Реализация практики инклюзивного образования детей с расстройствами аутистического спектра в ДОУ

 

Автор: Миронова Светлана Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Тип: Статья
Тема: «Реализация практики инклюзивного образования детей с расстройствами аутистического спектра в ДОУ»

Дата публикации: 02.11.2019

Аннотация. Инклюзивное воспитание и образование детей с ограниченными возможностями здоровья следует начинать с самых ранних лет, так как общеизвестно, что именно в дошкольном детстве в человеке закладываются навыки общения и социального взаимодействия, которые помогут ему в будущей взрослой жизни.

Ключевые слова: инклюзивное образование, интеграция.

Основная цель любого дошкольного учреждения – это воспитание и социализация маленького человека, будущего члена общества, а также параллельная подготовка его к учебной деятельности. Данное правило может распространяться как на детей с нормой, так и на детей, имеющих нарушения развития.

Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие является неотъемлемой частью деятельности любого образовательного учреждения, особенно актуально это по отношению к детям с расстройствами аутистического спектра. Расстройства аутистического спектра (далее РАС) – это особая форма нарушения психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и интеллектуальными расстройствами, что в большинстве случаев приводит к значительной социальной дезадаптации.

Нашу дошкольную образовательную организацию (далее ДОО) посещают как обычно развивающиеся сверстники, так и дети с ограниченными возможностями здоровья, среди которых есть воспитанники с РАС. У детей данной категории наблюдаются расстройства процессов коммуникации, трудности при формировании эмоциональных контактов с окружающими и, как результат – нарушение социальной адаптации.

Как показывает практика, чем раньше происходит интеграция ребенка с нарушенным развитием в группу нормально развивающихся детей, тем быстрее произойдет освоение ребенком адекватных форм поведения, стандартов общения с окружающими, общественных норм и правил.

Процесс инклюзии детей с ограниченными возможностями психического и/или физического здоровья в детском саду является первым шагом к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования.

Первым шагом в работе с ребенком РАС  служило установление с ним эмоционального контакта. Для этого мы организовывали ситуацию общения так, чтобы она была для ребенка комфортной, подкреплялась приятными впечатлениями и не требовала недоступных для него способов взаимодействия. В работе с детьми с РАС мы придерживаемся следующих правил:

Взаимодействовать с ребенком, только когда он готов к этому.

Принимать его таким, какой он есть.

Научиться улавливать изменения в поведении ребенка, не давать ему выйти в деструктивную деятельность.

Придерживаться определенного режима дня.

Соблюдать ежедневные ритуалы.

Вступать в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом.

В начале инклюзии мы не включали детей РАС в непосредственно образовательную деятельность совместно со всеми детьми. Усилия сопровождающего были направлены на развитие предметной деятельности ребенка, формирование гигиенических навыков, навыков самообслуживания, выполнение режимных моментов, реакции на обращенную речь и вызывание собственных речевых реакций.

Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит, надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей.

Дети с РАС любят играть в одиночку, нередко – в обособленном месте. Чтобы привлечь внимание детей к взаимодействию с другими детьми (для развития коммуникативных навыков) мы используем в работе хороводные игры и упражнения на снятие страхов, повышение уверенности в себе, саморегуляции, развитие коммуникативных навыков и т.д.

Различные формы «включения» детей с РАС в образовательную среду способствуют успешной адаптации и социолизации детей. Интегрированные занятия имеют еще одну цель – научить обычных детей принимать и понимать ребенка с проблемами, помогать и поддерживать его.

При работе мы использовали принципы дошкольного инклюзивного образования.

Инклюзивное образование строится на следующих принципах:

Принцип индивидуального подхода, который предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка, но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.

Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка.

Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности.

Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.

Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.

Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики.

Литература

  1. Бурлова Н.Б. Социальная защита детства / Н.Б. Бурлова // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2012 № 10, с. 56-60.
  2. Гулидов П.В. Основные направления модернизации инфраструктуры дошкольных учреждений / П.В. Гулидов // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2012 № 7, с. 42-45.
  3. Зайцев Д.В. Образовательная интеграция детей с ограниченными возможностями // интернет ресурс информационно-аналитический портал SocPolitika.ru // режим доступа: http://www.socpolitika.ru/rus/conferences.
  4. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева – М.: Просвещение, 2005, – 272 с.
  5. Инклюзивное образование в ДОУ // Журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения» № 10, 2011.
  6. Инклюзивное образование // Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду: М., Центр «Школьная книга» 2010.
  7. Назарова Н.М. Специальная педагогика // Раздел II «Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями»: Аcadema, — 2000. – С. 112.
  8. Самсонова Е.В. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации / Е.В. Самсонова, Т.П. Дмитриева, С.И. Сабельникова, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, А.С. Аркелян – Москва – 2012.

 

 >>>Скачать все материалы публикации