Образ пророка в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова (на примере стихотворения «Пророк»)

 

Автор: Береснева Екатерина Алексеевна
Должность: Преподаватель русского языка и литературы
Тип: Статья
Тема: «Образ пророка в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова (на примере стихотворения «Пророк»)»

Дата публикации: 12.02.2018

Тема пророчества появилась в литературе давно. Образ пророка тесно связан с образом поэта, которому свыше дана способность предвидеть будущее и предупредить об этом народ.

В «Живой этике» сказано: «Пророк есть человек, обладающий духовной дальнозоркостью… Если научно и беспристрастно исследуем пророчества случайно сохранившиеся, что же увидим? Найдём людей, вопреки личной выгоде заглянувших в следующую страницу истории, ужаснувшихся и предупредивших народ…». «Что есть пророчество? Предуказание определённого сочетания частиц материи. Потому пророчества могут быть выполнены, но и испорчены непригодным отношением, совершенно как при химической реакции. Именно это не могут понять люди, хотя вместили значение барометра» [1].

В основу стихотворения А.С. Пушкина «Пророк» легла  библейская легенда о видении серафима, посланника Божьего, пророку Исайе. Под впечатлением от этой встречи Исайя стал проповедником, рассказывая неверующим о Законе Божьем.

Так  лирический герой (поэт), «духовной жаждою томим», встречает на перепутье  шестикрылого серафима (это верховный ангел, наиболее приближенный к Богу в христианской и иудейской религиозных традициях). Неслучайно ангел встретился ему на перепутье, так как это то место, где перед человеком возникает выбор, по какой дороге идти (как в прямом, так и в переносном значении): по дороге правды и добра или по дороге обмана и зла. Как правило, на перепутье совершаются сделки со злом. Ангел помог поэту, направил его на правильный путь. Но, чтобы дойти до Истины, герою нужно пройти через страдания и очиститься, то есть подвергнуться катарсису:

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Пройдя через эти испытания, поэт стал пророком.  Теперь он может понимать значение природных явлений («И внял я неба содроганье»), видеть ангелов («И горний ангелов полёт»), рост, развитие виноградной лозы в долине («И дольней лозы прозябанье»), ему открыты морские глубины («И гад морских подводный ход»). Поэт-пророк может слышать голос Бога, который говорит ему встать, начать видеть и понимать то, что не видят, не слышат и не понимают обычные люди:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею Моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Задача поэта, по словам А.С. Пушкина, «глаголом жечь сердца людей», то есть искоренять из человеческих сердец злобу, коварство и неверие, а золотыми буквами правды вписывать слово Божие.

М.Ю. Лермонтов в своём стихотворении «Пророк» представил иной образ лирического героя. Став пророком, он постоянно испытывает страдания («В меня все ближние мои / Бросали бешено каменья», «бежал я нищий», «презирают все его»). Пророк-миссионер провозглашает «любви и правды чистые ученья», но толпа его не слушает, оскорбляет и прогоняет. В них он «читает страницы злобы и порока». Как известно, в каждом человеке есть и свет, и тьма, но лирический герой видит только зло. В обществе людей ему нет места, и он уединяется в пустыне, где «тварь покорна земная; / И звёзды слушают меня».

Источником темы страданий из-за пророчеств мог явиться ветхозаветный источник. В нём пророк Иеремия долго призывал к покаянию, избавлению от грехов. За пророчества и призывы он подвергся множеству испытаний. Частые угрозы убийством, заточение в темницу сломили его дух. Не вынеся тяжёлых испытаний судьбы, неприятия и непонимания людского, он усомнился в Боге и сделал шаг назад. Но это был лишь шаг, чтобы собраться с силами. Вновь встав на путь прорицателя, он прошёл по нему до конца.

С путём Иеремии в чём-то схожа судьба лермонтовского персонажа. Однако ему недостаёт терпения, силы воли и целеустремлённости. Он быстро теряет надежду на взаимопонимание с обществом. Стезя отшельничества затягивает его, как болото. Его удел — нищета и жизнь по подобию птиц. В этом путь его сильно отличается от пророка пушкинского, который обращён к людям после преображения.

В стихотворении М.Ю. Лермонтова мы видим, как пустыня, одиночество, мрак затягивают героя. Он видит свет только в ночи («И звёзды слушают меня, / Лучами радостно играя»), солнечный свет ему чужд. Не зря Д.С. Мережковский назвал Лермонтова «ночным светилом русской поэзии»: только ночью душа лирического героя находит единение с миром природы и космосом.

Н.А. Некрасов рисует более земной образ пророка: «… любит он возвышенней и шире, / В его душе нет помыслов мирских». Он считает, что «жить для себя возможно только в мире, / Но умереть возможно для других!». Пророк знает, что его ждёт («Его судьба давно ему ясна…»), но ничто его не страшит, даже смерть («Не скажет он, что гибель бесполезна»).

В отличие от Пушкина и Лермонтова, некрасовский герой стал пророком, ещё не претерпев испытания. Они ожидают его впереди («Но час придёт – он будет на кресте»).

Его послал бог Гнева и Печали

Рабам земли напомнить о Христе.

Бог Гнева и Печали – это Мефистофель. Значит, он послал пророка в мир людей, чтобы на земле было больше добра. Здесь вспоминаются слова из трагедии И. Гёте «Фауст»: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

Если проследить развитие образа пророка в стихотворениях трёх поэтов, то можно сказать, что самый светлый, возвышенный образ создал А.С. Пушкин, так как его пророк, пройдя катарсис, узрел Истину, он открыт для людей и готов нести им свет. У М.Ю. Лермонтова пророк за провозглашение любви и правды вынужден жить в изгнании. Этим лирический герой близок автору: он тоже «гонимый миром странник». А Н.А. Некрасов рисует нам образ человека, наделённого способностью любить сильнее, чем другие, и жертвовать собой, но его участь предрешена – «он будет на кресте». Несмотря на то, что стихотворение заканчивается упоминанием имени Божия, оно проникнуто мрачными настроениями, мы не видим света и не чувствуем тепла, читая строки.

Итак, можно говорить о том, что образ пророка в литературе менялся, но неизменным осталось высокое предназначение пророка. Он несёт на себе тяжелый крест: постоянно жертвуя собой, испытывая страдания,  провозглашать правду, жить для людей, просвещать их ум знаниями, верой в Бога, очищать их сердца от злобы, а душу – от порока.

 

Список литературы:

1.    Комисаров, Ф. «Синтез наук». Пророчества в русской и советской литературе и искусстве [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://www.liveinternet.ru/users/4061666/post386687746, свободный.

 

 

Скачать материалы публикации:
>> Статья