Посттренинговое сопровождение как условие эффективного преодоления когнитивных трудностей у воспитанников президентских кадетских училищ на этапе подготовки к сдаче ОГЭ

 

Автор: Рязанцева Марина Викторовна
Должность: Педагог-психолог
Тип: Статья
Тема: «Посттренинговое сопровождение как условие эффективного преодоления когнитивных трудностей у воспитанников президентских кадетских училищ на этапе подготовки к сдаче ОГЭ»

Дата публикации: 19.10.2019

Проблема стрессогенности экзаменационной среды не престает быть актуальной и по сей день. Говоря о построении психологической работы с кадетами по преодолению когнитивных трудностей (личностных и процессуальных) на этапе подготовки к ОГЭ наряду с обучением воспитанников упражнениям, которые способствуют концентрации внимания,  профилактике эмоционального выгорания и умственной усталости важно автоматизировать все полученные навыки в практическом использовании воспитанниками, поэтому важно создание постренингового пространства для кадет в учебное время. Педагог-психолог рекомендует преподавателям регулярно проводить физические минутки, которые  включают в себя приемы, мобилизующее интеллектуальные возможности воспитанников и не только.

Дыхательные упражнения.

Одним из наиболее простых способов использования антистрессового потенциала дыхания является концентрация на нем. Можно сконцентрироваться на движении грудной клетки, на тихом шелесте потока воздуха [1,с.150].

Упражнение «Мобилизующее  дыхание». Выполнять сидя. Принять максимально удобное положение на стуле, опереться на спинку стула спиной. Сконцентрироваться на дыхании. На несколько минут закрыть глаза. Сделать вдох в два раза длиннее выдоха, повторить несколько раз.

Упражнение «Успокаивающее дыхание».  Сконцентрироваться на дыхании. Выдох в два раза длиннее вдоха.

Преподаватель сам определяет какой вид упражнения в данный момент будет актуален для воспитанников.

Приемы активизации мозговой деятельности.

Упражнение “Делай наоборот”.  Преподаватель показывает упражнение, а кадеты должны выполнять его в противоположную сторону. Например, преподаватель выполняет наклон вперед, а класс — наклон назад, руки вверх, а класс — вниз.

Упражнение «Самомассаж мочек ушей» поможет воспитанникам взбодриться, прийти в себя, а так же понизить тревожность. Данное упражнение особенно актуально для подросткового возраста, так как именно в этот период у ребят происходит неравномерный рост мышц и костей, у них присутствует сонливость и «тяжесть» в теле. А.Стражной выделяет наряду с другими активными точками на ушах точку головного мозга. Точка головного мозга расположена за выступающей частью ушной раковины, напротив козелка (так называется выступ над слуховым проходом). Ее массаж оказывает положительное воздействие на весь организм: улучшается психическое состояние, поднимается настроение, лучше становится память, нормализуется сон, проходят головные боли [3].

Упражнение «Перекрестный шаг»  можно выполнять как в положении «стоя», так и  сидя. Обязательное условие выполнения этого упражнения — двигаться не быстро, а в удобном темпе и с удовольствием.

Упражнение «Кулак-ладонь». Поставьте руки перед собой: левая сжата в кулак, ладонь правой смотрит вниз и расположена на уровне противоположного запястья. Теперь одновременно меняем их положение. Сверху всегда должен быть кулак, снизу — ладошка.

Упражнение «Ухо-нос». Пальцами правой руки возьмитесь за кончик носа, а левой — за правое ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши и теперь возьмитесь левой рукой за нос, правой — за ухо.

Упражнение «Восьмерки».  Руки прямые, вытянуты параллельно полу. Одновременно рисуйте ими встречные горизонтальные восьмерки (знак бесконечность «∞»). Повторите 15-20 раз. После это правая рука продолжает рисовать восьмерку горизонтально — «∞», а левая вертикально — «8». Повторить 15-20 раз и поменять: левая — «∞», правая — «8».

Для оказания помощи воспитанникам в качественной подготовке к сдаче ОГЭ по предметам важно использовать дифференцированный подход в подаче информации с учетом ведущей системы восприятия. Для этого можно педагог-психолог может оказать помощь использовав диагностическое упражнение «Мандала Юнга» [1, с.50].

Целесообразно провести семинар-практикум для участников образовательных отношений по психологической поддержке воспитанников на этапе подготовки к ОГЭ, где преподаватели совместно с педагогом-психологом осваивают практические упражнения, которые впоследствии будут использовать в своей деятельности на учебных занятиях. Педагогу-психологу важно осветить воспитателям и преподавателям вопросы основных стратегий поддержки воспитанников: поощрение, поддержка (поддерживающие высказывания).  С целью повышения уровня самоорганизации воспитанникам можно предложить составить индивидуальный маршрут своей деятельности [2, с.54].

 

Литература

  1. Новикова Ю.А., Петрова Н.С. Эффективные взаимоотношения в условиях пансионного общеобразовательного учреждения; методическое пособие. – Ставрополь: ИП Шкуро, 2015.- 168с.
  2. Психолого-педагогическое сопровождение ЕГЭ: профилактика экзаменационной тревожности/сост. М.А.Павлова, О.С.Гришанова.- Волгоград: Учитель, 2012.- 201с.
  3. Диабет. Мифы и реальность. Иван Павлович Неумывакин. 2013 Издательство: Диля. ISBN: 978-5-88503-495-1. [Электронный ресурс]. –URL: http: // https://med.wikireading.ru/72880 (15.10.2019г.)

 

 >>>Скачать все материалы публикации