Организация инклюзивного процесса на занятиях плаванием с детьми с расстройствами аутистического спектра

 

Автор: Карасева Алена Викторовна
Должность: Воспитатель
Тип: Статья
Тема: «Организация инклюзивного процесса на занятиях плаванием с детьми с расстройствами аутистического спектра»

Дата публикации: 02.11.2019

Аннотация. В статье рассматривается организация инклюзивного процесса на занятиях плаванием с детьми с расстройствами аутистического спектра. Предлагается один из вариантов проведения занятия плаванием.

Ключевые слова: инклюзивное обучение, социализация, ограниченные возможности здоровья, дошкольники с РАС.

 

Комплексная педагогическая работа с аутичными детьми включает в себя педагогическую коррекцию, развитие речи, общей и тонкой моторики, коммуникативных  навыков и обучение социальному взаимодействию, развитие физических качеств.

В коррекции недостатков физического развития и нарушений моторики большое значение принадлежит формированию соответствующих возможностей  детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) посредством адаптивного физического воспитания. Важное значение приобретает коррекция особенностей развития детей с отклонениями в состоянии здоровья посредством занятий определенными видами спорта, например, плаванием.

Обучение плаванию детей с РАС является одним из эффективных оздоровительных средств и безмедикаментозной реабилитации, существенно повышает физическое, умственное и психическое развитие ребенка, поднимает социальный статус ребенка, адаптируя к современным требованиям общества. Отмечается и закаливающее воздействие водных процедур и занятий плаванием, которые приводят к укреплению здоровья и росту работоспособности, а сочетание закаливания с физическими упражнениями только усиливает положительный эффект [1].

Занятие  плаванием и другие водные процедуры благоприятно способствуют не только физическому укреплению организма, но и улучшению эмоционального состояния ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Выявлено, что успешная адаптация ребенка с ограниченными возможностями в коллективе позволяет ему полноценно и эффективно участвовать во всех жизненных процессах, происходящих в обществе[2].

Обучение плаванию приводит к более эффективному решению вопроса адаптации ребенка в обществе сверстников.

Инклюзивное образование – первая инновация в российской образовательной практике, инициированная родителями детей-инвалидов и теми педагогами, психологами, кто верит в её необходимость не только для детей с ограниченными возможностями здоровья, но и для самого образования в целом [2].

Организация инклюзивного образования в стенах нашего детского сада происходит поэтапно:

  1. Адаптация ребенка с РАС в своей группе.
  2. Включение ребенка-аутиста в режимные моменты в своей группе.
  3. Индивидуальные занятия с педагогами (психологом, логопедом, дефектологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, инструктором по плаванию).
  4. Адаптация ребенка с РАС в общеобразовательной группе.
  5. Включение ребенка-аутиста в режимные моменты общеобразовательной группы.
  6. Совместные занятия нормотипичных детей с ребенком с РАС внутри общеобразовательной группы.

Проходя все эти этапы, ребенок-аутист находится в сопровождении тьютора. Только после того, как ребенок-аутист успешно адаптируется среди нормотипичных детей и начинает проявлять интерес к сверстникам, мы организовываем инклюзивные занятия в бассейне. Одновременно в бассейне находятся 7-10 детей нормотипичных и один ребенок с РАС в сопровождении тьютора (в дальнейшем, когда ребенок-аутист научается самостоятельно выполнять упражнения по словесной инструкции и будет чувствовать себя комфортней и уверенней  в воде среди сверстников, мы отказываемся от помощи тьютора).

Овладение плавательными умениями и навыками детьми с РАС происходит постепенно, от простого к сложному:

— привыкание к воде;

— ориентировка в пространстве;

— постепенное погружение в воду (до плеч, до подбородка и с головой);

—  изучение работы рук при плавании (кроль на груди, брасс, кроль на спине);

— изучение работы ног при плавании (кроль на груди, брасс, кроль на спине);

— удерживание тела на поверхности воды (на груди, спине);

— обучение скольжению (на груди, спине);

— скольжение на груди, спине с работой ног как при плавании кролем;

— скольжение на груди, спине с работой руками и ногами как при плавании кролем на груди, спине с опорой;

— овладение техникой плавания кролем на груди и спине при помощи ног без поддерживающих устройств.

Исходя из нашего опыта работы, можно сделать вывод, что процесс овладения определенными плавательными умениями и навыками детьми-аутистами может занимать от 1-2 занятий до полугода, но может растянуться и на несколько лет.

Инклюзивные занятия в бассейне в основном строятся на основе игр и игровых упражнений, благодаря которым происходит максимально эффективное взаимодействие обычных детей и ребенка-аутиста.

Инклюзивное занятие в бассейне для детей старшей группы

Количество детей: 10 детей нормотипичных, 1 ребенок с РАС

Цель: Формирование плавательных навыков, создание эмоционально-положительного настроя и социализация детей с РАС.

Задачи:

  1. Приучать детей входить в воду самостоятельно, окунаться, не боясь брызг.
  2. Способствовать оздоровлению и закаливанию организма детей, укреплению общего физического состояния.
  3. Развивать интерес к сверстнику, желание взаимодействовать с ним.

Оборудование: обручи, корзины с мечами, надувные игрушки, надувные круги, резиновый мяч.

Ход занятия

Основной вид движения             Содержание занятия Методические указания
Ходьба

 

Приседание

 

 

Ходьба

 

Ходьба

 

 

 

 

 

 

Ходьба

 

Бег

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ходьба вперед, назад

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ходьба

Бег

 

 

Ориентировка в пространстве

Ходьба под водой

Вход в воду.

 

Стоя у поручня, присесть в воду до подбородка (3-4р).

 

Обычная ходьба по периметру бассейна.

 

Ходьба с высоким подниманием бедра, руки в стороны

Ходьба на носках, руки вверх.

 

Ходьба на пятках, руки на поясе.

Обычная ходьба по периметру бассейна

 

Основная часть

 

Игра «Карусели». Дети становятся в круг и берутся за руки. По сигналу педагога дети начинают движение по кругу, постепенно ускоряя шаг. Все вместе произносят:

Еле-еле, еле-еле

Закружились карусели,

А потом, потом, потом-

Все бегом, бегом, бегом!

Дети бегут по кругу. Затем педагог произносит: «Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите!

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра!

Дети останавливаются.

 

Игра «Пузырь».

Дети становятся в круг близко друг к другу, берутся за руки. Вместе с педагогом произносят:     Раздувайся пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой

Да не лопайся.

Дети отходят назад, не разрывая рук, делая большой круг. После слов педагога «Лопнул пузырь!» дети хлопнули в ладоши.

 

Игра «Передай мяч».

Дети становятся в круг и передают мяч друг другу под водой

 

Игра «Собери мячи в корзину». Педагог берет две корзины  с мечами (красного и желтого цвета) высыпает мячи в воду. Предлагает детям собрать мячи, сортируя по цвету.

 

Свободное плавание.

В процессе свободного плавания с детьми проводится индивидуальная работа.

Детям предлагаются различные игровые упражнения: Паровозик. Пройди в обруч.

 

Заключительная часть. Сбор игрушек.

Выход из воды.

Держаться за поручни, не толкаться.

Следить за тем, чтобы дети опускались в воду до подбородка.

Следить за тем, чтобы дети держали спину ровно.

Следим за правильностью выполнения ходьбы. Руки в стороны, бедро поднимаем выше.

Руки прямые ладошки смотрят друг на друга

 

Выполнять движения в соответствии с текстом

 

Двигаться назад, вперед,  держась за руки. Нельзя толкаться

Следить за тем, чтобы мяч постоянно находился под водой

 

 

 

Следить за правильностью выполнения правил игры

 

 

Следим за правильностью выполнения упражнений

 

 

В процессе игр дети с РАС не только овладевают плавательными умениями и навыками, но и учатся взаимодействию с обычными детьми, копируя поведение, взаимодействия, движения и даже мимику обычных детей, тем самым происходит социализация детей с РАС в водной среде.

 

Список литературы:

  1. . Барбунов В.В. Вода дарит здоровье.-Л., 1986.-С.43-45.
  2. Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс. Начальная школа [Текст] /авт.-сост. И.В.Возняк, Л.В. Годовникова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 87 с.
  3. Казакова Н. А. Путешествие по экологической тропе, Н. А. Казакова Современное дошкольное образование. – 2010. №2 – с. 13-21.

 

 >>>Скачать все материалы публикации