Автор: Чибирова Татьяна Павловна Дата публикации: 12.02.2018 |
Рецензия
Методическая разработка по теме: «Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в колледже» Чибировой Т.П. актуальна и своевременна. Методическая разработка имеет аннотацию, введение, основную часть, которая раскрывает темы: «Психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в колледже», «Социально-психологическая адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при обучении в колледже»,«Колледж как способ подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни», а также содержит заключение, используемую литературу и приложение.
В методической разработке отражены задачи, которые подростку необходимо решать в переходный период:
- Переход от внешней спрограммированной жизни к саморуководству, от пассивного пребывания на государственном обеспечениик самообеспечению.
- Переход от жизни в среде «своих» в социуме, к конструктивному стилю общения правовым формам поведения
- Переход от безусловного вынужденного подчинения педагогам к ориентации на закон, права и личную ответственность
Социальный педагог в своей работе сделала вывод: в сложный период адаптации и становления личности педагогическому коллективу необходимо идти двумя путями сопровождения подростков.
Первый путь – это профессиональное образование в стенах колледжа.
Второй путь – подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот, через создание для них информационного поля: пути и способы обустройства своей жизни, получение медицинской помощи, проведение свободного времени, взаимоотношения между людьми.
Зам. директора по воспитательной работе
ГБПОУ ПО «Псковский агротехнический колледж»: Веселкова А.Н.
Рецензия
Методическая разработка по теме: «Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в колледже» Чибировой Т.П. актуальна. Методическая разработка имеет аннотацию, введение, основную часть, а также содержит заключение, используемую литературу и приложение.В методической разработке отмечен процесс профессионального обучения в колледже и дальнейшая социализация детей-сирот, их адаптация к новым условиям и последующая интеграция в общество, протекает с большими трудностями. Проведен анализ литературы по теме: ученые отмечают, что затруднен процесс социализации детей-сирот в колледже вследствие их длительного пребывания на полном государственном обеспечении в искусственно благополучных условиях детских интернатных учреждениях. Своеобразная закрытость социального пространства учреждения, ограниченность социальных связей детей-сирот, сферы реализации усвоенных ими социальных норм и социального опыта, формирование единственной социально-ролевой позиции – позиции сироты – проявляется в будущем в том, что выпускники-сироты не хотят учится дальше в учреждениях профессионального образования, ведут асоциальный и криминальный образ жизни или, наоборот, первыми становятся жертвами различного рода преступлений.
В методической разработке отмечено, что дети – сироты не готовы к профессиональному обучению в колледже, так как не умеют учиться, не умеют взаимодействовать с социумом, не могут найти работу после окончания колледжа, адаптироваться к профессиональной деятельности. Таким образом, социальная адаптированность может рассматриваться как:
а) способность жить в социальном пространстве прав и обязанностей,
б) потребность в труде как средстве самореализации,
в) позитивное отношение к людям,
г) активное и ответственное отношение к себе и своему будущему.
Для детей-сирот наступает сложный период постинтернатной адаптации – процесс приспособления к условиям социальной среды:гармонизация взаимных ожиданий бывшего воспитанника и новой социальной среды,переходный этап от сиротской жизни к взрослой, самостоятельной. В методической разработке отмечены задачи, которые подростку необходимо решать в этот переходный период:
- Переход от внешней спрограммированной жизни к саморуководству, от пассивного пребывания на государственном обеспечениик самообеспечению.
- Переход от жизни в среде «своих» в социуме, к конструктивному стилю общения правовым формам поведения.
- Переход от безусловного вынужденного подчинения педагогам к ориентации на закон, права и личную ответственность.
Автором сделан вывод, что в сложный период адаптации и становления личности педагогическому коллективу необходимо идти двумя путями сопровождения подростков.Первый путь – это профессиональное образование в стенах колледжа.Второй путь – подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот, черезсоздание для них информационного поля: пути и способы обустройства своей жизни, получение медицинской помощи, проведение свободного времени, взаимоотношения между людьми. Методическая разработка может быть использована социальными педагогами при работе с подростками в СПО.
Рецензент:
Содержание
- Аннотация
- Введение
- Основная часть
3.1. Психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в колледже
3.2. Социально-психологическая адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при обучении в колледже
3.3. Колледж как способ подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни
- Заключение
- Литература
- Приложение
Введение
Процесс профессионального обучения в колледже и дальнейшая социализация детей-сирот, их адаптация к новым условиям и последующая интеграция в общество, протекает с большими трудностями. Ученые отмечают, что затруднен процесс социализации детей-сирот в колледже вследствие их длительного пребывания на полном государственном обеспечении в искусственно благополучных условиях детских интернатных учреждениях. Своеобразная закрытость социального пространства учреждения, ограниченность социальных связей детей-сирот, сферы реализации усвоенных ими социальных норм и социального опыта, формирование единственной социально-ролевой позиции – позиции сироты – проявляется в будущем в том, что выпускники-сироты не хотят учится дальше в учреждениях профессионального образования, ведут асоциальный и криминальный образ жизни или, наоборот, первыми становятся жертвами различного рода преступлений.
Дети – сироты не готовы к профессиональному обучению в колледже, так как не умеют учиться, не умеют взаимодействовать с социумом, не могут найти работу после окончания колледжа, адаптироваться к профессиональной деятельности. Таким образом, социальная адаптированность может рассматриваться как:
а) способность жить в социальном пространстве прав и обязанностей,
б) потребность в труде как средстве самореализации,
в) позитивное отношение к людям,
г) активное и ответственное отношение к себе и своему будущему.
Для детей-сирот наступает сложный период постинтернатной адаптации – процесс приспособления к условиям социальной среды:
— гармонизация взаимных ожиданий бывшего воспитанника и новой социальной среды,
— переходный этап от сиротской жизни к взрослой, самостоятельной,
Задачи, которые подростку необходимо решать в этот переходный период:
- Переход от внешней спрограммированной жизни к саморуководству, от пассивного пребывания на государственном обеспечении к самообеспечению.
- Переход от жизни в среде «своих» в социуме, к конструктивному стилю общения правовым формам поведения
- Переход от безусловного вынужденного подчинения педагогам к ориентации на закон, права и личную ответственность
В этот сложный период адаптации и становления личности педагогическому коллективу необходимо идти двумя путями сопровождения подростков.
Первый путь – это профессиональное образование в стенах колледжа.
Второй путь – подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот, через создание для них информационного поля: пути и способы обустройства своей жизни, получение медицинской помощи, проведение свободного времени, взаимоотношения между людьми.
3.1.Психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в колледже
Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – одна из наиболее важных составляющих успеха в воспитании будущих граждан страны. Их будущее напрямую зависит от того, насколько они смогут ужиться в обществе. Уже есть четкое понимание потребностей таких детей в общении. Это, в свою очередь, помогает избежать проявление «чувства стаи», которое типично для таких детей и которое, зачастую, приводит к формированию ложных ценностей на почве сознательного отчуждения от общества.
Главным средством, обеспечивающим преодоление трудностей социализации, является организация для детей-сирот деятельности, разнообразной по содержанию, формам, способам ее выполнения, ведь в процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки. Кроме того, способность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к преодолению трудностей социализации в значительной степени определяется профессиональной педагогической позицией социального педагога, которая выражается в стиле и способах взаимодействия с детьми. Подготовленность социального педагога к работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, значительно влияет на то, каким образом будет складываться их судьба.
Правильно организованная работа социального педагога предполагает ориентацию на личность, индивидуальность, оказание детям комплексной социальной помощи в решении личностных проблем и, самое главное, в осознании себя субъектом собственной жизни. Социальная работа всегда должна быть направлена на конкретного ребенка, на решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, на формирование и развитие нравственного сознания, нравственных чувств, нравственного поведения. Особенности социально-педагогической деятельности также определяются типом учреждения, возрастной категорией детей, их медицинскими, социальными и психологическими проблемами.
Изучение проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в их социальном и психолого-педагогическом аспектах указывает на то, что современные требования обусловливают необходимость усиления именно социально-педагогической составляющей в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
От того, каким было детство, где оно проходило, зависит дальнейшая судьба человека, его характер и тип личности. Для тех, кто провел свое детство в стенах детского дома, создание собственной семьи становится едва ли не самой заветной мечтой, однако детдомовцы чаще, чем их сверстники, воспитывающиеся в семье, терпят неудачи на этом поприще. Дети-сироты, лишенные самого главного в жизни – любви и заботы родителей, не знакомы с понятиями «дом», «семья», «мама», «папа», что создает большие трудности в организации их воспитания в условиях колледжа.
Потеря семьи – тяжелейшая травма, трагедия для ребенка, которая оставляет глубокий след в его судьбе. Даже когда он становится взрослым, эта потеря ещё более ощутима. Переход от периода детства к периоду взрослости сложен для любого ребенка, а тем более сироты, который вырос в детском учреждении на полном государственном обеспечении в специфическом, полуизолированном мире, соприкасающемся с реальностью только отдельными сторонами. Самое трудное время наступает после выпуска из детского дома или приемной семьи.
Они довольствуются заботой педагогического и обслуживающего персонала, который часто принимает решения, касающиеся дальнейшей судьбы молодых людей, без учета их собственного мнения. Внутри учреждения воспитанники не ощущают особых проблем, их потребности реализуются без их участия в реализации. Государство берет на себя обязательство по решению основных проблем ребенка: обучение, воспитание, обеспечение детей, оставшихся без попечения родителей самым необходимым. Но самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ними проблемы, к которым они в реальности оказываются не готовыми. Это касается организации быта, отношения к работе, сохранения своего здоровья, проведения свободного времени, опыта создания семьи и воспитания детей. Жизнь в интернатном учреждении затрудняет дальнейшую социальную адаптацию воспитанников.
Так как стрежневым институтом социализации личности является все же семья, она и определяет очень многое в жизни ребенка. Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, которое является одним из основных условий нормального развития ребенка, дает ему возможность без опасений и страха взаимодействовать с внешним миром. Родители являются источником необходимого жизненного опыта и оказывают влияние на поведение ребенка. Общение в семье влияет на формирование мировоззрение ребенка, позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи. Морально-психологический климат семьи – это школа взаимоотношений с людьми. Несмотря на то, что количество детских домов по России сокращается, и дети попадают в замещающие семьи, проблема социальной адаптации таких детей в образовательных учреждениях, остается актуальной.
Эффективное решение этой проблемы связано с поиском и апробацией новых средств психологического сопровождение и зависит от нескольких условий.
Внешние условия предполагают наличие в социальной среде необходимых адаптационных ресурсов, позволяющих сироте включиться в общественную жизнь в качестве полноправного участника. Это государственные гарантии и дополнительные льготы(социальные, медицинские, образовательные).
Внутренние (личностные) условия – это, прежде всего, желание и готовность сироты включиться в социум, наличие личностных ресурсов (способностей, навыков, внутренней потребности в согласовании своих действий с действиями других людей и социальных групп). Важную роль в этом процессе так же играет профессиональное самоопределение и профессиональное становление.
3.2.Социально-психологическая адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при обучении в колледже
Работапо социально-психологическому сопровождению и поддержке студентов-сирот должна быть направлена на то, чтобы они учились решать свои проблемы самостоятельно. Важно с первого дня обучения в колледже относиться к студентам-сиротам не как к объектам, а как к активным субъектам адаптационного процесса. Необходимо учитывать особенности процесса социально-психологической адаптации, который включает в себя три основных этапа:
Первый этап. Первый месяц обучения в колледже – этап первичной социальной адаптации, для которого характерно вхождение студента-сироты в новые социальные группы и построение межличностных отношений в них. На этом этапе важны просвещение и координация деятельности всех участников воспитательного процесса по предупреждению трудностей у студентов-сирот при переходе от регламентированной системы жизнедеятельности к свободной. Студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей, знакомят с традициями учебного заведения и общежития, где они будут проживать на время учебы, нормами взаимоотношений в нем, основными правами и обязанностями студентов. Очень важно, чтобы эти студенты-сироты поняли, что эти нормы едины для всех. Помимо информации о режиме проживания в общежитии необходимо рассказать куда, к кому и по какому вопросу студенты-сироты могут обратиться. К работе с новичками можно подключить сирот-старшекурсников, активистов, которые окажут помощь в обучении жизни в новых условиях.
Второй этап. Вторая половина первого семестра обучения характеризуется кризисными моментами в социальной адаптации студентов-сирот. Происходит активное вхождение студентов-сирот в систему межличностных отношений, возникают трудности в учебной деятельности, что выражается в резком снижении мотивации к учебе и возникновении конфликтов. У студентов-сирот возникает протест против новых условий жизни, им не хватает умения общаться, снижается успеваемость. Преподаватели, психолог и социальный педагог проводят совещание по результатам успеваемости, пропускам и проблемам адаптации таких студентов. В результате вырабатывают индивидуальные рекомендации по преодолению трудностей адаптационного периода детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Третий этап. На третьем этапе адаптации происходит преодоление кризисного момента. В это время происходит профессиональное самоопределение студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей, которое является ключевым вопросом в их подготовке к жизни. Результаты наблюдений свидетельствуют о том, что дети-сироты, особенно выпускники детских домов, не всегда соотносят свои потенциальные возможности, способности и склонности с профессиональными планами. Многие из них испытывают трудности, связанные с профессиональным самоопределением и получением профессионального образования.
Выявлен ряд факторов, негативно влияющих на адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в социуме:
– отсутствие выбора профессии в соответствии с интересами и склонностями;
– завышенная или заниженная самооценка;
– снижение критичности, что делает личность нечувствительной к замечаниям окружающих и повышает риск принятия неправильного решения;
– неумение конструировать модель поведения в сложных ситуациях (реализовать и оценивать обстановку, искать различные способы в решении сложной проблемы);
– ощущение физической опасности (в народе бытует мнение: сироту каждый обидеть может);
– недостаточность финансовых ресурсов;
– неумение рассчитывать собственные силы, постоянная надежда на чью-либо помощь;
– неумение согласовывать собственные интересы с интересами коллектива.
Перечисленные факторы позволяют нам выделить следующие актуальные направления работы со студентами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
– духовно-нравственное воспитание;
– профилактика алкогольной зависимости и наркозависимости;
– формирование навыка здорового образа жизни, вовлечение в занятия физкультурой и спортом и выработка умения культурно проводить досуг;
– обучение бытовым навыкам (планирование бюджета, содержание дома, приготовление пищи и др.);
– развитие коммуникабельности, дружелюбия;
– побуждение к трудовой деятельности;
– формирование навыков самостоятельного решения жизненно важных проблем;
– формирование активной жизненной позиции.
3.3. Колледж как способ подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, приходится самостоятельно решать свои проблемы, отстаивать права, выходить из сложных жизненных ситуаций. Этому можно научиться, лишь повышая правовую грамотность, пользуясь социальной, психологической и дружеской поддержкой людей, которые могут оказать им компетентную помощь, в частности – социального педагога. Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, личностное и профессиональное самоопределение, систематизация всей работы по социальной поддержке сирот, является главной целью работы социального педагога в условиях учреждений СПО.
Социальный педагог старается оказать различные виды помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей:
– социально-правовую;
– социально-психологическую;
– социально-информационную;
– духовно-просветительскую.
Взаимодействие с ребенком начинается с изучения его личности. Социальный педагог собирает сведения о состоянии его физического и психического здоровья, об условиях жизни до поступления в учреждение, о его ближайшем окружении, изучает особенности личности ребенка, выявляет проблемы в соответствии с его социальной ситуацией развития.
На основе полученных данных осуществляется прогнозирование личностного развития воспитанника. Социальный педагог совместно с психологом, анализирует данные диагностики, вырабатывает единые условия оказания ему необходимой помощи и поддержки в период адаптации к новым условиям. Результатом такой работы является составление индивидуальной программы развития ребенка.
Для первокурсников в первые месяцы учебы необычным является вхождение в мир студенческой жизни. Особого внимания заслуживает процесс адаптации и восприятие атмосферы в группе. Эти факторы играют важную роль в дальнейшем профессиональном самосовершенствование. Важнейшей задачей адаптационного процесса является выживание студента путем его приспособления к окружающей его социальной и природной среде. Поступив в колледж, студенты-сироты попадают в систему деловых, межличностных, социальных, профессиональных отношений разного уровня (студент-студент, студент-вспомогательный персонал, воспитатели, студент-преподаватели, студент-администрация). В этих условиях весь педагогический коллектив, особенно классные руководители и работники общежития должны в какой-то мере предупреждать и предотвращать возникновение негативных ситуаций в общежитии студентов, в группах, помочь быстрее и активно приспособиться к условиям новой среды, образовательному учреждению. Первокурсники очень нуждаются в нашей помощи, порой они растеряны, робки, испуганы. Если еще и педагоги не проявляют чуткости, внимания, повышая при этом голос, это может сыграть решающую роль в принятии студентом неадекватного решения и поступка. На первом году обучение важно не только обеспечить успешную адаптацию студентов к новым социальным условиям, но и создать у них правильное представление о выбранной профессии, помочь осознать ее общественную значимость, формировать положительное к ней отношение.
Для лучшей адаптации – студентов, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в колледже, привлекают к активному участию во внеклассной работе, во многих мероприятиях, кружках, конкурсах, олимпиадах. Основной целью является массовое вовлечение учащихся в систематические занятия физической культурой и спортом, укрепление здоровья, воспитания чувства коллективизма у молодёжи; соединение спортивно-оздоровительной работы с патриотическим воспитанием студентов.
Однако, несмотря на все мероприятия, проводимые по адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при обучении в образовательном учреждении, в настоящее время существует множество проблем. Основными проблемами являются: проблема воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; проблема создания семьи; проблема обучения. У детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, преобладают изменения психики и формируются психические заболевания. Решение проблем сиротства должно строиться по двум основным направлениям: профилактика сиротства как социального явления и решения проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Сразу после поступления в колледж социальный педагог берет таких детей на учет и старается обеспечить им условия для социальной адаптации в учебном заведении. Многие дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, испытывают социальные и психологические трудности при обучении в колледже, потому что недостаточно социализированы.На 1 сентября 2015 года в Псковский агротехнический колледж зачислено26 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Социальная защита обучающихся колледжа:
— выплата социальной стипендии обучающихся,
— выплата академической стипендии,
— обеспечение выплаты ежемесячной денежной компенсации на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по нормативу,
— единовременная денежная компенсация на покупку учебников и письменных принадлежностей (в размере трех академических стипендий),
— обеспечение бесплатного проезда в городском транспорте,
— освобождение от оплаты за проживание в общежитии,
— оформление банковских карточек через Балтийский банк, вновь поступивших студентов.
Социальным педагогом проводится следующая работа:
— создание банка данных на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
— оформление личных дел детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в которые занесены все данные о студенте, акты обследования жилищно-бытовых условий, характеристики, диагностические данные, входящие и исходящие документы, что позволяет иметь полное представление об учащихся,
— диагностика вновь зачисленных обучающихся и помощь им в адаптации к условиям обучения в колледже и проживанию в общежитии в течение всего учебного года,
— в течение всего учебного года ведется контроль за успеваемостью и посещаемостью обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
— постоянно проводятся беседы с опекунами по поведения и обучения подопечных,
— проводится информирование каждого обучающегося из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей о суммах выплат и правильном расходовании денежных средств, ведется контроль социальных выплат в течение учебного года следующих студентов,
— вовлечение в работу кружков и секций
— организация и устройство несовершеннолетних детей отдыха во время зимних каникул.
С целью узнать, как происходит процесс адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было проведено тестирование среди вновь зачисленных студентов-сирот. Результаты тестирование показали, что 87% студенты-сироты адаптировались хорошо и довольно быстро. На вопрос «Отличается ли ваша студенческая жизнь от той, что была в школе?» ответили, что жизнь стала более разнообразной, интересной и насыщенной. При этом 48% делают вывод, что в колледже им «стало легче», нежели было в школе. А 21% признались, что жизнь «стала труднее», у 31% «ничем не отличается». Совместная учебная деятельность и общение внутри группы являются важными факторами развития самосознания студентов, так как здесь студенты становятся субъектами межличностного взаимодействия. И поэтому отношение к предметам определяется у 36% опрошенных – интересом к данному предмету, у 16% — стилем преподавания, у 20% успехами или неудачами в освоении предмета и у 30% — отношением преподавателя к студенту.
4. Заключение
Социальная адаптация является одной из важнейшей сторон процесса социализации. Но если социализация представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает активное освоение человеком или группой новой социальной среды в относительно короткий промежуток времени. Воспитанник становится полноценным членом общества, усваивающим социальные нормы и культурные ценности. Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу и в то же время – способность противостоять ему в тех жизненных коллизиях, которые препятствуют саморазвитию, самоопределению, самореализации.
Социальный педагог создает условия для адаптации детей к новым условиям жизни, его позитивной социализации и последующей социальной интеграции.Социальный педагог, осуществляет профессиональную деятельность в условиях колледжа, является источником социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе он является организатором работы по формированию социальной адаптированности воспитанников. Формирует у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «образ жизни, достойного Человека».Если удалось воспитать личность с осознанным отношением к себе, другим, обществу, Родине и т.д., личность с активной жизненной позицией, умеющую строить жизненную перспективу, конструктивно решать конфликты, умеющую взаимодействовать с окружающими, – то можно смело прогнозировать успешную социальную адаптацию такой личности. Ребенок, воспитывающийся в семье, оказывается в менее жесткой ситуации требований и контроля, имеет возможность соучаствовать в сложной разнообразной деятельности взрослых (ремонтировать с отцом телевизор, готовить с мамой обед), учиться выполнять не только отдельные операции, но и усваивает достаточно сложные программы планирования, организации и контроля своей деятельности. В семье усвоение сложных элементов деятельности, развитие внутреннего планирования действий происходит не в ситуации специального обучения, а естественного включения в контекст привлекательных для ребенка видов деятельности.
В заключение хотелось бы отметить, что необходима дальнейшая разработка проблем формирования родственных связей, возрождение семейных отношений; организация и проведение развивающих занятий со студентами-сиротами, подготовка социальных педагогов, кураторов, воспитателей и руководителей учреждений среднего профессионального образования к работе с социальными сиротами.
5. Литература
- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
- Москвина В. Социализация детей-сирот, Воспитание школьников, 2009. – 82 с.
- Макаренко С. Скрытое социальное сиротство. Воспитание школьников, 2011. – 136с.
- Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы. Под ред. Л.М. Шипицыной, Е.И. Казаковой, СПб 2008.
6. Приложение – тест.
- Нравиться ли Вам быть студентом?
а) нравиться
б) не нравиться
с) затрудняюсь ответить
- Совпали ли Ваши первые впечатления об учебной деятельности в колледже с тем, как вы ее представляли до поступления?
а) да, совпали полностью
б) нет, не совпали
с) частично совпали
- Как бы Вы охарактеризовали учебную деятельность в колледже?
а) интересная, требует творчества
б) не требует особого напряжения
с) скучная, монотонная
г) тяжелая, но интересная
- Как отличается учеба в колледже от учебы в школе?
а) учеба в колледже труднее, чем в школе
б) ничем не отличается
в) учиться в школе было труднее
- Какие предметы являются для вас самыми сложными?
а) математика
б) химия
в) физика
г) история
д) иностранный язык
е) физическая культура
ж) нет таких предметов
- Какие предметы вам нравятся больше всего?
а) химия
б) математика
в) физика
г) история
д) иностранный язык
е) экология
ж) физическая культура
з) введение в специальность
и) нет таких предметов
- Ваше отношение к предмету в большей мере определяется?
а) вашим интересом к данному предмету
б) вашим успехам или неудачам в его освоении
в) стилем преподавателя
г) отношение преподавателя к Вам
- Оцените по пятибалльной шкале уровень сплоченности группы на данном этапе
1
2
3
4
5
- Если бы возникла возможность провести отдых вместе с одногруппниками, как бы Вы к этому отнеслись?
а) это бы меня устроило
б) не знаю
в) это бы меня совсем не устроило
- Появились ли у вас друзья в группе?
а) у меня были друзья из нашей группы до поступления в колледж
б) подружился за время учебы в колледже
в) на данный момент не имею друзей в группе
г) думаю, что со временем у меня появятся друзья в группе
- Хотели бы Вы, чтобы Ваш коллектив был дружнее и что, по-вашему мнению, для этого нужно
а) да
б) для этого нужно:
больше проводить свободного времени вместе
быть общительными, добрыми
быть смелее, больше доверять друг другу
проводить соревнования и праздники
Скачать материалы публикации:
>> Методическая разработка