Организация проектной деятельности как условие успешной адаптации студентов к будущей специальности

 

Автор: Платунова Арина Геннадьевна
Должность: Зав. кафедрой общих образовательных и профессиональных дисциплин
Тип: Статья
Тема: «Организация проектной деятельности как условие успешной адаптации студентов к будущей специальности»

Дата публикации: 22.10.2019

Адаптация к обучению в колледже во многом определяется готовностью студентов вовлекать все резервы организма в новых специфических условиях учебного процесса, характеризующегося значительными интеллектуальными и эмоционально-волевыми нагрузками. Это, безусловно, сложный и многогранный процесс, зависящий от большого количества внешних и внутренних факторов. В учебных заведениях образовательный процесс является сложной системой, главная задача которой – обучение и воспитание студентов [6].

Адаптационный механизм к обучению в колледже зависит от индивидуально — типологических особенностей обучающихся: физиологических и психологических характеристик, начальных внешних и внутренних мотивов, которые являются базой для успешной адаптации к обучению [3].

Именно от успешности учебной адаптации на младших курсах во многом зависит дальнейшее умение взаимодействовать с учебной группой, профессиональным коллективом, построение профессиональной карьеры и личностное развитие будущего специалиста [1;5].

Личностные качества обучающегося, его активность и инициативность позволят сделать процесс адаптации более успешным – подтверждение этому многолетние наблюдения за учебным процессом в качестве преподавателя и наблюдения за воспитательным процессом в качестве классного руководителя группы.

С 2018-2019 учебного года в учебный план Вятского колледжа культуры была включена обязательная для изучения студентами всех специальностей дисциплина «Основы проектной деятельности». Необходимость введения проектной деятельности в учебный процесс определяется тем, что отличительной особенностью настоящего времени является процесс проектизации знания, культуры и производства [4].

Использование проектной деятельности в обучении современных студентов ориентирует их не только на простое усвоение знаний, но и на способы усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательной активности и творческого потенциала каждого обучаемого. Метод проектов привлекает тем, что противостоит вербальным методам и формам передачи готовой информации, обезличенности словесного преподавания, пассивности знаний, навыков и умений, которые не реализуются в деятельности.

При изучении учебной дисциплины «Основы проектной деятельности» на 2 курсе студенты знакомятся с правилами оформления исследовательских работ, их структурой, составлением методологического аппарата. И не просто знакомятся, а отрабатывают это на практических занятиях и самостоятельно при работе над проектом и составлении его паспорта. Это позволит студентам быстрее вникнуть в работу над курсовым исследованием на 3 курсе.

В ходе работы со студентами рационально развивается инициативность и рассматривается достижение достаточного уровня инициативности в качестве одного из основных условий успешной адаптации к профессиональной деятельности при работе над проектом, так как высокий профессионализм (компетентность) является следствием саморазвития индивида, что означает необходимость ориентации на перспективные цели развития личности.

Принцип проектного подхода заключается в разработке форм и приемов, когда акцент в обучении и воспитании переносится с преподавательской активности на самостоятельность студентов в учебной деятельности, ориентированной на проявление ими инициативы и ответственности. Потребностно-мотивационный компонент является системообразующим в проектировании, поскольку мотив – это ядро характера и личности. Мотивы выстраиваются на основе потребностей. Потому и тему проекта студенты выбирают сами, преподаватель только направляет и помогает, так как проекты, связанные с будущей профессией должны быть практико-ориентированы, а продукт проекта «работать». Мотив направляет деятельность студента на достижение поставленной цели проекта. В результате самостоятельной работы на базе имеющихся у студента знаний, умений и навыков, приемов и стратегий самообучения формируются новые, что свидетельствует о профессиональном развитии личности. Таким образом, одним из критериев формирования инициативности служит мотив-стремление своими силами продвигаться к цели (самостоятельное целеполагание, целеустремленность, целенаправленность). Самостоятельная постановка целей при проявлении инициативности и выбор путей и средств выполнения проекта рефлексией – возможностями и способностями студента анализировать и оценивать успешность созданного продукта проекта.  Следовательно, вторым критерием формирования данного компонента является способность к рефлексии собственных возможностей реализации продукта проекта.

Реализация личностью своих возможностей и сущностных сил в проблемной ситуации, в частности, ситуации принятия решения, осуществления идей в оптимальных формах и с максимальной эффективностью необходимо требует создания нового в себе, творческого подхода к проектной деятельности и учебно-профессиональному процессу в целом.

Рассматривая критерии коммуникативно-деятельностного компонента, можно выделить и критерий креативности как ориентацию на деятельность продуктивного характера, где проявляется высокая степень внутренней готовности к инициативе и ее осуществлению. Выделение этих критериев компонентов инициативности позволяет определить уровень её сформированности. Этот процесс формирования имеет свою логику, и его можно представить как восхождение от одного уровня сформированности, менее совершенного, к другому, более совершенному, с которым студенту придется столкнуться при написании курсовой и дипломной работы.

Лучшие проекты студентов Вятского колледжа культуры уже нашли свое применение в жизни и профессии:

  • Проект Бурченковой Елизаветы «Электронная инструкция по заполнению классного группового журнала» (соруководитель Ищенко Т.А.): значимость данного проекта обусловлена тем, что ежегодно администрации колледжа нужно составлять инструкции по заполнению классного журнала в письменном виде, в зависимости от групп и смены учебного плана. Инструкция теперь предоставлена в электронном виде, что значительно упрощает работу и заместителя директора по учебно-воспитательной работе, и классных руководителей, и старост, заполняющих журналы.
  • Результатом проекта Котовой Александры «Подготовка к участию в студенческой конференции «Восприятие творчества Модеста Петровича Мусоргского за рубежом» (соруководитель Иванова Е.А) явилось выступление на конференции и публикация статьи.
  • Проекты Шамова Ярослава «Нотный сборник «Я учусь играть на фортепиано» (соруководитель Пасынкова О.И.) и Волкова Евгения «Нотный сборник «Я учусь играть на баяне » (соруководитель Зорина Г.Н.) имели своей целью: создать нотный сборник по фортепиано для первокурсников без музыкальной подготовки с простыми произведениями: современными, знакомыми, интересными для возрастной категории — студенты. Этот сборник будут брать из библиотеки нашего колледжа, и студенты будут играть произведения, которые есть в нем, так как обучающиеся хотят научится играть на инструментах, но у некоторых нет мотивации к изучению данного инструментов, из-за того, что им предлагают произведения не по возрасту. Сборники еще не были переданы в библиотеку, а студенты- хореографы, только начинающие изучать фортепиано – скопировали себе их.
  • Проекты Оносовой Юлии «Адаптационная книжка первокурсников Вятского колледжа культуры», Клепиковой Натальи и Сергеевой Евгении «Дневник студента Вятского колледжа культуры» (руководитель Платунова А.Г.) созданы непосредственно для студентов после поведенных опросов старшекурсников и смогут восполнить пробелы адаптации, особенно в первую неделю обучения.
  • Проекты Рохиной Ксении «Словарь Вятского диалекта для студентов этнохудожественного творчества», Микрюковой Анастасии «Костюм для сольного пения» (соруководитель Бреславская О.В.) могут активно использоваться при написании курсовой работы на 3 курсе по профмодулю.
  • Проект Пантюхиной Ольги «Новая жизнь книги» (соруководитель Зайкова О.Н.) позволил отремонтировать книги в библиотеке колледжа.
  • Проекты Пономаревой Кристины и Шиловской Елены, Морошан Яны, Гусликова Дмитрия, Дорофеевой Анастасии, связанные с их будущей профессиональной деятельностью, нашли свое применение и активно используются вне колледжа.

Таким образом, организация проектной деятельности в условиях Вятского колледжа культуры способствует успешной адаптации студентов к будущей специальности.

Список использованных источников:

  1. Васильева С. В. Адаптация студентов к вузам с различными условиями обучения // Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях : психология и педагогика в общественной практике : сб. науч. тр. СПб., 2000. – С. 84–93.
  2. Ворожцова Е. С., Балахонова Е. Г., Гурьянова М. Н. Метод проектов как способ адаптации первокурскников к обучению в фармацевтическом вузе //Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 7–27.
  3. Иванова З. И. Воспитательный потенциал образовательной среды учреждения для формирования активной жизненной позиции обучающихся // Актуальные проблемы воспитания в образовательном процессе вуза : сб. ст. всероссийской научно-практической конференции / под ред. О. М. Поповой. 2016. С. 50–55
  4. Мелехина С.И. Учебные проекты в формировании метапредметных и личностных результатов: учебно-методическое пособие для педагогического сопровождения проектной деятельности обучающихся в процессе урочной и внеурочной деятельности [Текст]/ С.И. Мелехина , КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области».-2-е издание, переработанное и дополнительное.- Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2018. С. 5
  5. Панихина А. В. Оценка адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе. URL: http://festival.1september.ru/articles/513384/ (дата обращения:18.09.2013)5. Панихина А. В. Оценка адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе. URL: http://festival.1september.ru/articles/513384/ (дата обращения:18.09.2013).
  6. Самышин А. В. Воспитание в вузе // Технология и продукты здорового питания : Материалы IX международной научно-практической конференции, посвященной . 20-летию специальности «Технология продукции и организация общественного питания» / под ред. И. В. Симаковой. Саратов,2015. С. 366–368.

 

 >>>Скачать все материалы публикации