Автор: Нюман Ольга Валерьевна Дата публикации: 02.11.2019 |
В психолого-педагогических исследованиях предлагаются несколько направлений для формирования педагогической рефлексии. Во-первых, использование специальных методов: создание рефлексивной среды (С.Ю.Степанов), проведение психологических тренингов, решение нестандартных творческих задач (В.К. Семенов, И.Н. Семенов), проведение имитационных и организационно-деятельностных игр и др.
Во-вторых, предлагаются специальные курсы с включением различных методов по развитию рефлексивной компетентности, реализуемые на собственно психолого-педагогическом содержании (Б.З. Вульфов, Ю.В. Кушеверская, М.А. Лопарева и др.).
В-третьих, высказывается мнение о том, что для становления рефлексивной компетентности актуальной становится проблема разработки и включения в методическую систему обучения педагогов системы специальных задач и заданий. С одной стороны, заданий, отражающих специфику учебного предмета, и с другой, таких, решение которых требует различных видов и форм рефлексии (С. М. Конюшенко).
Виды заданий выделены на основе разработок Е.Ф. Фефиловой и Г.А. Цукерман. Представим виды и примеры таких заданий при изучении математики и методики математики.
- Задания, требующие осмысления математических данных.
Е.Ф. Фефилова предлагает для развития рефлексивных способностей особую группу задач — задачи, требующие осмысления математических данных – это задачи с недостающими, лишними и противоречивыми данными [1]. Одновременно психолог Г.А. Цукерман, говоря о развитии рефлексивности самооценки, предлагает включать в обучение задачи разного типа – решаемые (однозначные, имеющие одно решение), не имеющие решения, задачи с многовариантными решениями (в зависимости от рассматриваемых условий возможны разные результаты решения задачи), задачи, на вопрос которых невозможно ответить (требуют доопределения) [2]. Опыт работы учащихся и студентов с этими типами задач формируют осознанное отношение к решению задач, анализу предлагаемого учебного материала, к его критической оценке.
Задание 1. Определите количество цифр в частном (одинаковые буквы обозначают одинаковые цифры):
АВСДЕ : А 3АЛРГ : 7 8АПРК : 6
Задание 2. Запишите второе слагаемое (четырехзначное число), чтобы при сложении не пришлось делать переход через разряд, если первое слагаемое:
а) 8888 б) 8989 в) 9898
- Задания на поиск ошибок.
Цель заданий данного вида: способствовать умению анализировать уже готовое решение. Приведем примеры заданий.
Задание 3. Какие примеры решены неправильно?
АВС : 8 = 13 (9 ост.) ЛНКП : 9 = 1567 (ост.2)
КПН : 7 = 6 (1 ост.) ОЛДЖ : 5 = 97 (ост.4)
АВ : 6 = 14 (13 ост.) КМЛ : К = 27 (ост. 3)
- Задания, в которых требуется определить, какое рассуждение правильное.
Одними из обязательных видов включены задания, в которых требуется проверить и оценить решение, рассуждение другого человека.
Обоснованием включения данной группы заданий является особенность процесса авторефлексии. Рефлексивное отношение личности к самой себе (авторефлексия) возможно только на основе взаимодействия с другими, когда индивид старается понять мысли и действия другого. Психологической основой упражнений является то, что мы искусственно разделяем позиции «Я — исполнитель» и «Я — контролер». В данном случае исполнитель уже выполнил деятельность (вычислил, решил задачу, привел рассуждение), и выполняющему задание достается роль контролера, т.е. действие вынесено во внешний план. Когда сам выполняешь действие, ты находишься «в нем» и трудно отделить исполнителя (самого себя) и выполняемое действие, увидеть его со стороны. Для развития авторефлексии полезны следующие задания:
Задание 6. Максим, Андрей и Миша складывали двузначные числа. Миша сказал, что ответ может быть всегда только двузначным числом. Максим же ответил, что нельзя сказать, сколько цифр будет в результате сложения, пока не посчитаешь. Андрей сказал, что результат может быть двузначным или трехзначным числом. С кем из мальчиков Вы согласны и почему?
Задание 7. Кто из учащихся прав?
Надо проверить 28 ∙ 9 = 242
Люда: 8 ∙ 9 = 72, последняя цифра в ответе тоже 2, значит, правильно.
Андрей: 2 + 4 + 2 = 8, 8 не делится на 9 без остатка, значит, есть ошибка в вычислении.
Марина: 242 + 28 = 270, а 28 ∙ 10 = 280, значит, есть ошибка.
В этих заданиях можно сделать предметом анализа не только действия ученика, но и учителя.
- Задания на умение задавать вопросы.
Цель заданий данной группы — научить студентов выявлять опорные места в условиях задач, которые наталкивают на решение, выявлять «ошибкоопасные» места.
В процессе проведения занятий можно использовать такие задания:
— формулировка вопросов друг другу по изучаемой теме с последующей оценкой ответов,
— формулировка вопросов к заданиям,
— прогнозирование трудностей и ошибок при выполнении заданий.
Хорошо использовать групповую форму работы: студенты объединяются в группы, им требуется самостоятельно найти способ решения учебной задачи, затем объяснить товарищам свое мнение, сформулировать параметры, на которые надо обратить внимание.
- Задания, включающие приемы работы с решенной задачей.
Развитие рефлексивных способностей у учащихся предъявляет определенные требования к отбору задач и заданий к ним. Так, осознанию необходимости анализа собственных действий по решению сюжетных задач способствует работа с решенной задачей, а также задания, не требующие нахождения ответа задачи. Это создает благоприятные условия, так как над учеником не довлеет требование «решить задачу». Создаются условия для интеграции личного опыта решения сюжетных задач с научным опытом, возникает желание переработать этот чужой опыт и сделать его собственным. Ученик, таким образом, на уже решенной задаче учится решать задачи вообще. Поэтому задачи, на основе которых можно обучать учащихся некоторым приемам работы с решенной задачей, мы выделяем в отдельную группу [1].
- Конструирование заданий для формирования контрольно-оценочных и рефлексивных умений обучащихся начальных классов (на вычислительном материале).
Этапы составления методического задания для формирования самоконтроля учащихся (тема «Методика обучения решению задач»я формирования самоконтроля учащихся ()икло сомнение в быстром ответе, чтобы необходимо было еще раз обратиться к заданию.).
- Анализ задания:
- Какая трудность в задаче?
- Какие ошибки могут допустить учащиеся?
- Конструирование нового задания.
- Какое задание полезно предложить ученикам для выявления понимания взаимосвязей в задаче?
- Какое задание полезно предложить ученикам, чтобы у них возникло сомнение в быстром ответе, чтобы необходимо было еще раз обратиться к заданию?
- Апробация задания
- Представление задания (устно или письменно).
- Взаимооценка и самооценка.
Представленные виды заданий можно реализовать на любом предметном материале. Использование их не заменяет средств развития педагогической рефлексии, указанных выше, но дополняет их, позволяет осознать личностную значимость своих рефлексивных умений в обучении.
Литература
- Фефилова Е.Ф. Теория и методика обучения математике: систематизация знаний и умений по решению сюжетных задач: Учебное пособие. – Архангельск: Поморский университет, 2004. – 160 с. (с. 105-106)].
- Цукерман Г.А. Оценка без отметки. – Рига, 1995
>>>Скачать все материалы публикации