и просмотр видеороликов дает возможность обучаемым погрузиться в языковую среду, услышать аутентичную речь.
  • включение в  состав  пособия  интерактивных  фрагментов  для  обеспечения  оперативного  диалога  с  обучаемым;
  • полномасштабное мультимедийное  оформление  учебника,  включающее  в  себя  диалог  на  иностранном языке. [3, c. 109; 4, c.52; 6, c. 110;]

Однако электронный  учебник не может заменить преподавателя, излагающего материал в определенной последовательности, проводя промежуточный контроль и множество практических заданий, предлагая упражнения не только по изучаемой теме, но и задания повышенной сложности, рассчитанные на «продвинутых» студентов.

При проектировании электронного учебника возникает ряд проблем, которые можно разделить на следующие:

  • отсутствие прямого, а иногда и вообще любого контакта с преподавателем и, как следствие, недостаток важной визуальной информации (настроение преподавателя, одобрение действий обучающегося, похвала и другое);
  • быстрая утомляемость при восприятии информации с монитора, особенно если требуется освоение больших объемов в малые сроки. [2, c. 48; 5, c.270;6, с. 122]

Центральной фигурой процесса обучения и в будущем останется учитель. Компьютер же будет играть важную, но вспомогательную роль. Главной задачей использования мультимедиа и вообще любых новых технологий в образовании, является предоставление учителю и ученику максимальной свободы выбора форм и методов работы и облегчение передачи знаний от обучающего к обучаемому. Компьютер должен дополнять, а не подменять традиционные учебные пособия.

Вывод:

Электронный учебник необходим, потому что он:

  • облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала, воздействует на слуховую и эмоциональную память и т.п.;
  • допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;
  • освобождает от громоздких действий, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;
  • предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы.

Таким образом, в настоящее время большинство недостатков «тускнеют» по сравнению с большим количеством явных преимуществ электронных версий книг.

Список используемых источников

  1. Яворский В.В. и др. Введение в информационные технологии: Учебное пособие [Текст] Учебное / Яворский В.В. и др.:- Астана: Фолиант, 2007.
  2. Морев И. А. Образовательные информационные технологии. Ч. 1. Обучение: учеб. пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004.
  3. Назаренко Е.Ф. Информационные технологии [Текст]: учебное: учебник / Е.Ф. Назаренко. — Астана: Фолиант, 2007. — 312 c.
  4. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. / И.В. Роберт — М.: Школа-Пресс, 2007.
  5. Федотова Е.Л. Информационные технологии и системы [Текст]: учебное: Учебное пособие / Е.Л. Федотова. — Москва: ИД «Форум», 2009. — 352 c.: ил.
  6. Ланкин В., Григорьева О. Электронный учебник: возможности, проблемы, перспективы. //

 

 

 >>>Скачать все материалы публикации