Роль предметно-развивающей среды в развитии ребенка дошкольного возраста

Автор: Ветлугин Валерий Алексеевич
Должность: Студент 3 курса специальность 44.02.01 Дошкольное образование
Тип: Статья
Тема: «Роль предметно-развивающей среды в развитии ребенка дошкольного возраста»

Дата публикации: 20.03.2020

Во все времена воспитание ребенка является одной из важнейших общечеловеческих задач. Дети — это будущее нации и всего человечества в целом, поэтому каждый педагог во все времена должен ставить перед собой задачу дать качественное образование и воспитать полноценно развитую личность.

На развитие личности ребенка оказывают влияние многие факторы:

— воспитание дома и в образовательном учреждении.

— окружение людей, с которым общается и взаимодействует ребенок

— физическое окружение ребенка – сенсорное воспитание, различного рода наглядность, так как в дошкольном возрасте визуальное восприятие играет не менее значимую роль, чем тактильные ощущения, слух и обоняние.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Понятие предметно-развивающая среда определяется как система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.

В настоящее время в ДОУ активно применяется, расширяется и модернизируется предметно-развивающая среда, как неотъемлемое средство развития ребенка, но не каждый из людей, задействованных прямо или косвенно в процессе воспитания дошкольников способен осознать важность применения предметно – развивающей среды.

Целью данной статьи является формирование представления о предметно-развивающей среде, ее значимости при развитии ребенка дошкольного возраста.

Предметно-развивающая среда — часть группы детского сада, направленная на формирование и закрепление у дошкольников различных знаний, умений, навыков.

Тематика предметно – развивающей среды может быть самой разнообразной в зависимости от образовательной области, потребности в воспитании определенных навыков детей. В соответствии с этим определяется наполняемость данной зоны.

Правильно организованная развивающая среда в группах детского сада позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научится взаимодействовать с педагогами сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

Содержание предметно-развивающей среды должно соответствовать интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, постоянно обогащается, обеспечивает зону ближайшего развития детей.

Расположение предметов и организация развивающей среды в различных возрастных группах имеют отличительные признаки. В группах младшего и среднего возраста – уголки социально-нравственного воспитания, старшего и подготовительного к школе возраста созданы уголки нравственно-патриотического воспитания и психологического отдыха. В каждой возрастной группе продумывается рациональная и целесообразная расстановка мебели с выделением различных уголков.

В период прохождения учебной практики в различных детских садах р.п. Мишкино мною было проведено исследование предметно – развивающей среды нескольких групп разного возраста.

Мы проанализировали содержательность нескольких зон музыкального развития, речевого, математического, уголка ручного труда. Хочется отметить, что наличие правильно и качественно оформленных предметно-развивающих зон в группе оказывают благоприятное воздействие на воспитанников. У детей наиболее выражен интерес к познанию нового, использованию знаний уголка на практике (чтение стихов в старшей группе, бережное отношение к природе в средней, после ряда занятий в экологическом уголке).

Наполняемость предметно – развивающей среды прямо пропорциональна возрасту детей и специализации ДОУ (если такова имеется).

Наибольший интерес у детей вызывают предметно – развивающая среда ручного труда, так как в ходе работы в данных уголках дети получают огромный опыт при выполнении практических задач (ремонт книг, создание поделок, закладок), а так же зона художественного искусства, в которой дошкольники могут наблюдать примеры работ по определенным темам, а также самостоятельно или в ходе занятий обращаться к данному уголку в целях развития познавательных способностей и обогащения личного опыта.

В результате нашего исследования было выявлено, что предметно – развивающая среда, ее наполняемость, оформление оказывают огромное влияние на формирование личности дошкольника, способствуют развитию познавательного интереса, а также формированию знаний, умений и навыков в данных областях умственного и нравственного развития детей.

Таким образом, каждому воспитателю необходимо уделять большое внимание содержательной стороне предметно – развивающей среды в своей группе детского сада, ее наполняемости, ведь роль данного элемента воспитания важна и актуальна, а для инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды являются творчество, талант и фантазия воспитателя.

 

 >>>Скачать все материалы публикации