Автор: Потапова Александра Сергеевна |
Аннотация: В статье отражена актуальность проблемы речевого развития детей раннего возраста. В качестве эффективных методов автор рекомендует использовать потешки, приводит доводы в их пользу, опираясь на личный опыт.
Ключевые слова: речевые нарушения, потешка, эффективность, систематичность.
За последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Как показывает практика, речь современных детей запускается в более позднем возрасте, нежели раньше. Это вызывает беспокойство у специалистов дошкольного образования, ведь речь — это прямой показатель развития детского интеллекта.
Причинами нарушения речи являются — низкий социальный уровень семьи, состояние здоровья, неумеренное использование гаджетов и прочие факторы. Очень важно осознавать, что огромное влияние на развитие речи воспитанников оказывают педагоги ДО. В арсенале воспитателей немало средств, и потешка является одним из них.
Рассмотрим преимущества этого метода работы.
Потешки в числе первых открывают дорогу в мир образной речи родного языка. Они знакомят ребятишек с окружающим миром, формируют базу познавательной активности. Потешки знакомят детей с культурой своей народности, формируют о ней первые представления, с родным языком, раскрывают его глубину и лаконичность, показывают всю его красоту.
Эффективность потешек будет существенно выше, если читать их с выражением, глубоко эмоционально, сопровождать речь выразительной мимикой и жестами. Такая подача потешек не только сформирует у детей представление о чувстве юмора, ритме, но и поможет раскрыть в них творческие способности.
Исключительна роль потешки и для психического развития дошкольников, ведь процесс формирования речи тесно связан с другими психическими процессами: мышлением, памятью, воображением, вниманием.
Особенно восприимчивы малыши к потешкам, в которых педагог обращается к ним по имени. Полученные в этот момент эмоции помогают им легче запомнить незамысловатые стишки.
Развитый речевой слух – важнейшее качество, заключающееся в способности слышать, различать и дифференцировать на слух звуки, менять громкость, ритм речи, интонацию и плавность. Потешка в этом плане лучший помощник.
Отметим и тот факт, что потешки играют ведущую роль в накоплении необходимого лексикона, переводя пассивный словарь в активный. Существует множество потешек на различные лексические темы. Применяя их в своей работе, педагог создает мощную базу для расширения словаря малышей.
И последнее, что делает потешку эффективным методом развития речи – активное стимулирование развития мелкой моторики. Речь идет о потешках, тексты которых сопровождаются движением.
Опыт систематической работы в данном направлении дает нам право отметить исключительную эффективность применения потешек с целью развития речи детей раннего возраста. С их помощью речевое развитие малышей идет более стремительно, а значит не отстанет и интеллект.
Список использованной литературы:
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. — Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004.
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. — М.: Родничок, 2012.
>>>Скачать все материалы публикации