Нетрадиционные формы работы как способ формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира

 

Автор: Курылева Олеся Александровна
Должность: Студент
Тип: Статья
Тема: «Нетрадиционные формы работы как способ формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира»

Дата публикации: 03.11.2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1. Сущность понятия «познавательные универсальные учебные действия»

1.2. Этапы формирования познавательных универсальных учебных действий

1.3. Виды и функции познавательных универсальных учебных действий

Выводы по 1 главе

Глава 2. РАЗРАБОТКА МТОДИКИ  НЕТРАДИИОННЫХ ФОРМ РАБОТЫ КАК СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

2.1. Подготовка и проведения нетрадиционных уроков

2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы

Выводы по 2 главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Актуальность:

Согласно стандартам второго поколения очень важно развивать у младших школьников умение учиться, т.е. формировать универсальные учебные действия (далее УУД). На современном этапе планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования определили необходимость формирования у младших школьников УУД. Проблема развития познавательных действий учащихся особенно актуальна в настоящее время для построения учебного процесса, т.к. школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, содействовать побуждениям расширять свой общий и специальный кругозор.

Познавательные УУД — один из четырех блоков, входящих в состав основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования и составляющих функциональную грамотность учащихся. Наиболее благоприятные условия для формирования познавательных УУД возможно создать на уроке «Окружающего мира», основной целью изучения которого формирование практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; ведь уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности школьников.

На важность формирования у младших школьников познавательных умений указывали Ю.К. Бабанский, Л.С. Выготский, Н.А. Лошкарева, А.А., К.Д. Ушинский, С.Т.. Отдельные виды умений и методику их формирования рассматривал Д.В. Воровщиков и многие другие. Подходы к формированию познавательных универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменский, И.А. Володарской, О.А. Карабановой и др. На современном этапе формирование познавательных УУД рассматривают такие ученые: М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, Петерсон и другие.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что формирование познавательных УУД в настоящее время значимо для построения учебного процесса. Нетрадиционные формы обучения остаются актуальными по сегодняшний день, т.к. до сих пор нет единого мнения о роли таких уроков в процессе обучения, о необходимости их применения. В последнее время в педагогике происходит перестройка практики и методов работы, все более широкое распространение получают нетрадиционных формы работы. Использовать данные формы работы можно на разных этапах работы. Ученики с удовольствием и с большим интересом работают на таких уроках. Чаще всего  нетрадиционные уроки применяются на начальном этапе обучения.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что уроки окружающего мира могут стать основой для использования нетрадиционных форм работы как способов формирования универсальных учебных действий. В этом заключается актуальность темы моей дипломной работы.

Проблема: Каковы педагогические условия для использования нетрадиционных форм работы как способов формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира?

Объект: Учебно-воспитательный процесс для использования нетрадиционных форм работы как способов формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира.

Предмет: Процесс формирования познавательных УУД у младших школьников на уроках окружающего мира с помощью нетрадиционных форм работы.

Цель исследования: Теоретическое обоснование и практическая проверка эффективности использования нетрадиционных форм работы как способ формирования познавательных УУД на уроках окружающего мира.

Гипотеза: нетрадиционные формы работы для формирования познавательных универсальных учебных действий будут эффективными, если:

  1. формирование познавательных универсальных учебных действий будет направлено на конечный результат, определённый ФГОС;
  2. чётко определены особенности формирования познавательных универсальных учебных действий;
  3. проведена диагностика определения уровней сформированности универсальных учебных действий у младших школьников;
  4. использованы определённые пути формирования познавательных УУД на уроках окружающего мира  в начальных классах.

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
  2. Определить сущность понятия «универсальные учебные действия».
  3. Выявить характерные особенности формирования УУД на уроках  в начальных классах.
  4. Определить формы контроля за формированием УУД у младших школьников.
  5. Раскрыть методику организации опытно – экспериментальной работы.
  6. Рассмотреть пути формирования познавательных УУД на уроках окружающего мира   с помощью нетрадиционных форм работы.
  7. Обобщить и проанализировать результаты эксперимента, на основе которых сформулировать методические рекомендации по формированию познавательных универсальных действий в рамках курса «Окружающий мир».

В соответствии с задачами, будут использованы методы исследования: эмпирические: наблюдение, беседа;

диагностические: использование нетрадиционных форм работы как способа формирования познавательных УУД на уроках окружающего мира;

теоретические: анализ научной психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, обобщение и систематизация.

Характер работы: опытно практический.

Примерный объём: 50-55 страниц.

Ожидаемые результаты данного исследования:

  1. Выявление эффективности нетрадиционных форм работы как способов формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира.
  2. Повышение интереса младших школьников к участию в исследовательской деятельности.

Исследование будет проходить на базе МБОУ СШ №27 г. Дзержинск, Нижегородской области.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования — Электрон. текстовые дан. — 2017. – Режим доступа http://www.odetstve.ru/assets/files/oficial/standart3.doc, свободный.
  2. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. [Текст] / Е.С. Савинов. – Москва: Просвещение, 2010. – 191 с.
  3. Асмолов, А.Г., Бурменская Г.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская. — Москва: Просвещение, 2008. – 64 с.
  4. Бабкина, Н.В., Нетрадиционный курс «Развивающие игры с элементами логики» для первых классов начальной школы» [Текст] / Н.В. Бабкина // Психологическое обозрение. – 1996. — № 2(3) — 13 c.
  5. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Формирование познавательных УУД [Текст] / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. — Москва: Просвещение, 2014. – 547 с.
  6. Бунеев, Р. Н. Познавтельные УУД [Текст] / Р.Н. Бунеев. – Москва: «БАЛАСС», 2012. – 48 с.
  7. Карабанова, О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы [Текст] / О. А. Карабанова // Управление начальной школой. — 2009. — № 12. — С. 9-11.
  8. Кульневич С., Лакоценина Т. Нетрадиционные уроки в начальной школе учитель [Текст] / С. Кульневич, Т. Лакоценина – 2004. – 245 c.
  9. Петрова, И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника [Текст] / И. В. Петрова // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.2. — С. 151-155.
  10. Осмоловск, И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов [Текст] / И.М. Осмоловск // Начальная школа. — 2012. — №10. – С. 12-14.
  11. Петерсон Л.Г. Познавательные УУД [Текст] / Л.Г. Петерсон. — Москва: «БАЛАСС», 2000. – 371 с.
  12. Трофимова О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся [Текст] / О.В. Трофимова — № 1 2003. – c. 143 — 215.
  13. Щеулова Е. А., Митичева Т. И. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников как психолого-педагогическая проблема [Текст] / Е.А. Щеулова, Т.И. Митичева. // Молодой ученый. — 2017. — №1. — С. 4. 9. Воровщиков С. Развитие универсальных учебных действий. Внутришкольная система учебно-методического и управленческого сопровождения [Текст] / С. Воровщиков. – 2 с.
  14. Познавательные УУД [Электронный ресурс]:- Электрон. текстовые дан. – 2014.- Режим доступа https://nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/library/2014/06/19/poznavatelnye-uud, свободный.
  15. Развитие личности младшего школьника через формирование универсальных учебных действий [Электронный ресурс]:- Электрон. текстовые дан. – Режим доступа https://kopilkaurokov.ru/klassnomuRukovoditeliu/presentacii/razvitie_lichnosti_mladshego_shkolnika_cherez_formirovanie_universalnykh_uchebny, свободный.
  16. Универсальные учебные действия. Виды УУД [Электронный ресурс]:- Электрон. текстовые дан. – 2014. – Режим доступа http://pedsovet.su/publ/115-1-0-5169, свободный.
  17. Формирование познавательных УУД на уроках окружающего мира в начальной школе [Электронный ресурс]:- Электрон. текстовые дан. – Режим доступа https://znanio.ru/media/formirovanie_uud_na_urokah_okruzhayuschego_mira_v_nachalnoj_shkole-64212, свободный.
  18. Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроке «открытия новых знаний» в технологии деятельностного метода [Электронный ресурс]:- Электрон. текстовые дан. – 2016. — Режим доступа https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2016/01/29/formirovanie-uud-na-uroke-otkrytiya-novyh-znaniy-v, свободный.
  19. Формирование универсальных учебных действий средствами УМК «Школа России» [Электронный ресурс]:- Электрон. текстовые дан. — Режим доступа https://infourok.ru/statya-formirovanie-uud-2485169.html, свободный.
  20. Этапы формирования мыслительной деятельности по П.Я. Гальперину [Электронный ресурс]:- Электрон. текстовые дан. – Режим доступа https://lektsii.org/5-58310.html, свободный.
  21. Этапы формирования познавательных УУД [Электронный ресурс]:- Электрон. текстовые дан. – 2017. — Режим доступа http://odiplom.ru/lab/formirovanie-poznavatelnyh-universalnyh-uchebnyh-deistvii.html, свободный.
  22. Яковлева, А.Б. Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий на разных этапах обучения в начальной школе [Электронный ресурс] / А.Б. Яковлева — Электрон. текстовые дан. – 2017. — Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2017/07/27/uud-po-okruzhayushchemu-miru-s-1-po, свободный.

 

 >>>Скачать все материалы публикации