Автор: Шевчик Наталья Михайловна |
Поскольку главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность, то нам, как преподавателям, необходимо не только доступно все рассказывать и показывать, но и учить студента мыслить, прививать ему навыки практических действий. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с каким багажом мы должны выпускать наших студентов во взрослый, самостоятельный мир.
Поэтому для реализации поставленных целей мы используем в своей деятельности педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Они направлены на повышение качества подготовки специалистов, развитие у студентов творческих способностей, умения самостоятельно принимать решения.
— Проблемное обучение, которое основано на создании в учебной деятельности проблемных ситуаций и организации активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. Это такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности.
— Проектные методы обучения. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению, пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения.
— Технология использования в обучении игровых методов. Ролевые, деловые и другие виды обучающих игр способствуют расширению кругозора, развитию познавательной деятельности, формированию общеучебных умений и навыков.
— Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа). Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Метод групповой работы может обеспечивать необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого учащегося группы, предоставляя каждому из них возможность осмыслить и осознать новый языковой материал, получить достаточную устную практику для формирования необходимых навыков и умений.
— Технология использования мультимедийных средств является одним из важнейших направлений применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании и может существенно помочь в усвоении материала. В ходе выполнения различных задач учащиеся показывают самый высокий уровень самостоятельности — творческий. Он проявляется, когда необходимо овладеть методами и приемами познания, которые позволяют увидеть новую проблему в знакомой ситуации, найти новые способы применения усвоенных знаний.
— Исследовательский метод обучения.
Исследовательский метод – организация обучения на основе поисковой, познавательной деятельности студентов путем постановки преподавателем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Сущность исследовательского метода обучения обусловлена его функциями. Он организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по поиску этих знаний, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании. Исследовательский метод обучения очень часто лежит в основе проектной деятельности студентов как в рамках обычных, так и телекоммуникационных проектов. Основная идея исследовательского метода обучения заключается в использовании научного подхода к решению той или иной учебной задачи. Работа студентов в этом случае строится по логике проведения классического научного исследования с использованием научно-исследовательских методов и приемов, характерных для деятельности ученых. Основные этапы организации учебной деятельности при использовании исследовательского метода:1) определение общей темы исследования, предмета и объекта исследования; 2) выявление и формулирование общей проблемы; 3) формулировка гипотез; 4) определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез; 5) сбор данных; 6) обсуждение полученных данных; 7) проверка гипотез; 8) формулировка понятий, обобщений, выводов; 9) применение заключений, выводов.
Перечисленные технологии взаимосвязаны. Все они способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, развитию интереса и творческого отношения к изучаемому предмету, формированию самостоятельности и компетенции.
По нашему убеждению, внедрение исследовательской работы в воспитательно – образовательный процесс даёт ощутимый эффект в вопросах подготовки выпускников современного уровня и должно рассматриваться как важный элемент технологии активного обучения, в которой «школа памяти» уступает место «школе мышления».
В настоящее время процесс обучения в образовательных учреждениях в условиях модернизации образования приобретает все более инновационный характер. Поиск информации в рамках исследования, при подготовке к уроку или внеклассному мероприятию студенты и преподаватели особенно активно осуществляют в Интернете.
Поскольку существуют разные виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое), то нам, как преподавателям иностранного языка, необходимо помочь студентам овладеть всеми видами чтения. Но современные учебники не содержат нужное количество текстов для всех указанных видов чтения. С помощью Интернета можно найти лаконичный материал, содержащий конкретную информацию в виде кратких новостей, рецептов, инструкций и т.д.
Интернет является стимулом к творческой деятельности учащихся. Поиск текстов и их чтение лучше задать на дом, а на уроке организовать активную устную практику на основе прочитанного. Работать лучше в малых группах, чтобы предоставить каждому ученику возможность активной речевой практики.
В научной литературе немало говорится о потенциале проектной методики в ходе изучения различных предметов на профильном уровне. Проекты создают уникальную возможность для обучающихся с высоким уровнем интеллекта полностью реализовывать свой потенциал и формировать умение работы с информацией. Проектная деятельность способна повысить уровень культурной грамотности студентов, развить навыки критического мышления, создать учебные условия для естественной интеграции коммуникативных умений (чтения, письма, говорения, аудирования), повысить мотивацию учения, а самое главное, научить ребят собирать материал, анализировать, использовать информационные ресурсы для решения проблем и принятия решений как самостоятельно, так и в команде. Проектная работа, связанная с использованием ресурсов сети Интернет, создает необходимые условия для обеспечения более высокого уровня сформированности информационных умений и общеучебных навыков студентов, так необходимых для преуспевания в новом информационном обществе. И здесь к нашим услугам множество IT-технологий.
Что можно сказать об информационных технологиях? На сегодняшний день это самая быстро развивающаяся отрасль индустрии. Они очень глубоко проникли во все сферы человеческой жизни. ИТ-индустрия развивается огромными темпами.
Эксперты в первую очередь подчёркивают перспективность различных систем виртуализации, развитие «зелёных» ИТ-технологий, cloud-compting’а, различных мобильных и wireless — технологий и решений, технологий по обеспечению безопасности данных, а также, уже традиционно для последних лет, Web 2.0 social networking и т.д. Многие из этих направлений уже не раз называли the next big thing, и уже не первый год возлагают надежды на бурный рост чего-либо из вышеперечисленного.
Наиболее актуальным на сегодняшний день, на мой взгляд, являются беспроводные и мобильные технологии. С появлением Google Android баланс на рынке смартфонов резко изменился. За промежуток времени с конца 2008 года до лета 2014 Android занял лидирующую позицию на рынке мобильных устройств (64,1%). Это привело к расширению рынка программного обеспечения для мобильных устройств, а, соответственно, и рынка труда в этой сфере.
Говоря про мобильные устройства нельзя не упомянуть и беспроводные сети. Сейчас слова «Wi-Fi” и «3G” уже никого не удивляют. Но не стоит считать, что эти технологии утратят актуальность. Преимущество беспроводных сетей над проводными неоспоримо.
Интенсивное развитие информационных технологий меняет современный мир, меняются формы общения людей. Электронная почта и сотовая связь позволяют в считанные секунды получить или отправить информацию с любой точки земного шара. Люди становятся ближе друг к другу, характер взаимоотношений меняется: ускоряется процесс обсуждения и принятия решений по многим вопросам. Интернет с его возможностями общения по электронной почте, участия в чатах, форумах, тематических видеоконференциях, семинарах способствует виртуальному объединению групп людей по интересам. В сети создаются профессиональные объединения и сообщества.
Важное направление профессиональной деятельности преподавателей в сети – это, прежде всего, деятельность, направленная на учащихся, на развитие интереса к предмету, на развитие их мышления, творчества, коллективизма. Роль преподавателя в организации учебной деятельности студентов в сети очень велика. Он организует своих учеников для участия в дистанционных олимпиадах, викторинах, конкурсах и направляет деятельность учащихся в телекоммуникационных проектах.
Не менее важное направление профессиональной деятельности преподавателей — это создание образовательных сайтов, методическая подготовка к урокам, консультации профессионалов, самообразование, участие в Интернет – конкурсах, методических семинарах, взаимодействие в профессиональных сетевых сообществах разного уровня, обмен опытом с коллегами. И работа в глобальной сети является мощным стимулом для творческого подхода к обучению, самосовершенствованию, повышению квалификации.
Помимо этого, современные преподаватели освоили дистанционное обучение, ведение электронных журналов, онлайн общение с родителями и студентами.
Поэтому можно смело утверждать, что мы продвигаемся по пути создания единого педагогического информационно-коммуникативного пространства!
В заключение хотим подчеркнуть, что использование педагогических технологий на основе активизации и интенсификации познавательной деятельности способствует, прежде всего, переориентации сознания студента, превращая его из «объекта» обучения в «субъект» учебной деятельности.
Библиографический список
- Алиев В.С. Информационные технологии и системы финансового менеджмента: учебное пособие. — М.: «ФОРУМ»: ИНФРА-М., 2007.
- Бройдо В.Л. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: Учебник. — 2-е изд. — СПб:Питер, 2003.
- Ветлугина И.М. Теоретические основы информационного моделирования. Учебное пособие. — Владивосток: Изд-во Дальневост. Ун-та, 2005.
- Информационные технологии управления: учеб. Пособие для вузов / Под ред. Проф. Г.А. Титоренко. 2-е изд. доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
- Рагулин П.Г. Теоретические основы информационных технологий. Учебное пособие. — Владивосток: Изд-во Дальневост. Ун-та, 2004.
- Советов Б.Я. Информационные технологии: Учеб. Для вузов. — М.: Высш. шк., 2005.
Список литературы:
- Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: материалы для специалиста образовательных учреждений. – СПб.: КАРО, 2006. – 368с.
- Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования. – М.: Академия, 2001. – 272с.
- Лазарева И.А. Возможности повышения качества учебного процесса при использовании методов активного обучении. – М.: Академия, 2004. – 52с.
- Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования. – М.: Академия, 2001. – 272с.
- Полякова Е. И. Ролевые игры как средство стимулирования у студентов интереса к освоению опыта межкультурного взаимодействия . – М.: Высшее образование сегодня, 2008. – 411 с..
- Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288с.
>>>Скачать все материалы публикации