Технология проектного обучения

 

Автор: Исмангулова Зульфия Галимжановна
Должность: Преподаватель
Тип: Статья
Тема: «Технология проектного обучения»
Дата публикации: 01.06.2020

Сам метод проектов возник еще в начале 20 века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления. Именно поэтому американские педагоги Дж. Дьюи и Килпатрик обратились к активной познавательной и творческой совместной деятельности при решении одной общей проблемы.

Он предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат.

Данный метод нашел широкое применение во многих странах мира главным образом потому, что позволяет органично интегрировать знания студентов из разных областей при решении одной проблемы, а также дает возможность применить полученные знания на практике, рождая при этом новые идеи.

Проект — это хорошая возможность для студентов выразить свои собственные идеи в удобной для них форме (оформление интервью и исследований, демонстрация моделей с необходимыми комментариями, изготовление коллажей, афиш, объявлений, составление планов посещений различных мест с иллюстрациями и др.). В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого студента как индивида и как члена проектной группы.

Модернизация образования означает его изменение в соответствии с требованиями современности. Такими требованиями сегодня становятся: усиление внимания к личности обучающегося и педогога, развитие их способностей, максимальный учет возможностей и индивидуальных особенностей каждого.

Одним из главных аспектов содержания образования является изменение образовательной парадигмы, во главе которой стоит компетентностно-деятельностный подход, который преследует цель: обеспечение высокого качества подготовки студентов в рамках профессионального образования, соответствующего требованиям современного рынка труда. Результатом является способность студента действовать в различных проблемных ситуациях. Исходя из этого ставится задача, которая ориентирует обучающегося на профессиональное развитие личности, осознание собственных возможностей, выбора своего жизненного пути. Опыт проектной работы дает возможность студенту максимально раскрыть свой творческий потенциал, показать публично достигнутый результат, так как решение интересной проблемы, сформулированной чаще всего самим обучающимся, носит практический характер, интересно и значимо для них самих.

В ходе использования проектной технологии развиваются следующие компетентности студентов:

  • формирование ведущей проблемы и постановка задач, вытекающих из этой проблемы;
  • целеполагание и планирование содержательной деятельности;
  • самоанализ и рефлексия результативности и успешности;
  • презентация готового продукта;
  • практическое применение готового продукта.

В целом проектная деятельность представляет собой комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, а также дает возможность студентам проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

В традиционной системе акцент делается на усвоение готовых знаний, а само обучение происходит за счет эксплуатации памяти. Преимущества метода проектов над традиционными методами обучения иностранному языку:

  • развивает интеллект студента, его умение планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности, творческие способности и самостоятельность;
  • предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования;
  • рассматривает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов;
  • при работе над проектом в центре внимания находится мысль, а язык выступает в своей прямой функции — формирования и формулирования этих мыслей;
  • знакомит студентов со страноведческой тематикой, включает их в активный диалог культур;
  • позволяет обучить умению получать знания через свою деятельность.

При организации самостоятельной работы студентов в рамках проектов, деятельность направлена на развитие общих компетенций, таких как умение работать с главной мыслью, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте, анализировать информацию и делать выводы, вести дискуссию, лаконично излагать свою мысль.

Например, тема «Англоязычные страны» изучается студентами первого курса самостоятельно, где им необходимо изучить и проанализировать  страноведческий материал по теме «Welcome to America», категория проекта – творческий, краткосрочный.

При работе над проектом соблюдается следующие этапы.

  1. Цель: расширение знаний студентов о стране изучаемого языка.
  2. Задачи:

1) повторение лексического и грамматического материала по теме;

2) развитие творческих способностей и умение работать с информацией;

3) научить оформлять найденный самостоятельно материал;

  • развитие навыков языковой речи.
  • Подготовка и демонстрация презентаций по темам индивидуальных исследований в рамках проекта.

Многолетний опыт работы позволяет сделать вывод, что формирование ключевых компетентностей наиболее полно проявляется в использовании метода проектов. Метод проектов — совокупность приемов, действий студентов в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи, что приводит к:

  • развитию практического мышления (аналитического, ассоциативного, логического, системного);
  • развитию творческого мышления (пространственного воображения, прогностических умений);
  • умению работать с информацией (отбирать нужную, анализировать, систематизировать и обобщать).

Конечно, эта работа требует больших временных затрат со стороны преподавателя, совершенствования его компетентностей, но в современных условиях без данной работы не обойтись. Ведь не случайно сейчас речь идет о педагоге-универсале.

Таким образом, использование проектной деятельности в преподавании английского языка позволяет реализовать образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, интересным и эффективным.

Список используемой литературы

  1. Вербицкий, А.А. Метод проектов как компонент контекстного обучения /А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова //Школьные технологии. — 2006. №5.
  2. Селевко, Г.К. Энциклопедия современных образовательных технологий. В 2 т. Т. 1 /Г.К. Селевко. — М.: Изд-во «Просвещение», 2006. — 368 с.
  3. Фокин, Н.Ю. Теория и технологии обучения: деятельностный подход: учеб. пособие /Н.Ю. Фокин. — М.: Издательский центр Академия, 2006. — 156 с.

 

 >>>Скачать все материалы публикации