От самообразования к инновационной деятельности

 

Автор: Желтухина Марина Александровна
Должность: Преподаватель педагогики
Тип: Статья
Тема: «От самообразования к инновационной деятельности»

Дата публикации: 02.11.2019

Под профессиональным самообразованием педагога понимают многоаспектную личностно и профессионально значимую самостоятельную познавательную деятельность педагога, включающую в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование.

Профессиональное самообразование направлено на повышение его профессионализма, неважно, начинающий это педагог или педагог с опытом.

На сегодняшний день популярны следующие формы самообразования педагога: это и специальная образовательная подготовка, так и повышение квалификации, как индивидуальная, так и групповая самообразовательная работа.

Организация самообразования начинается с того, что педагог оценивает ситуацию: какие знания и умения у него есть, чего ему не хватает, производит постановку проблемы, проводит целеполагание.

По доминирующим целям самообразования выделяются следующие уровни самообразовательной деятельности педагога:

— мотивы деятельности связаны с ликвидацией пробелов в психологопедагогическом образовании, а также углубление, расширение знаний;

— достижение определенного уровня педагогической культуры;

— развитие творческих способностей, которые развиваются только в деятельности, требующие нестандартных действий.

На следующем этапе (информационно-подготовительном) необходимо выстроить индивидуальный план самообразования.

Как правило, на этом этапе используются традиционные методы (самообучение через информацию): изучение научно-методической, учебнометодической литературы, периодической печати, изучение опыта других педагогов.

Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда они реализуется на практике. Не каждый педагог переходит к практическому этапу, этапу от самообразования к инновационной деятельности.

Каждая деятельность бессмысленна, если в результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. Многие педагоги не торопятся распространять собственный опыт.

Хотя на данном этапе педагог может создавать теоретические и методические разработки, проводить практическую апробацию, реализовывать проекты с использованием инновационных педагогических технологий, участвовать в работе конференций, выступать на семинарах, мастер-классах, проводить консультации, обмениваться опытом между педагогами-практиками.

Одна из причин отсутствия практического этапа в профессиональном самообразовании – это низкий уровень творческих способностей. Увидеть, найти проблему, мобилизовать необходимые знания для выдвижения гипотезы, способность теоретически и практически проверить ее и в результате создать новый оригинальный продукт – вот эти шаги к успеху.

Наиболее эффективный путь профессионального самообразования учителя – разработка одной из научных или методических проблем в рамках комплексной темы школы.

Немаловажным этапом является оценка результатов самообразования:

— если был компенсаторный мотив, то целесообразно ответить на вопрос, а произошло ли восполнение пробелов в части наук и методик, и тем самым повышение качества преподавания предмета;

— если адаптационный мотив, то достижение определенного уровня педагогической культуры, повышения уровня личных и профессиональных качеств, позволяющих ему эффективно и качественно решать учебновоспитательные задачи;

— если развитие творческих способностей, то разработка методических пособий, дидактических материалов, новых форм, методов и приемов обучения, трансляция опыта.

Таким образом, самообразование даст фундамент для развития творческой индивидуальности педагога, сформирует готовность к принятию нового, стремлению к креативности. Не это ли первый шаг к инновационной деятельности?

 

 >>>Скачать все материалы публикации