Пластическое интонирование на уроках музыки

 

Автор: Кириленко Софья Андреевна
Должность: Студентка
Тип: Статья
Тема: «Пластическое интонирование на уроках музыки»

Дата публикации: 02.11.2019

В системе музыкального образования и воспитания школьников акцент на уроках музыки ставится не столько на приобретение теоретических знаний, сколько на расширение интонационно-образного багажа ребенка, развитие его эмоционального отклика на музыку, формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству как части окружающей его жизни.

Термин «пластическое интонирование» введен Т. Вендровой в 1981г. Пластическое интонирование было задумано как метод активизации восприятия смысла музыки, как способ осознанного его проживания в простых и естественных движениях рук, головы и корпуса.

Исследования физиологов доказывают, что движение является незаменимой биологической потребностью ребенка и привлечение движений-жестов, как один из приемов работы на уроке, помогает активизировать слушание музыки, выявляя ее интонационно-образное содержание через жест, характерные обобщенные движения. На основе высвобождения эмоционально-моторного компонента восприятия и перевода его в сферу «пластического интонирования» происходит своего рода синтез слушания и исполнения, направленный, в конечном счете, на развитие музыкального восприятия.  При этом пластическое интонирование позволяет передать музыкальную ткань в ее целостности. Пластическое интонирование – пишет Н.А. Власенко, – это «познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия (слушания музыки) из пассивной формы работы в активную» [3, c.4].

Гундорова Е.Ю. под пластическим интонированием понимает «пропеваемую и проговариваемую руками» основную мысль сочинения [2, c.35]. Она приводит высказывания В.В. Медушевского, который отмечал, что «руки могут выступать как замечательный инструмент умного анализа музыки», и Л.А. Мазеля, который считал, что жест – «это как бы интонация, реализованная движением, а интонация – как бы голосовой жест». Понятие «пластическое интонирование» опирается на определение музыкальной интонации. Указывая на специфику музыки, Б.В. Асафьев подчеркивал, что «…музыкальная интонация никогда  не теряет связи ни со словом, ни с танцем, ни с мимикой (с пантомимой) тела человеческого. Любой музыкально-пластический знак или интонация – это одновременно и дыхание, и напряжение мышц, и биение сердца…» [1, с. 96].

Пластическое интонирование – один из видов музыкальной деятельности младших школьников на уроке музыки наряду с таким видами деятельности, как слушание музыки, пение, игра на детских музыкальных инструментах, элементарное музицирование. При помощи пластических движений можно передать не только характер музыки, но и отдельные выразительные средства произведения (характер звуковедения и направление движения мелодии, силу и скорость звучания, гармонические и тембровые краски и др.) и тем самым раскрыть все элементы музыкальной выразительности, не теряя ее целостного восприятия и понимания. Наиболее эффективными способами применения пластических жестов на уроке со школьниками являются следующие: пальчиковые игры и тактирование скороговорок, текстов песен; свободное дирижирование; имитация игры на детских музыкальных инструментах; пластические этюды; инсценирование песен и музыкальных произведений. Рассмотрим их подробнее:

Свободное дирижирование. В данном случае, дирижерский жест является упрощенным жестом по сравнению с «академической схемой», но позволяет школьникам отобразить пульс, размер, ритмический рисунок и фразировку произведения. Степень соответствия характера жеста характеру музыки позволяет выявить индивидуальное впечатление каждого ученика от звучащей музыки.

— Пальчиковые игры и тактирование скороговорок, текстов песен. Разучивая текст песни с тактированием или равномерными хлопками, дети автоматически начинают понимать тесную связь слова, ритма и музыки, чувствовать сильную долю, «укладывать» произношение слов в нужный метр и темп.

Имитация игры на музыкальных инструментах. Движениями дети могут сопровождать звучание пьес с ярко выраженным тембровым звучанием каких-либо музыкальных инструментов. Так, прослушивание вариаций на темы русских народных плясовых песен «Светит месяц», «Калинка» в исполнении оркестра народных инструментов может быть «проинтонировано» движениями рук, имитирующими игру на балалайке, баяне, гуслях.

Пластические этюды. Передача музыки жестами соответствует определенным способам выражения: 1) восходящая и нисходящая мелодии передается поднимающимися и опускающимися движениями рук; 2) завершение музыкального развития достигается стабильностью во всех элементах – руками, отдыхающими горизонтально на коленях; 3) движение в направлении гармонического или мелодического неравновесия – руками, движущимися вовне; 4) движение в сторону гармонического или мелодического равновесия – движением рук внутрь, 5) кульминационные точки и максимальная неустойчивость во всех элементах – руками, вытянутыми над головой и т.д. Например: a) волнообразными движениями рук обучающиеся могут изображать картину моря из вступления «Океан – море синее» к опере «Садко» Н. Римского-Корсакова; b) покачиванием рук с воображаемыми цветами дети исполняют «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского; c) постепенно раскрывая ладони рук, движущихся вверх, изображают раскрывающийся бутон цветка под музыку «Утра» Э. Грига.

Инсценирование песен и музыкальных произведений. Музыкальный фольклор, как никакой другой из видов музыкального искусства, связан с движением, танцем. «Разыгрывание» песен, имеющих изобразительную основу, также может иметь место на уроках музыки. Это, например, такие игровые песни, как «Бояре, а мы к вам пришли», «А мы просо сеяли», «Выходили красны-девицы». Обычно их исполнение сопровождается выразительными движениями и отдельных персонажей, и групп участников.

В педагогике искусства пластическому интонированию в настоящее время отводится значительное место, поскольку музыка и движение обладают возможностью прямого воздействия на эмоциональную сферу детей и являются самым доступным ресурсом человеческих ощущений. Они – первый шаг к пониманию искусства, так как понимание возникает, главным образом, на основе моторного отклика и вызываемых им ассоциаций, знакомых каждому человеку. Даже элементарные движения, верно скоординированные с музыкой, являются важнейшей базой для развития ребенка. Ведь выполняя их, ребенок откликается на определенный ритм, темп, мелодию, включая в работу оба полушария головного мозга [4, с. 25].

Можно сделать вывод, что пластическое интонирование помогает:

  • активизировать познавательный процесс посредством высвобождения эмоционально-моторного комплекса;
  • направлять естественную двигательную активность детей в нужное эмоциональное русло;
  • развивать музыкальное восприятие через движение у детей младшего школьного возраста.

Благодаря пластическому интонированию дети «проживают» музыкальный образ с помощью движений и глубже начинают понимать содержание музыкального произведения.

Список литературы:

  1. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс / Б.В. Асафьев; 2-е изд: Кн.1 и 2. – Ленинград: Музыка, 1971. – 376 с.
  2. Вендрова, Т. «Пластическое интонирование» музыки в методике Вероники Коэн / Т. Вендрова // Искусство в школе. – 1997 – № 1 – С. 61-64; № 2 – С. 64-67; № 4 – С. 61-64.
  3. Власенко, Н.А. Пластическое интонирование на уроке / Н.А. Власенко // Музыка в школе. – 2014. – №3 – С. 4-10.
  4. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер – Междунар. акад. пед. наук, Моск. гуманит. актер. лицей. – М.: Малое изд. предприятие «NВ Магистр», 1993. – 190 с.

 

 >>>Скачать все материалы публикации