Проект: творчество Я.С. Перепелицы – детям и юношеству

 

Автор: Жукова Надежда Александровна
Должность: Преподаватель, методист
Тип: Статья
Тема: «Проект: творчество Я.С. Перепелицы – детям и юношеству»

Дата публикации: 02.11.2019

Потребности современного российского общества в сохранении и развитии национально-культурных традиций, сложившихся в тех или иных регионах страны, актуализируют вопрос изучения специфики музыкальной культуры в национальных автономиях. Реализация процесса изучения культуры своего региона, освоения культурного наследия родного края и формирования представлений о музыкальной культуре республики Коми у детей и молодежи связана с рядом проблем. Среди них – отсутствие аудиозаписей, литературы, разрозненность имеющихся материалов, их малая доступность, нехватка соответствующих специалистов. В итоге наблюдается отстраненность потенциальной аудитории от своей культуры, незаинтересованность в её изучении.

Музыкальная культура Республики Коми – это неотъемлемая, составная часть отечественной музыкальной культуры. Традиционная и профессиональная культуры находятся во взаимосвязи: «Каждый жанр и каждое произведение служат формой выражения философской концепции наших предков, их миропредставления. Именно традиционная философия и является сутью и базисом народной культуры» [4]. Региональная специфика в Коми отражается в процессе подготовки будущих учителей музыки и музыкальных руководителей детских садов. Так, этнокультурная составляющая пронизывает профессиональные учебные дисциплины и виды практики специальности 53.02.01 «музыкальное образование» отделения музыкального образования, дизайна и сервиса ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова» [3]. Особенности «содержания лекторской деятельности, связанной с использованием регионального материала», диктуют необходимость  разработки соответствующих информационно-методических продуктов (Приложение, рис.1).

В последние время в республике становятся востребованными проекты, связанные с именами  композиторов старшего поколения — Александра Осипова и Якова Перепелицы. Вклад композитора Якова Перепелицы в развитие музыкальной культуры Коми республики велик и разносторонен (Приложение, рис.2). Творчество Якова Сергеевича может явиться основой для освоения культурного наследия родного края и формирования представлений о музыкальной культуре республики Коми у детей и молодежи.

Цель: создание информационного продукта для реализации изучения творческого наследия классика коми профессиональной музыки Я.С. Перепелицы школьниками и студентами ГПОУ «СГПК».

В связи с вышеизложенным, был разработан и реализован в течение 2018-2019 гг. проект «Творчество Я.С. Перепелицы — детям и юношеству».

Тип проекта: долгосрочный, информационно-методический;

Предполагаемые результаты проекта:

-расширение базы информационно-методических источников по  творчеству композиторов Республики Коми (представленные материалы могут быть полезны всем, кто интересуется музыкальной культурой Республики Коми);

-приобщение детей школьного возраста и студенческой аудитории к национально-региональным культурным традициям;

-формирование представлений о творчестве Я.С. Перепелицы у  школьников и студентов — будущих учителей музыки и музыкальных руководителей ДОО.

Достижение цели проекта связано с несколькими этапами:

1.Подготовительный этап;

2.Основной этап;

  1. Анализ и подведение итогов.

Подготовительный этап. На подготовительном этапе было необходимо произвести систематизирование источников, касающихся музыкальной культуры Республики Коми и творчества Я.С. Перепелицы, имеющихся нотных, фото и видеоматериалов для создания Пособия. Этому процессу способствовало участие в конференциях разного уровня с материалами по творчеству Я.С. Перепелицы и подготовка курсового исследования в течение 2017-2018 учебного года. Для создания методического раздела пособия велась работа по подготовке и проведению мероприятий разного плана.

Реализуемая в ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А.Куратова» специальность 53.02.01 «Музыкальное образование» (базовая подготовка) осуществляет подготовку будущих учителей музыки и музыкальных руководителей в ДОО [1]. Основной этап проекта включил проведение мероприятий, к которым были разработаны информационные буклеты. В содержание учебного предмета «Музыка» включен раздел «этнокультурное содержание» (Приложение, рис.3). В рамках проекта проводились уроки музыки в 4 классе на тему «Музыкальная культура Республики Коми: Творчество Я.С. Перепелицы». В ходе уроков был выявлен высокий интерес к творческому наследию композитора. Подготовленные для уроков информационные буклеты «Жизнь и творчество Я.С.Перепелицы» способствовали повышению активности и интереса школьников к изучаемому материалу. В целях оказания методической помощи к практике по музыкально-лекторской деятельности в ходе основного этапа проекта проводились консультации для студентов 3 курса специальности «музыкальное образование», в ходе которых подготовлена лекция для школьников на тему «Балет «Яг-Морт» Я.С. Перепелицы».

Итогом основного этапа стал выпуск пособия «Творчество Я.С. Перепелицы — детям и юношеству» и встречи-презентации с анкетированием на различную аудиторию (учителя музыки, студенты специальности 53.02.01 «СГПК», школьники). Разработанное пособие «Творчество Я.С. Перепелицы — детям и юношеству» [2] послужит оказанию помощи в практической реализации содержания раздела междисциплинарного курса «Коми композиторы – детям», проведении уроков музыки, внеклассных занятий и мероприятий, связанных с музыкальной культурой Республики Коми.

Заключительный этап. В установленные планом проекта сроки были подведены общие итоги проведенной работы.

Статистические данные по участникам проекта сказались в следующем:

Предварительный этап проекта охватил около 50 человек (студенты ГПОУ «СГПК» 2017-2018 и 2018-2019 учебного года в качестве участников анкетирования и мероприятий, школьники 4 класса);

Основной этап проекта охватил больше 100 человек: школьники 4-х классов – 100 человек (4 класса), студенты ГПОУ «СГПК» 631 группы в качестве участников анкетирования и мероприятий (11 человек), студенты Сыктывкарского Государственного Университета (16 человек). Наиболее активными участниками проекта стали школьники 4 классов г.Сыктывкара и студенты 3 курса специальности 53.02.01 «музыкальное образование» ГПОУ «СГПК».

Проект «Творчество Я.С. Перепелицы — детям и юношеству» можно рассматривать как эффективный, так как задачи проекта оказались реализованы, состоялись запланированные этапы. Достигнута основная цель проекта – создание информационного продукта для реализации изучения творческого наследия классика коми профессиональной музыки Я.С. Перепелицы школьниками и студентами ГПОУ «СГПК» (Приложение, рис.4). Достижению цели способствовали систематизация имеющейся информации, разработка и проведение мероприятий (уроков, презентации, консультаций, лекций-концертов).

Тем самым, обращение к творчеству Я.С. Перепелицы на разных ступенях образования способствовало освоению культурного наследия родного края участниками проекта.

 

Библиографический список

  1. ФГОС СПО специальности 53.02.01 «Музыкальное образование» (базовая подготовка)/ https://classinform.ru/fgos/53.02.01-muzykalnoe-obrazovanie.html
  2. Жукова Н.А., Мельникова М.В. Творчество Я.С. Перепелицы — детям и юношеству: Учебно-методическое пособие [Текст]: Н.А. Жукова, М.В. Мельникова — Сыктывкар: Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова, 2019. — 85с.
  3. Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02 2016-2020 уч.г. Преподавание музыки и организация внеурочных музыкальных мероприятий в общеобразовательных организациях [Текст]/ сост.: Минина Л.Б., Чичкарева Н.А. — Сыктывкар: Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова, 2016. — 41с.
  4. http://studik.net/regionalnaya-muzykalnaya-kultura-sushhnost-vidy-funkcii-i-formirovanie/ Региональная музыкальная культура.
  5. https://sites.google.com/site/komikompozitorydetam/ Раздел междисциплинарного курса «Теоретические и методические основы музыкального образования детей в общеобразовательных учреждениях (основы музыкально-лекторской деятельности)».

 

 >>>Скачать все материалы публикации с приложением