Формирование информационной культуры студентов

 

Автор: Шайхутдинова Людмила Васильевна
Должность: Преподаватель
Тип: Статья
Тема: «Формирование информационной культуры студентов»

Дата публикации: 02.11.2019

В условиях информатизации и перехода к информационному обществу становится необходимым сознательное, целенаправленное формирование  информационной культуры личности. Информационную культуру личности мы понимаем как подсистему личности, обеспечивающую должный уровень следующих процессов её жизнедеятельности:

  1. генерация зрелых личностных смыслов и, тем самым, формирование адекватной и динамичной картины мира личности;
  2. эффективный информационный обмен, обеспечиваемый сформированностью ряда информационных умений: оценки полезности и истинности получаемой информации; отбора личностно значимой информации, поиска необходимой информации, в том числе о методах её переработки; коммуникативных и языковых умений (восприятия и передачи); информационно-психологической самозащиты;
  3. постоянно высокий уровень инфопотребности;
  4. выработка и совершенствование индивидуально-эффективных способов сохранения и усвоения информации;
  5. информационная психогигиена (экология) – саморегуляция информационных процессов в соотнесении их с актуальным состоянием организма;
  6. информационная нравственность, регулирующая вопросы доступа к чужой информации, использования информации для корыстных целей или целей давления на личность, ограничения доступа других к полезной информации.

Очевидно, в содержание понятия информационной культуры можно включить и такие необходимые процессы и умения, как способность к концентрации внимания на предмете, способность к логической и ценностной обработке информации, способность увидеть новые комбинации свойств в отражаемых явлениях, т. е. способности творческого восприятия-переработки информации.

Формирование информационной культуры студентов как одной из граней общей культуры человека, относится к одной из приоритетных задач подготовки современного специалиста, поскольку навыки работы с информацией, сформированные в студенческие годы, определяют благополучие его профессиональной деятельности.

Безусловно, организация качественного информационного образования для обеспечения развития информационной культуры студентов колледжа возможна только на основе дидактических принципов, в частности:

  • принципа культурологического подхода, который означает неразрывность информации и культуры, неотъемлемость информационной культуры от общей культуры человека;
  • принципа системного подхода, означающегося целостность характеристики сложного, многогранного феномена информационной культуры, представляющего слияние знаний разнообразных информационных ресурсов, правил поиска и переработки информации с помощью современных информационно-коммуникационных технологий, умений оценки и интерпретации информации, самостоятельного создания информационных продуктов.
  • принципа деятельностного подхода, который предполагает, что формирование информационной культуры личности ведется с позиций деятельности конкретного человека, исходя из тех информационных задач, которые он должен решать в ходе своей учебной, профессиональной или досуговой деятельности.
  • принципа технологического подхода, который означает, что формирование информационной культуры личности – это образовательная технология, включающая определенную совокупность форм, методов и средств, обеспечивающих достижение заданного результата.
  • принципа интегративности, основанного на органичном взаимодействии общеобразовательных, общепрофессиональных и специальных дисциплин при формировании информационной культуры личности;
  • принципа непрерывности, который обеспечивает воплощение в жизнь одной из ключевых идей современности — «образование в течение всей жизни». Отметим, что формирование информационной культуры осуществляется поэтапно на всех курсах обучения в колледже в соответствии с целями и задачами учебной деятельности, а также основными компонентами будущей профессиональной деятельности.

Функциональная составляющая информационной культуры формируется на 1 и 2 курсах при изучении студентами курса «Информатика», который присутствует в учебных планах всех специальностей и характеризуется знаниями в области информатики о структуре программных средств, возможностях компьютерных сетей, умениями работы с компьютером, применения разных видов прикладного и программного обеспечения, что определяется государственными образовательными стандартами.

Профессиональная составляющая информационной культуры складывается при умении использования информационных технологий в трудовой, профессиональной деятельности, при решении различных профессиональных задач, основанных на осознании возможности повышения производительности труда при использовании информационных технологий в конкретной деятельности. В дальнейшем при правильно организованном образовании информационно-коммуникационные технологии выступают уже как объект творчества, при этом творческая составляющая информационной культуры обеспечивается мотивацией человека к высоким достижениям в его профессиональном и личностном развитии с помощью использования информационных технологий, к осознанию себя как активного субъекта информационного общества.

Таким образом, информационная подготовка современного специалиста является важнейшим аспектом работы педагогов колледжа и включает широкий спектр знаний и умений в области работы с информацией, причем не только технического, но и интеллектуального и мировоззренческого характера.

 

 >>>Скачать все материалы публикации