Компетентностный подход в организации образовательного процесса

 

Автор: Крылова Лилия Алексеевна
Должность: Преподаватель
Тип: Статья
Тема: «Компетентностный подход в организации образовательного процесса»

Дата публикации: 25.10.2019

Усвоенная ранее информация, ставшая знанием, служит одним из базисных средств обучения. В процессе систематического обучения усвоенное знание становиться средством приобретения новых знаний, развитие эмоциональной, волевой и интеллектуальной сфер личности. Таким путем происходит интеллектуальное развитие личности. В медицинском образовании такими средствами обучения могут служить правила заполнения бланков, алгоритм действия фармацевта и так далее. Некоторые средства обучения могут быть сконструированы студентами при помощи преподавателя, например, принцип составления опорного конспекта. Эффективность использования средств обучения достигается при их соответствии с содержанием и методами обучения. Для успешного усвоения профессиональных и общих компетенций, используются различные средства обучения, их можно разделить на средства преподавания и средства учения. Так, оборудование демонстрационного эксперимента относится к средствам преподавания, а оборудование лаборатории – к средствам учения. Для преподавателя средства обучения можно разделить на средства объяснения нового материала, средства закрепления и средства контроля. Зрительное восприятие студентами во время демонстрации так же должно быть организовано: человек воспринимает лучше то, на чем был зафиксирован его взгляд, поэтому необходимо точно указывать, что демонстрируется. Во время демонстрации преподаватель одновременно должен показывать, объяснять и следить за реакцией студентов. В использовании любого средства обучения необходимо соблюдать пропорции, определяемые закономерностями обучения. Отсутствие или недостаточное количество средств обучения снижает качество знаний, затрудняет образное мышление. Формирование ключевых компетенций, обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования реализуется посредством различных педагогических технологий:

  • демонстрация обучающимся различных предметов и явлений
  • наблюдение обучающимися за этими предметами, явлениями и выделение ими различных сторон, свойств, связей
  • когнитивное инструктирование: сравнение, сопоставление и анализ выявленных свойств
  • установление и объединение таких свойств, которые являются общими для всех рассмотренных объектов или, наоборот, отличают все объекты одной группы от объектов другой группы
  • обобщение понятия путем применения термина к различным объектам, имеющим выделенные признаки.

Формирование ключевых компетенций обучающихся учреждений среднего профессионального образования возможно посредством реализации всей образовательной программы, а их освоение обеспечивается посредством педагогических технологий. Комплексный подход к использованию педагогических технологий позволяет систематизировать организацию целостного учебного процесса на всех его этапах и реализовать цели начального и среднего профессионального образования повысить качество образования.

Рассмотрим основные педагогические технологии, которые эффективно влияют на развитие ключевых компетенций обучающихся.

  • Метод проектов

Метод проектов — система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания, умения и навыки в процессе конструирования, планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. Ценность данной технологии заключается в использовании самостоятельной проектировочной деятельности учащихся как основного средства их профессионального развития.

  • Технология проблемно-модульного обучения

Технология проблемно-модульного обучения предполагает использование на практике полученных теоретических знаний. При модульном обучении обучающийся является активным субъектом обучения, полноправным участником учебного процесса; также он активно влияет на все элементы педагогической системы, обеспечивая их максимальное приспособление к своим потребностям и возможностям.

  • Деятельностные педагогические технологии

Результативность профессионального обучения зависит от того, какую позицию, активную или пассивную, в процессе овладения профессией/специальностью, занимает обучающийся, так как знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения при применении их на практике, при решении конкретных производственных задач. Решение этой проблемы связано с применением деятельностных педагогических технологий, которые можно классифицировать следующим образом:

репродуктивные педагогические технологии — предполагают организацию деятельности репродуктивного характера: алгоритмические действия или действия по точно описанным правилам, инструкциям, в известных условиях. Организационными формами обучения при этом являются: урок — лекция, комбинированный урок, урок — экскурсия, урок — семинар, типовой урок практического (производственного) обучения.

проблемно — развивающие педагогические технологии — технологии, которые требуют сочетания репродуктивных и продуктивных методов обучения (применение методов проблемно — развивающего обучения) и переноса известных знаний и способов деятельности в новые ситуации. Организационными формами обучения являются: лекция — беседа, комбинированный урок, урок-экскурсия, урок — конференция, интегративный урок.

эвристические педагогические технологии — предполагают организацию деятельности продуктивного характера, применение системы методов проблемно — развивающего обучения, заданий, направленных на поиск новых способов деятельности, требующих самостоятельности в принятии решений, проявлении творчества. Организационными формами обучения здесь являются: комбинированный урок, урок — конференция, творческое задание, конкурсная работа, курсовая работа, квалификационная работа, дипломная работа.

  • Технология моделирования содержания образования в педагогической деятельности

Технология моделирования содержания образования в педагогической деятельности — это такая педагогическая технология, которая позволяет реализовать деятельностный подход в обучении и систему педагогической деятельности по развитию личности учащихся средствами изучаемого предмета. Технология моделирования содержания образования в педагогической деятельности формируют у обучающихся следующие компетенции: общий интеллектуальный уровень, обучаемость, профессиональные компетенции.

  • Технология «полного» усвоения

Технология «полного усвоения» — технология, гарантирующая усвоение предмета всеми обучающимися в группе, но эта технология менее эффективна в развитии познавательной деятельности, мотивов и потребностей учащихся. Технология «полного усвоения» формирует у обучающихся следующие компетенции: общий интеллектуальный уровень, обучаемость, профессиональные компетенции.

Все вышеперечисленные педагогические технологии могут быть применены на практике как отдельно, так и в комплексе. Поиск путей подготовки конкурентоспособных работников квалифицированного труда позволяет сделать вывод, что в настоящее время важно уметь раскрыть способности и возможности, обучающихся в овладении профессии/специальностью, развить мышление, научить гибкому подходу к решению проблем.

Исходя из этого, можно прийти к выводу, что результативность профессионального обучения зависит от:

  1. понимания и учета индивидуальных особенностей личностей и возраста учащихся
  2. коммуникативных умений преподавателя, способствующих созданию обстановки сотрудничества на уроке
  3. арсенала педагогических технологий, которые активизируют обучающихся, научат их лучшему восприятию и запоминанию информации, решению профессиональных проблем.

 

 >>>Скачать все материалы публикации