Автор: Кузнецова Светлана Анатольевна и Пружинская Вера Борисовна Дата публикации: 02.11.2019 |
Многие исследователи считают, что дети в детском доме живут как в замкнутом территориальном пространстве, не имея возможности полноценного общения с социумом. Вследствие отсутствия у детей нормального взаимодействия с окружающим миром затруднена социальная адаптация.
Для решения данной проблемы большое значение будет иметь взаимодействие и сотрудничество детского дома с различными субъектами, которые позволяют решить вопросы жизнеустройства воспитанников в их успешной социализации и адаптации, стать полноценными гражданами своей страны, имеющими друзей, наставников и стать полезными в современном обществе.
Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова является тем субъектом, который уже более 15 лет сотрудничает с государственным учреждением Республики Коми «Детский дом № 3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г. Сыктывкара.
С 2013 года Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова готовит специалистов по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту будущие педагоги дополнительного образования должны обладать профессиональными компетенциями, соответствующими, в том числе такому виду деятельности, как организация досуговых мероприятий различных категорий детей, в том числе детей-сирот.
Хочется поделиться опытом организации досуговых мероприятий с детьми-сиротами в детском доме № 3 студентами по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования в рамках производственной практики и обозначить проблемы, возникающие в процессе практической подготовки.
Прохождение производственной практики по данному виду деятельности осуществляется в два этапа: теоретическая часть и практическая часть.
До выхода на практику на теоретическом этапе студенты на 2 курсе в рамках учебной дисциплины «Психология» подробно изучают возрастные особенности детей дошкольного, младшего школьного, подросткового и юношеского возраста.
В рамках учебной дисциплины «Психология общения» студенты знакомятся с рядом вопросов, касающихся конструктивного общения. Одной из важных тем является вопрос об использовании вербальных и невербальных средств стимулирования и поддержания общения детей, помощи детям, испытывающим затруднений в общении, в том числе детям-сиротам. А это является очень важным, так как чаще всего дети-сироты замкнуты, редко говорят о своих проблемах, из-за условий проживания испытывают нехватку эмоций.
Преподаватели колледжа понимают, что студенты не всегда готовы работать с детьми-сиротами, прежде всего – эмоционально. Перед ними встает вопрос допускать студента или нет.
Студент должен обладать характерными профессиональными качествами. К ним относятся элементарные знания об обществе, навыки слушать, контактировать с любой группой людей, решать межличностные и межгрупповые конфликты. Так же важны умения убеждать и организовывать.
Кроме этого до выхода на практику преподаватель колледжа более подробно знакомит студентов с особенностями познавательной и эмоциональной сферы воспитанников детских домов, их личностными свойствами. В рамках междисциплинарных курсов при моделировании досуговых мероприятий преподаватель обращает внимание на то, чтобы студенты научились применять психологические методики, методы, приемы работы с данной группой. Кроме этого необходимо научить студентов педагогически обоснованно выбирать разные формы, методы, приемы воспитания при работе с разновозрастными детьми.
Кроме теоретической подготовки студенты должны обладать определенным набором личностных качеств: добродушием, сопереживанием, общительностью, деликатностью, сдержанностью. Как организатору собственного мероприятия практиканту следует быть ответственным и инициативным человеком. Все эти качества важны для работы, дети-сироты бывают очень восприимчивы к человеку, желающему помочь.
Кроме этого преподаватели обращают внимание студентов на то, что перед ними дети с определенными особенностями, своими проблемами, что им нужна помощь. Но эта помощь не должна быть ярко выраженной, недопустимо сопровождать ее жалостью.
После подготовительной работы, студенты под руководством преподавателя планируют и готовят план и разрабатывают сценарий досуговых мероприятий. Именно тех мероприятий, которые студенты намереваются провести.
Только после этого происходит непосредственно практическая деятельность студентов, в ходе которой студент ведет дневник по данному виду практики. В дневнике подробно осуществляет анализ собственно проведенного досугового мероприятия и анализ посещенного досугового мероприятия, которое провел однокурсник.
По окончании практики студентами подводятся итоги деятельности в детском доме: практиканты формулируют выводы по наблюдениям и составляют отчет.
По анализам отчетов, можно сказать, что студенты понимают значимость организации досуговых мероприятий с детьми-сиротами в дальнейшем своей профессиональной деятельности. В своих отчетах по практике 100% студентов третьего и четвертого курса отмечают, что в дальнейшем они хотели бы участвовать и проводить досуговые мероприятия с детьми-сиротами. 94 % считают приемлемым для себя прохождение производственной практики с воспитанниками детского дома.
Студенты сожалеют только о том, что проводить досуговые мероприятия с детьми-сиротами можно только в вечернее время, не очень удобное время для студента-практиканта.
Досуговые мероприятия, которые проводятся в детском доме с детьми-сиротами, условно можно разделить по темам следующим образом:
- Профилактические мероприятия направлены на профилактику вредных привычек, про
- паганду здорового образа жизни и безопасного поведения
- Мероприятия, приуроченные к определенным социальным датам (новый год, 23 февраля, 08 марта и др.) (праздникам)
- Развлекательные мероприятия. На таких мероприятиях проводятся веселые конкурсы.
Вместе с тем имеются ряд проблем, с которыми сталкиваемся при организации досуговых мероприятий детей-сирот.
- Досуговая деятельность сегодня не рассматривается в педагогическом сообществе как значимая.
Большинство людей не задаются вопросом смысла досуга, тем, чем он есть сам по себе, для них это просто время свободное от работы, время для «ничего не деланья». Значимость досуга также не ценится в современном мире, люди просто теряют свое драгоценной время, вместо того, чтобы развиваться и приобщаться к культуре, искусству и спорту. Мы считаем, что досуг становится все более широкой сферой жизнедеятельности, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала общества, именно поэтому необходимо приобщить человека к досуговой деятельности.
- Методы и приемы досуговой деятельности, описанные в методиках и используемые в практике, не всегда отвечают запросам современного ребенка.
- Преобладают формы досуговой деятельности, связанные с отдыхом и развлечениями, познавательная сторона досуговых мероприятий отходит на второй план.
- Материально-техническое обеспечение досуговой деятельности (игровой инвентарь, аттаркционы, наглядный материал, костюмы и т.д.) остается достаточно на низком уровне.
- Качество досуговых мероприятий снижает низкий уровень сформированности коммуникативных и организаторских умений студентов, это не позволяет проводить мероприятия на достаточно высоком уровне.
- В ходе практики мало внимание уделяется организации индивидуальных и микрогрупповых форм досуговой деятельности. Причины этого в том, что непроработанные методики и нет востребованности со стороны базы практики.
- Досуговые мероприятия сложно поддаются контрольнооценочной деятельности со стороны педагога: ребенок доволен, а преподаватель колледжа – нет. Тот подбор критериев успешности досуговых дел вызывает затруднение.
- Содержание досуговых мероприятий редко адаптируется под категорию детей-сирот, они носят обобщенный характер, то есть мы, не всегда решаем конкретные проблемы данной категории детей.
- Потенциал игровых технологий в рамках досуговых мероприятий используется не всегда грамотно, например, ролевые игры, которые готовят детей-сирот к жизни в социуме.
Педагоги осознают выше названные проблемы, перестраивают программы практики и ищут пути преодоления недостатков в подготовке будущих специалистов – педагогов дополнительного образования. Совершенствуют теоретические курсы, направленные на освоение методики работы с детьми- сиротами. Прислушиваются к советам и методическим рекомендациям воспитателей, сотрудников детского дома № 3.
Сотрудники детского дома № 3 проявляют открытость и постоянное стремление помочь педагогам в становлении будущих специалистов в области организации досуговой деятельности детей.
Хочется выразить слова благодарности и сказать спасибо за сотрудничество, внимание и терпение при организации практики студентов Директору Детского Дома № 3 Вахниной Зое Алексеевне и всему педагогическому коллективу этого учреждения.
В заключении хочется сказать, что колледж открыт и готов к сотрудничеству и в других сферах учебно-воспитательной деятельности.
>>>Скачать все материалы публикации