Роль потешек в развитии речи детей раннего возраста

 

Автор: Потапова Александра Сергеевна
Должность: Воспитатель
Тип: Статья
Тема: Роль потешек в развитии речи детей раннего возраста
Дата публикации: 16.04.2023

Аннотация: В статье отражена актуальность проблемы речевого развития детей раннего возраста. В качестве эффективных методов автор рекомендует использовать потешки, приводит доводы в их пользу, опираясь на личный опыт.

Ключевые слова: речевые нарушения, потешка, эффективность, систематичность.

За последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Как показывает практика, речь современных детей запускается в более позднем возрасте, нежели раньше. Это вызывает беспокойство у специалистов дошкольного образования, ведь речь — это прямой показатель развития детского интеллекта.

Причинами нарушения речи являются — низкий социальный уровень семьи, состояние здоровья, неумеренное использование гаджетов и прочие факторы. Очень важно осознавать, что огромное влияние на развитие речи воспитанников оказывают педагоги ДО. В арсенале воспитателей немало средств, и потешка является одним из них.

Рассмотрим преимущества этого метода работы.

Потешки в числе первых открывают дорогу в мир образной речи родного языка. Они знакомят ребятишек с окружающим миром, формируют базу познавательной активности. Потешки знакомят детей с культурой своей народности, формируют о ней первые представления, с родным языком, раскрывают его глубину и лаконичность, показывают всю его красоту.

Эффективность потешек будет существенно выше, если читать их с выражением, глубоко эмоционально, сопровождать речь выразительной  мимикой и жестами. Такая подача потешек не только сформирует у детей представление о чувстве юмора, ритме, но и поможет раскрыть в них творческие способности.

Исключительна роль потешки и для психического развития дошкольников, ведь процесс формирования речи тесно связан с другими психическими процессами: мышлением, памятью, воображением, вниманием.

Особенно восприимчивы малыши к потешкам, в которых педагог обращается к ним по имени. Полученные в этот момент эмоции помогают им легче запомнить незамысловатые стишки.

Развитый речевой слух – важнейшее качество, заключающееся в способности слышать, различать и дифференцировать на слух звуки, менять громкость, ритм речи, интонацию и плавность. Потешка в этом плане лучший помощник.

Отметим и тот факт, что потешки играют ведущую роль в накоплении необходимого лексикона, переводя пассивный словарь в активный. Существует множество потешек на различные лексические темы. Применяя их в своей работе, педагог создает мощную базу для расширения словаря малышей.

И последнее, что делает потешку эффективным методом развития речи – активное стимулирование развития мелкой моторики. Речь идет о потешках, тексты которых сопровождаются движением.

Опыт систематической работы в данном направлении дает нам право отметить исключительную эффективность применения потешек с целью развития речи детей раннего возраста. С их помощью речевое развитие малышей идет более стремительно, а значит не отстанет и интеллект.

Список использованной литературы:

  1. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. — Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004.
  2. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. — М.: Родничок, 2012.

 

 >>>Скачать все материалы публикации