Формирование связной речи детей дошкольного возраста через развитие навыков пересказа сказок с использованием мнемотехники

 

Автор: Панева Екатерина Ивановна
Должность: Воспитатель
Тип: Статья
Тема: «Формирование связной речи детей дошкольного возраста через развитие навыков пересказа сказок с использованием мнемотехники»
Дата публикации: 25.11.2021

Формирование связной речи детей дошкольного возраста через развитие навыков пересказа сказок с использованием мнемотехники.

К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Прислушавшись к мнению великого педагога, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, используем в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

Мнемо́ника – в переводе с греческого — искусство запоминания). Это совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания.

Связная речь— смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.

Пересказ — письменное или устное изложение какого-нибудь текста.

С помощью мнемотехники решали следующие задачи:

  • Использовать приемы мнемотехники для повышения уровня развития связной речи у воспитанников.
  • Развивать связную и диалогическую речь.
  • Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки.
  • Формирование целенаправленного восприятия и анализа текста, развитие навыков планирования пересказа (с опорой на наглядность);

Начинали мы работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходили к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам.

Содержание мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета сказки.

При пересказе сказок с использованием мнемотаблиц совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Работа на занятиях по мнемотаблицам строится в три этапа.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки по заданной теме.

Таким образом, хочется сказать, используя в работе мнемотехнику при пересказе сказок дети научились пользоваться схемами, некоторые самостоятельно могут составить мнемодорожки, мнемотаблицы. Значительно расширился активный словарь; улучшилась монологическая и диалогическая речь.

Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

«Каша из топора».

Программное содержание: Обучение детей замещению реальных предметов на символы.
Пересказ сказки с опорой на символы, т.е. происходит отработка метода запоминания.

Материал: Мнемокартинки, мнемодорожки, мнемотаблица по сказке. Цветная картинка «Каша из топора», игрушка – Незнайка.

Предварительная работа: Чтение сказки «Каша из топора», рассматривание мнемокартинок (схем), составление мнемодорожек по сказке.

Методы и приемы: Рассматривание иллюстраций, беседа, выстраивание в логической последовательности серии картинок к сказке.

Ход занятия:

В: Здравствуйте, ребята.

Д: Здравствуйте.

(В группу забегает Незнайка с испуганным лицом просит детей).

Н: Здравствуйте ребята, как я рад, что я вас встретил, я хочу попросить вас о помощи. Мой друг Знайка подарил мне картинки из сказки, но когда я нечаянно споткнулся и упал, все мои картинки тоже упали на землю и перепутались. Теперь я незнаю, что это за сказка и как ее рассказать. Вы мне поможете ребята?

Д: Поможем.

В: Конечно Незнайка наши ребята тебе помогут, на прошлых занятиях мы с вами читали эту сказку, посмотрите, пожалуйста, на картинку скажите, как она называется.

Д: «Каша из топора».

Н: А вы что знаете эту сказку? И сможете мне помочь сложить картинки правильно и перескажите мне сказку?

Д: Да.

Н: Ребята. А как, мы с вы пробовали запомнить эту сказку?

Д: Мы рассматривали картинки и составляли дорожки.

В: Молодцы ребята. А как называются правильно эти дорожки и картинки?

Д: Мнемодорожки и мнемокартинки.

В: Молодцы. (Если дети не скажут, воспитатель напоминает сам).

Н: Как? Как?

Д: Мнемодорожки и мнемокоартинки.

Н: Вот это да. Надо запомнить.

В: Запоминай Незнайка. Наши дети много знают и многому тебя научать, только будь внимателен. А сейчас успокойся, не переживай и давай немножко отвлечемся, повторяй за ребятами.

Физминутка:

Солдат шел, шел, шел, (дети шагают на месте)

И к бабушке зашел.

Начал кашу варить? (круговые движения рук)

С топора варил,         (рубим топором)

А потом посолил,      (имитируем как будто солим)

И крупы положил,     (потираем руки друг о друга)

Маслица закинул,      (поглаживаем обе руки по очереди )

Каша просто диво!!!! (прогибаемся назад и гладим живот круговыми движениями).

В: Ну, а теперь ребята давайте поможем Незнайке. Посмотрите, пожалуйста, на эту таблицу. Это – мнемотаблица.

Н: А т с чего она состоит эта – мнемотаблица?

Д: Из мнемокартинок и мнемодорожек.

Н: А Что или кто  изображено в таблице? Д: (солдат, бабушка, маслице, крупа и пр.)

-Почему в таблице изображен топор? Д: (каша из топора)

-Что означает капелька? Д: (вода)

-Что означает солонка? Д: (солдат попросил у бабушки соль для каши).

— Какой картинкой заканчивается сказка? Д: (полным горшком каши)

В: Молдцы, ребята. А теперь вы сами себе выберите мнемокартинки, посмотрите их внимательно и распределитесь сами на мнемодорожки. А потом будете смотреть на мнемотаблицу и по очереди, у кого какая картинка будете пересказывать сказку. А ты Незнайка внимательно слушай и запоминай.

Дети вытаскивают себе картинки, рассаживаются за столы (или стоят) по мнемодорожкам. Смотря на мнемотаблицу, сопоставляя свои картинки, пересказывают по очереди сказку.

Н: А вот, какая сказка изображена на моих картинках. Очень интересно ребята, вы мне ее рассказали. Какие вы молодцы. Как хорошо, что я пришел именно к вам. Без вашей помощи я бы никогда не справился. Спасибо вам большое ребята. Я, наверное, побегу к Знайке и скажу, что знаю, какую сказку он мне подарил. До свиданья, ребята!!!

Д: До свиданья Незнайка!!!

В: Ребята, какие вы молодцы. Так хорошо пересказали сказку Незнайке. А скажите, пожалуйста, как называется таблица, по которой вы пересказывали сказку? (мнемотаблица). А из чего состоит мнемотаблица? (мнемокртинок и мнемодорожек). А что, было трудным в пересказывании сказки? (ответы детей). Вам мнемотаблица помогла в пересказе сказки? (Да. С ней легче рассказывать сказку, потому что картинки помогают). Молодцы, ребята, я думаю, что Незнайка остался довольный и обязательно обратиться к нам еще за помощью. Всем спасибо.


 >>>Скачать все материалы публикации