Интерактивные методы обучения, обеспечивающие развитие коммуникативных компетенций студентов медицинского техникума

 

Автор: Кузьмина Антонина Витальевна
Должность: Преподаватель психологии
Тип: Статья
Тема: «Интерактивные методы обучения, обеспечивающие развитие коммуникативных компетенций студентов медицинского техникума»

Дата публикации: 01.11.2019

Коммуникативная компетентность является профессионально значимой характеристикой врача, медицинской сестры, психолога или социального работника. Однако, несмотря на то, что в условиях клиники пациент вынужден обращаться за помощью к врачу, коммуникативная компетентность важна для обеих сторон. Это связано с тем, что некомпетентность в общении хотя бы с одной стороны способна нарушить диагностический и лечебный процесс и не привести к желаемым результатам. Неумение пациента наладить контакт с врачом столь же опасно, сколь нежелание врача установить эффективный контакт с любым пациентом.

Эффективность развития коммуникативной компетенции в процессе обучения во многом зависит от правильно подобранных методов обучения, т.е. от способа воздействия педагога на учащегося для достижения поставленных целей обучения.

Большие возможности в развития коммуникативной компетенции заложены в методах интерактивного обучения. К таким методам относят, дискуссии, круглые столы, деловые и ролевые игры, ряд других методов. Эти методы дают возможность моделировать реальные коммуникативные ситуации, находить решение конкретной коммуникативной задачи и ощутить последствия принятых решении. Методы интерактивного обучения весьма эффективны, поскольку позволяют ученикам отработать навыки межличностного общения в типичных ситуациях, получить обратную связь, скорректировать свое поведение и находить альтернативные способы решения коммуникативных проблем.

Наиболее полно решить выявленные проблемы и сформировать коммуникативные компетенции обучающихся средствами психологии, на мой взгляд, позволяют тренинги. Тренинги позволят овладеть навыками ситуативного общения, поработать над личными качествами, относящимися к коммуникативной компетенции.

Так, например, студенты первого года обучения достаточно сложно и длительно адаптируются к отличной от школьной среды окружающей их обстановке. Это влияет на успеваемость, организацию студента в учебном процессе и межличностные отношения в группе. Являясь одновременно куратором группы и преподавателем психологии, особое внимание обращаю на оказание помощи студентам в адаптационном периоде.

Современная молодежь в большей степени проявляет высокую инфантильность и неумение в организации своей учебной и коммуникативной деятельности. Для многих студентов вхождение в коллектив является достаточно серьезной проблемой личностного плана. Данная проблема может быть решена с помощью организации и грамотного управления процессом адаптации.

Управление процессом адаптации студентов в техникуме является задачей всего педагогического коллектива.

Во время занятий этим процессом управляет преподаватель-предметник, во внеаудиторное время – куратор группы.

Для куратора адаптация студента это процесс более объемный и глубокий, т.к. он направлен на формирование морального — психологического климата в группе и создание коллектива, на активизацию студентов и включение их в учебную, общественно-значимую деятельность в группе и в техникуме.

Следовательно, одним из разделов деятельности куратора, направленных на успешную адаптацию студентов в техникуме, является проведение тренинга «Азбука общения», способствующего развитию коммуникативного общения.

Мотивация: Единственный способ настраивать людей на энергичную деятельность – это общаться с ними. Умение общаться помогает человеку на протяжении всей его жизни: получить образование, сделать карьеру, создать семью, найти хороших друзей. Общение помогает человеку реализовать свои способности и стать успешным.

Цели тренинга:

Воспитательные цели:

  • Ускорить процесс адаптации студентов первого года обучения путем развития коммуникативных способностей;
  • Сформировать в группе здоровый морально – психологический климат в процессе современной деятельности.

Развивающие цели:

  • Развитие способностей в установлении контакта и общения с другими людьми;
  • Раскрытие личностных возможностей во взаимодействии с другими членами группы;
  • Снятие внеаудиторных барьеров, мешающих эффективной коммуникации;
  • Развитие коммуникативных компетентностей и уверенности в себе;
  • Снятие внутриличностных напряжений;
  • Развитие способностей к самоанализу и рефлексии;

Задачи:

  • Активно вовлечь студентов в совместную деятельность;
  • Обеспечить условия для создания коллективной деятельности;
  • Через интересные задания, направленные на разные виды и формы коммуникативной деятельности студентов, показать возможность позитивного общения.

Методы проведения:

  1. частично-поисковый;
  2. игровой;
  3. с элементами рефлексии.

Место проведения: конференц – зал.

Время проведения: 45 мин.

Количество участников: 15 -25 человек.

Оснащение: ватман, фломастеры, карточки с заданием, белая бумага, ручки, стулья, поставленные по кругу.

Памятка для преподавателя

  1. Для проведения тренинга по данной теме подбираются и разрабатываются материалы с использованием разных видов общения: вербальных, невербальных.
  2. Задания для студентов с разными видами общения применяются в форме: ролевых игр, совместной деятельности: индивидуальные групповые, парные, рефлексивной деятельности и психоэмоциональных упражнений.
  3. В процессе проведения тренинга куратор уделяет внимание всем членам группы.
  4. Поведение куратора должно быть доброжелательным, сопереживательным и эмоциональным, чтобы каждый студент постоянно чувствовал поддержку в период деятельности.
  5. Если число участников нечетное, куратор, помимо организации и управления процессом коммуникативной деятельности, обязан сам принять активное участие в упражнении.
  6. Проведение подобного мероприятия должно быть простроено в определенной последовательности, которое соблюдается на протяжении всего тренинга.
  7. Проводить тренинг желательно в первый месяц учебы студентов нового набора.
  8. В плане проведения тренинга должны быть предусмотрены такие элементы как:
  • Эмоциональный и физический «разогрев» группы;
  • Знакомство (представление себя);
  • Игры и задания на вербальные и невербальные коммуникации;
  • Игры на интеграцию и партнерское взаимодействие;
  • Обратная связь – рефлексия.

Ход мероприятия:

I ЭТАП – Разогрев «Веселая сороконожка»

На первом этапе куратор приветствует студентов, просит сесть по кругу на стулья и мотивирует на дальнейшую деятельность. Студенты выполняют первое задание для разогрева. Студенты встают в два круга: один внутри другого, при этом участники внутреннего круга стоят лицом к участникам внешнего круга, то есть лицом друг к другу и выполняют команды куратора:

положите руки на плечо друг другу, опустите руки и другие действия. При этом после выполнения команды каждый делайте шаг по кругу в разных направлениях меня партнера. После выполнения первого задания куратор просит студентов занять свои места.

В результате данное упражнение помогает студентам сократить дистанцию в общении, снизить их тревожность, вызванную попаданием в незнакомую среду, снять чувство напряженности, настроить участников на позитив.

II ЭТАП – Знакомство «Разрешите представиться!»

Куратор просит каждого студента представить себя, но с одним условием: участники должны назвать свое имя и черту своего характера на первую букву своего имени (например: Светлана – смелая), а затем сказать несколько слов о себе, о своей сути. Лучше, если это будет сказано одной фразой, можно в стихах или с использованием метафоры. По очереди по кругу.

Данный этап помогает участникам лучше узнать друг друга, обратить внимание участников друг на друга, объединить их, наладить контакт друг с другом.

III ЭТАП Вербальная и невербальная коммуникация «Пойми меня!»

Данное упражнение направлено на невербальное общение, участникам запрещается разговаривать, а только могут общаться между собой при помощи: мимики, жестов, поз, поведения, исключая речь.

Для первого задания куратор кладет на стул в середине комнаты карточки для студентов, затем просит взять каждого карточку, прочитать, никому ее не показывать,  самому запомнить и вернуть куратору. В карточках написаны разные животные (лиса, заяц, медведь, барсук — животные повторяются), которых необходимо показать при помощи мимики, жестов, поз, поведения, а также найти свое «стадо».

Во втором задании куратор просит повторить все заново, все берут новые карточки. В карточках написаны эмоции животных (веселый заяц, злой заяц, грустный заяц, хитрый заяц).

Третье задание. Студентам необходимо каждому по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать («вручить») молча (невербально), но так, чтобы сосед понял, что ему дарят. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. После того, как все получат подарки, необходимо каждому озвучить подарок и проверить на ошибки.

В конце задания куратор выслушивает комментарии участников.

Данный этап помогает развить у студентов невербальные способности общения, внимательность, снимает внутриличностное напряжение, раскрывает личностные возможности во взаимодействии с другими членами группы.

IV ЭТАП — Партнерское взаимоотношение «Давайте договоримся»

Куратор раздает каждому участнику лист белой бумаги и ручку.

Студентам необходимо согнуть лист по полам, и еще раз пополам, за тем разорвать его на четыре части. На каждой части нужно нарисовать свой отличительный знак, запомнить что его, но никому не показывать.

Куратор собирает и перемешивает бумажки и снова раздает по 4 штучки каждому участнику. Каждому участнику попали бумажки с чужими знаками.

Задание. Участникам необходимо за определенное время вернуть свои бумажки, но с выполнением определенных условий: у каждого все время на руках должно быть только 4 карточки, не меньше и не больше; участники должны выменять, свои карточки, но для этого договориться на обмен любой сложности: двойной, тройной и т.д.; каждый участник должен суметь убедить человека поменяться с ним, уговорить, упросить.

Победит тот, кто на быстрее других соберет свои карточки.

После окончания игры куратор просит высказать свои впечатления о данном упражнении, рассказать о трудностях и их разрешении в ходе работы.

Куратор выслушивает каждый ответ и подводит итог.

Данное упражнение развивает у студентов способности в установлении контакта и общения с другими членами группы, помогает снять внеаудиторные барьеры, мешающих эффективной коммуникации, развивает коммуникативные компетенции и уверенность в себе.

V ЭТАП – Подведение итога Рефлексия «Пиктограмма» «Слово»

Куратор готовит на столе большой лист ватмана и маркеры, просит всех подойти взять фломастеры и на ватмане изобразить себя в виде любого знака (Пиктограммы), передающее настроение студента в данный момент. Просит каждого под рисунком написать одно или два слово, свое впечатление, как чувствовал себя участник последние 30 минут комфортно или нет, понравилось или нет. Куратор должен показать пример и нарисовать себя первым. Все рисуют, куратор интересуется, спрашивает каждого, что он рисует и пишет.

В завершении куратор благодарит студентов за работу, отмечает положительные моменты, дает советы, если это необходимо.

При проведении данного тренинга у студентов первого года обучения легче проходит процесс адаптации путем развития коммуникативных способностей. Помогает сформировать в группе здоровый морально – психологический климат в процессе деятельности, развить способности в установлении контакта и общения с другими людьми, раскрыть личностные возможностей во взаимодействии с другими членами группы, снять внутриличностное напряжение, развить коммуникативные компетенции и способности к самоанализу и рефлексии.

Каждый метод имеет свою область применения и особенности. Если грамотно подбирать и комбинировать методы обучения, то можно более эффективно развивать коммуникативные умения.

 

 >>>Скачать все материалы публикации