Автор: Тимофеева Ольга Владимировна Дата публикации: 02.11.2019 |
В последнее время в педагогической и психологической литературе поднимается вопрос о том, что дети всё чаще отдают предпочтение не сюжетно-ролевым играм, а другим видам детской деятельности, что игра уходит из жизни ребёнка, что она не развивается, что становится более примитивной по тематике и по содержанию. С другой стороны некоторые педагоги отмечают стремление отдельных воспитателей превратить игру в «заорганизованное массовое действо», в средство «проработки программного материала».
Многие родители жалуются на нехватку времени на досуговую деятельность. В личных беседах с воспитателями и анкетировании родители не могут точно обозначить свой досуг. Некоторые затрудняются в понимании самого определения «досуг».
Досуг – возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Многообразные виды досуговой деятельности можно классифицировать по пяти группам: отдых, развлечения, праздник, самообразование, творчество. Во всех пяти группах досуговой деятельности можно и нужно найти место интеллектуальным играм. Важно отметить, что выбор досуговой деятельности индивидуален и зависит от образа жизни человека, традиций, уровня развития, бытовых условий, потребностей и ценностных ориентаций.
Для пополнения и разнообразия домашних игротек воспитателями периодически на родительских клубах устраиваются выставки специализированной литературы и мастер-классы по данному направлению. Как правило, родители с интересом относятся к ним и принимают активное участие на встречах в родительских клубах, делятся своим опытом.
Большие проблемы в группах для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) возникают при организации сюжетно-ролевых игр. Многие дети не владеют речью или плохо разговаривают. Из-за этого появляются проблемы в понимании сверстника сверстником. А ведь сюжетно-ролевая игра – это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения.
В современных психолого-педагогических исследованиях показано, что сюжетно-ролевая игра, как и любая другая человеческая деятельность, не возникает спонтанно, а передаётся ему от сверстников или старших детей, уже овладевших игровыми навыками, или от взрослых. Тогда игра проявляется во всей своей полноте: старшие (опытные) дети используют знакомые им способы развёртывания сюжета, построения игры, а младшие (неопытные) подключаются на доступном им игровом уровне, накапливают игровой опыт, чтобы в дальнейшем передать его другим детям. Более актуальным в работе с детьми групп РАС становится другой путь обучения ребёнка игровым навыкам – через игру, специально организованную (но не навязанную) воспитателем, при условии что воспитатель – активный участник этой игры, партнёр ребёнка по игре. Воспитатель знакомит ребёнка с новыми способами построения игры, направляет на осуществление и пояснение производимых игровых действий, формирует у ребёнка игровые умения в совместной игре, создаёт условия для самостоятельной детской ролевой игры. В группах для детей с РАС ребёнок сам выбирает игру. И, конечно, в игре недопустимо со стороны взрослого принуждение, навязывание темы, игровых ролей, формы игры, партнёров для играющих детей – ребёнок сам выбирает свою игру.
В целом в педагогическом процессе необходимо различать по отношению к сюжетно-ролевой игре две составляющие:
— совместная игра воспитателя с детьми, в процессе которой формируются новые игровые умения;
— самостоятельная детская игра, в которой воспитатель обеспечивает условия для активации имеющегося у детей арсенала игровых умений.
Оценивая уровень развития игровой деятельности детей групп РАС, прежде всего, отмечают умение ребёнка включать в игру:
— условные действия с предметами;
— ролевые диалоги (для говорящих детей);
— комбинации разнообразных игровых событий.
При условии разнообразия досуговой деятельности в семье, организации и создания условий для возникновения сюжетно-ролевых игр можно рассчитывать на развитие общения у детей дошкольного возраста групп РАС.
Литература:
- Агапова И. Давыдова М. Развивающие игры со словами для детей. М.: РИПОЛ КЛАССИК ДОМ 21 век, 2007 – 224с.
- Агеева И.Д. Весёлые загадки-складки и загадки обманки. М.: Творческий Центр Сфера, 2005 – 160с.
- Агеева И.Д. Новые загадки про слова для всех детских праздников. М.: Творческий Центр Сфера, 2003 – 192с.
- Загребина Г.В. Давай устроим праздник! Ярославль: Академия Развития, 2005 – 192с.
- Гурьянова Ю. Ю. Математические игры и головоломки для малышей. М.: РИПОЛ КЛАССИК ДОМ 21 век, 2007 – 160с.
- Колбасина Т.Б. Игры для детей дошкольного возраста. М.: Образ – Компани, 2006 – 192с.
- Колбасина Т. Б. Игры для развития ребёнка и подготовки к школе. М.: Образ – Компани, 2006 – 190с.
- Соколова Е.И. Игры в дороге. Ярославль: Академия Развития, 2001 – 128с.
- Парамонова Л.Г. Ваш ребёнок на пороге школы. Санкт – Петербург, КАРО, 2005 — 384с.
>>>Скачать все материалы публикации