Некоторые аспекты речевого воспитания обучающихся в кадетских образовательных учреждениях

 

Автор: Бердников Евгений Александрович
Должность: Воспитатель
Тип: Статья
Тема: «Некоторые аспекты речевого воспитания обучающихся в кадетских образовательных учреждениях»

Дата публикации: 02.11.2019

Современные условия социализации обуславливают необходимость всестороннего и гармоничного развития личности в целях ее эффективного общественного взаимодействия. Основой такого взаимодействия служит, в первую очередь, коммуникативный потенциал отдельной личности и соответствие его уровня той среде, в которой такое взаимодействие происходит.

Базисным коммуникативным средством установления социальных контактов в обществе является речь. Развитие речевых навыков воспитанников направлено не только на решение учебных задач, но и на совершенствование и развитие культурно-нравственных и социально-значимых качеств личности.

Основной целью речевого воспитания является формирование, совершенствование и дальнейшее развитие способности к пониманию и продуцированию социально значимой речи. Именно социально значимая речь позволяет воздействовать на общественное сознание с целью достижения конкретных результатов социального взаимодействия.

В процессе речевого воспитания воспитатель исполняет роли не только субъекта коммуникации но и редактора коммуникативной среды обучаемых. Так, педагогу необходимо, в первую очередь, контролировать собственную речь с той целью, чтобы воспитанники имели образец социально значимой речи. Вместе с тем, монолог (а в случае индивидуального субъект-субъектного взаимодействия – диалог) воспитателя должен быть понятен воспитуемым.

Принципиальным алгоритмом речевого воспитания является такая организация коммуникативной среды, в которой монолог педагога усваивается и понимается воспитанниками, переходит в диалогическую форму общения с отдельными обучаемыми и завершается диалогом уже внутри кадетского коллектива.

Наиболее эффективное педагогическое воздействие проявляется тогда, когда процесс речевого воспитания систематизирован и применяется комплексно. Системность такого воздействия заключается в постепенном вовлечении воспитанников в социально значимую речевую среду, то есть педагогу следует избирательно подходить к используемым лексике и оборотам, повышая частоту появления в речи сложных лексических и синтаксических конструкций с учетом становления обучаемых.

Комплексность речевого воспитания заключается в воздействии педагога не только на отдельных индивидов, но и на коллектив в целом. Одной из особенностей воспитательной работы в кадетских образовательных учреждениях является постоянное межличностное общение между воспитанниками в условиях ограниченной социальной среды. Воспитателю в таких учреждениях следует редактировать и корректировать коммуникативную среду с целью сохранения и воспроизведения социально значимой речи в условиях отсутствия непосредственного педагогического воздействия.

Другой особенностью речевого воспитания в указанных учреждениях обладает форма социальных взаимодействий между воспитанниками и представителями руководящего или педагогического состава. Повышенные требования к дисциплине речи и общения оказывают побочное психологическое напряжение на воспитанника. Развитие педагогом социально значимой речи воспитанников позволяет последним чувствовать себя более уверенно в общении со старшими. Вместе с тем рассматриваемая особенность позволяет существенно упрочить результаты речевого воспитания, повысить уровень ответственности воспитанников за используемые выражения, развить психологическую готовность обучаемых к социально-ассиметричному диалогу (преодолевать возрастные и статусные барьеры).

Следует также отметить, что усвоение воспитанниками речевых навыков наиболее качественно происходит в процессе произнесения речи, то есть в речевой деятельности. Отсюда следует, что, помимо установления диалогических отношений с обучаемыми, необходимо при любой возможности предоставлять воспитанникам слово.

Реализация речевой деятельности воспитанников возможна в процессе участия последних в различных мероприятиях: собраниях, диспутах, литературных вечерах, подведении итогов, информирования и т. д. В связи с чем, педагогу следует регулярно проводить подобные мероприятия и классные часы. Публичные выступления, ораторская подготовка воспитанников являются необходимыми формами для организации речевого воспитания и развития морально-психологической закалки обучаемых.

Таким образом, формирование способности к пониманию и продуцированию социально значимой речи происходит в комплексном и системном воспитательном воздействии педагога через субъект-субъектное взаимодействие воспитателя с воспитуемыми и коллективом. Речевое воспитание позволяет не только развить индивидуальные речевые навыки воспитанников, но и создать содержательный информационный обмен, как внутри коллектива обучаемых, так и между педагогом и воспитанником, что положительно скажется в процессе педагогической работы в целом.

 

 >>>Скачать все материалы публикации