Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Псковском агротехническом колледже

 

Автор: Чибирова Татьяна Павловна
Должность: Социальный педагог
Тип: Методическая разработка
Тема: «Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Псковском агротехническом колледже»

Дата публикации: 12.02.2018

Рецензия

Методическая разработка по теме: «Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в колледже» Чибировой Т.П. актуальна и своевременна. Методическая разработка имеет аннотацию, введение, основную часть, которая раскрывает темы: «Психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в колледже», «Социально-психологическая адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при обучении в колледже»,«Колледж как способ подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни», а также содержит заключение, используемую литературу и приложение.

В методической разработке отражены задачи, которые подростку необходимо решать в переходный период:

  1. Переход от внешней спрограммированной жизни к саморуководству, от пассивного пребывания на государственном обеспечениик самообеспечению.
  2. Переход от жизни в среде «своих» в социуме, к конструктивному стилю общения правовым формам поведения
  3. Переход от безусловного вынужденного подчинения педагогам к ориентации на закон, права и личную ответственность

Социальный педагог в своей работе сделала вывод: в сложный период адаптации и становления личности педагогическому коллективу необходимо идти двумя путями сопровождения подростков.

Первый путь – это профессиональное образование в стенах колледжа.

Второй путь – подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот, через создание для них информационного поля: пути и способы обустройства своей жизни, получение медицинской помощи, проведение свободного времени, взаимоотношения между людьми.

Зам. директора по воспитательной работе

ГБПОУ ПО «Псковский агротехнический колледж»:    Веселкова А.Н.

Рецензия

Методическая разработка по теме: «Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в колледже» Чибировой Т.П. актуальна. Методическая разработка имеет аннотацию, введение, основную часть, а также содержит заключение, используемую литературу и приложение.В методической разработке отмечен процесс профессионального обучения в колледже и дальнейшая социализация детей-сирот, их адаптация к новым условиям и последующая интеграция в общество, протекает с большими трудностями. Проведен анализ литературы по теме: ученые отмечают, что затруднен процесс социализации детей-сирот в колледже вследствие их длительного пребывания на полном государственном обеспечении в искусственно благополучных условиях детских интернатных учреждениях. Своеобразная закрытость социального пространства учреждения, ограниченность социальных связей детей-сирот, сферы реализации усвоенных ими социальных норм и социального опыта, формирование единственной социально-ролевой позиции – позиции сироты – проявляется в будущем в том, что выпускники-сироты не хотят учится дальше в учреждениях профессионального образования, ведут асоциальный и криминальный образ жизни или, наоборот, первыми становятся жертвами различного рода преступлений.

В методической разработке отмечено, что дети – сироты не готовы к профессиональному обучению в колледже, так как не умеют учиться, не умеют взаимодействовать с социумом, не могут найти работу после окончания колледжа, адаптироваться к профессиональной деятельности. Таким образом, социальная адаптированность может рассматриваться как:

а) способность жить в социальном пространстве прав и обязанностей,

б) потребность в труде как средстве самореализации,

в) позитивное отношение к людям,

г) активное и ответственное отношение к себе и своему будущему.

Для детей-сирот наступает сложный период постинтернатной адаптации – процесс приспособления к условиям социальной среды:гармонизация взаимных ожиданий бывшего воспитанника и новой социальной среды,переходный этап от сиротской жизни к взрослой, самостоятельной. В методической разработке отмечены задачи, которые подростку необходимо решать в этот переходный период:

  1. Переход от внешней спрограммированной жизни к саморуководству, от пассивного пребывания на государственном обеспечениик самообеспечению.
  2. Переход от жизни в среде «своих» в социуме, к конструктивному стилю общения правовым формам поведения.
  3. Переход от безусловного вынужденного подчинения педагогам к ориентации на закон, права и личную ответственность.

Автором сделан вывод, что в сложный период адаптации и становления личности педагогическому коллективу необходимо идти двумя путями сопровождения подростков.Первый путь – это профессиональное образование в стенах колледжа.Второй путь – подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот, черезсоздание для них информационного поля: пути и способы обустройства своей жизни, получение медицинской помощи, проведение свободного времени, взаимоотношения между людьми.     Методическая разработка может быть использована социальными педагогами при работе с подростками в СПО.

Рецензент:

Содержание

  1.  Аннотация
  2. Введение
  3. Основная часть

3.1. Психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в колледже

3.2. Социально-психологическая адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при обучении в колледже

3.3. Колледж как способ подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни

  1. Заключение
  2. Литература
  3. Приложение

Введение

Процесс профессионального обучения в колледже и дальнейшая социализация детей-сирот, их адаптация к новым условиям и последующая интеграция в общество, протекает с большими трудностями. Ученые отмечают, что затруднен процесс социализации детей-сирот в колледже вследствие их длительного пребывания на полном государственном обеспечении в искусственно благополучных условиях детских интернатных учреждениях. Своеобразная закрытость социального пространства учреждения, ограниченность социальных связей детей-сирот, сферы реализации усвоенных ими социальных норм и социального опыта, формирование единственной социально-ролевой позиции – позиции сироты – проявляется в будущем в том, что выпускники-сироты не хотят учится дальше в учреждениях профессионального образования, ведут асоциальный и криминальный образ жизни или, наоборот, первыми становятся жертвами различного рода преступлений.

Дети – сироты не готовы к профессиональному обучению в колледже, так как не умеют учиться, не умеют взаимодействовать с социумом, не могут найти работу после окончания колледжа, адаптироваться к профессиональной деятельности. Таким образом, социальная адаптированность может рассматриваться как:

а) способность жить в социальном пространстве прав и обязанностей,

б) потребность в труде как средстве самореализации,

в) позитивное отношение к людям,

г) активное и ответственное отношение к себе и своему будущему.

Для детей-сирот наступает сложный период постинтернатной адаптации – процесс приспособления к условиям социальной среды:

— гармонизация взаимных ожиданий бывшего воспитанника и новой социальной среды,

— переходный этап от сиротской жизни к взрослой, самостоятельной,

Задачи, которые подростку необходимо решать в этот переходный период:

  1. Переход от внешней спрограммированной жизни к саморуководству, от пассивного пребывания на государственном обеспечении к самообеспечению.
  2. Переход от жизни в среде «своих» в социуме, к конструктивному стилю общения правовым формам поведения
  3. Переход от безусловного вынужденного подчинения педагогам к ориентации на закон, права и личную ответственность

В этот сложный период адаптации и становления личности педагогическому коллективу необходимо идти двумя путями сопровождения подростков.

Первый путь – это профессиональное образование в стенах колледжа.

Второй путь – подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот, через создание для них информационного поля: пути и способы обустройства своей жизни, получение медицинской помощи, проведение свободного времени, взаимоотношения между людьми.

3.1.Психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в колледже

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – одна из наиболее важных составляющих успеха в воспитании будущих граждан страны. Их будущее напрямую зависит от того, насколько они смогут ужиться в обществе. Уже есть четкое понимание потребностей таких детей в общении. Это, в свою очередь, помогает избежать проявление «чувства стаи», которое типично для таких детей и которое, зачастую, приводит к формированию ложных ценностей на почве сознательного отчуждения от общества.

Главным средством, обеспечивающим преодоление трудностей социализации, является организация для детей-сирот деятельности, разнообразной по содержанию, формам, способам ее выполнения, ведь в процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки. Кроме того, способность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к преодолению трудностей социализации в значительной степени определяется профессиональной педагогической позицией социального педагога, которая выражается в стиле и способах взаимодействия с детьми. Подготовленность социального педагога к работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, значительно влияет на то, каким образом будет складываться их судьба.

Правильно организованная работа социального педагога предполагает ориентацию на личность, индивидуальность, оказание детям комплексной социальной помощи в решении личностных проблем и, самое главное, в осознании себя субъектом собственной жизни. Социальная работа всегда должна быть направлена на конкретного ребенка, на решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, на формирование и развитие нравственного сознания, нравственных чувств, нравственного поведения. Особенности социально-педагогической деятельности также определяются типом учреждения, возрастной категорией детей, их медицинскими, социальными и психологическими проблемами.

Изучение проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в их социальном и психолого-педагогическом аспектах указывает на то, что современные требования обусловливают необходимость усиления именно социально-педагогической составляющей в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

От того, каким было детство, где оно проходило, зависит дальнейшая судьба человека, его характер и тип личности. Для тех, кто провел свое детство в стенах детского дома, создание собственной семьи становится едва ли не самой заветной мечтой, однако детдомовцы чаще, чем их сверстники, воспитывающиеся в семье, терпят неудачи на этом поприще. Дети-сироты, лишенные самого главного в жизни – любви и заботы родителей, не знакомы с понятиями «дом», «семья», «мама», «папа», что создает большие трудности в организации их воспитания в условиях колледжа.

Потеря семьи – тяжелейшая травма, трагедия для ребенка, которая оставляет глубокий след в его судьбе. Даже когда он становится взрослым, эта потеря ещё более ощутима. Переход от периода детства к периоду взрослости сложен для любого ребенка, а тем более сироты, который вырос в детском учреждении на полном государственном обеспечении в специфическом, полуизолированном мире, соприкасающемся с реальностью только отдельными сторонами. Самое трудное время наступает после выпуска из детского дома или приемной семьи.

Они довольствуются заботой педагогического и обслуживающего персонала, который часто принимает решения, касающиеся дальнейшей судьбы молодых людей, без учета их собственного мнения. Внутри учреждения воспитанники не ощущают особых проблем, их потребности реализуются без их участия в реализации. Государство берет на себя обязательство по решению основных проблем ребенка: обучение, воспитание, обеспечение детей, оставшихся без попечения родителей самым необходимым. Но самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ними проблемы, к которым они в реальности оказываются не готовыми. Это касается организации быта, отношения к работе, сохранения своего здоровья, проведения свободного времени, опыта создания семьи и воспитания детей. Жизнь в интернатном учреждении затрудняет дальнейшую социальную адаптацию воспитанников.

Так как стрежневым институтом социализации личности является все же семья, она и определяет очень многое в жизни ребенка. Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, которое является одним из основных условий нормального развития ребенка, дает ему возможность без опасений и страха взаимодействовать с внешним миром. Родители являются источником необходимого жизненного опыта и оказывают влияние на поведение ребенка. Общение в семье влияет на формирование мировоззрение ребенка, позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи. Морально-психологический климат семьи – это школа взаимоотношений с людьми. Несмотря на то, что количество детских домов по России сокращается, и дети попадают в замещающие семьи, проблема социальной адаптации таких детей в образовательных учреждениях, остается актуальной.

Эффективное решение этой проблемы связано с поиском и апробацией новых средств психологического сопровождение и зависит от нескольких условий.

Внешние условия предполагают наличие в социальной среде необходимых адаптационных ресурсов, позволяющих сироте включиться в общественную жизнь в качестве полноправного участника. Это государственные гарантии и дополнительные льготы(социальные, медицинские, образовательные).

Внутренние (личностные) условия – это, прежде всего, желание и готовность сироты включиться в социум, наличие личностных ресурсов (способностей, навыков, внутренней потребности в согласовании своих действий с действиями других людей и социальных групп). Важную роль в этом процессе так же играет профессиональное самоопределение и профессиональное становление.

3.2.Социально-психологическая адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при обучении в колледже

Работапо социально-психологическому сопровождению и поддержке студентов-сирот должна быть направлена на то, чтобы они учились решать свои проблемы самостоятельно. Важно с первого дня обучения в колледже относиться к студентам-сиротам не как к объектам, а как к активным субъектам адаптационного процесса. Необходимо учитывать особенности процесса социально-психологической адаптации, который включает в себя три основных этапа:

Первый этап. Первый месяц обучения в колледже – этап первичной социальной адаптации, для которого характерно вхождение студента-сироты в новые социальные группы и построение межличностных отношений в них. На этом этапе важны просвещение и координация деятельности всех участников воспитательного процесса по предупреждению трудностей у студентов-сирот при переходе от регламентированной системы жизнедеятельности к свободной. Студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей, знакомят с традициями учебного заведения и общежития, где они будут проживать на время учебы, нормами взаимоотношений в нем, основными правами и обязанностями студентов. Очень важно, чтобы эти студенты-сироты поняли, что эти нормы едины для всех. Помимо информации о режиме проживания в общежитии необходимо рассказать куда, к кому и по какому вопросу студенты-сироты могут обратиться. К работе с новичками можно подключить сирот-старшекурсников, активистов, которые окажут помощь в обучении жизни в новых условиях.

Второй этап. Вторая половина первого семестра обучения характеризуется кризисными моментами в социальной адаптации студентов-сирот. Происходит активное вхождение студентов-сирот в систему межличностных отношений, возникают трудности в учебной деятельности, что выражается в резком снижении мотивации к учебе и возникновении конфликтов. У студентов-сирот возникает протест против новых условий жизни, им не хватает умения общаться, снижается успеваемость. Преподаватели, психолог и социальный педагог проводят совещание по результатам успеваемости, пропускам и проблемам адаптации таких студентов. В результате вырабатывают индивидуальные рекомендации по преодолению трудностей адаптационного периода детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Третий этап. На третьем этапе адаптации происходит преодоление кризисного момента. В это время происходит профессиональное самоопределение студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей, которое является ключевым вопросом в их подготовке к жизни. Результаты наблюдений свидетельствуют о том, что дети-сироты, особенно выпускники детских домов, не всегда соотносят свои потенциальные возможности, способности и склонности с профессиональными планами. Многие из них испытывают трудности, связанные с профессиональным самоопределением и получением профессионального образования.

Выявлен ряд факторов, негативно влияющих на адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в социуме:

– отсутствие выбора профессии в соответствии с интересами и склонностями;

– завышенная или заниженная самооценка;

– снижение критичности, что делает личность нечувствительной к замечаниям окружающих и повышает риск принятия неправильного решения;

– неумение конструировать модель поведения в сложных ситуациях (реализовать и оценивать обстановку, искать различные способы в решении сложной проблемы);

– ощущение физической опасности (в народе бытует мнение: сироту каждый обидеть может);

– недостаточность финансовых ресурсов;

– неумение рассчитывать собственные силы, постоянная надежда на чью-либо помощь;

– неумение согласовывать собственные интересы с интересами коллектива.

Перечисленные факторы позволяют нам выделить следующие актуальные направления работы со студентами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

– духовно-нравственное воспитание;

– профилактика алкогольной зависимости и наркозависимости;

– формирование навыка здорового образа жизни, вовлечение в занятия физкультурой и спортом и выработка умения культурно проводить досуг;

– обучение бытовым навыкам (планирование бюджета, содержание дома, приготовление пищи и др.);

– развитие коммуникабельности, дружелюбия;

– побуждение к трудовой деятельности;

– формирование навыков самостоятельного решения жизненно важных проблем;

– формирование активной жизненной позиции.

3.3. Колледж как способ подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, приходится самостоятельно решать свои проблемы, отстаивать права, выходить из сложных жизненных ситуаций. Этому можно научиться, лишь повышая правовую грамотность, пользуясь социальной, психологической и дружеской поддержкой людей, которые могут оказать им компетентную помощь, в частности – социального педагога. Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, личностное и профессиональное самоопределение, систематизация всей работы по социальной поддержке сирот, является главной целью работы социального педагога в условиях учреждений СПО.

Социальный педагог старается оказать различные виды помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей:

– социально-правовую;

– социально-психологическую;

– социально-информационную;

– духовно-просветительскую.

Взаимодействие с ребенком начинается с изучения его личности. Социальный педагог собирает сведения о состоянии его физического и психического здоровья, об условиях жизни до поступления в учреждение, о его ближайшем окружении, изучает особенности личности ребенка, выявляет проблемы в соответствии с его социальной ситуацией развития.

На основе полученных данных осуществляется прогнозирование личностного развития воспитанника. Социальный педагог совместно с психологом, анализирует данные диагностики, вырабатывает единые условия оказания ему необходимой помощи и поддержки в период адаптации к новым условиям. Результатом такой работы является составление индивидуальной программы развития ребенка.

Для первокурсников в первые месяцы учебы необычным является вхождение в мир студенческой жизни. Особого внимания заслуживает процесс адаптации и восприятие атмосферы в группе. Эти факторы играют важную роль в дальнейшем профессиональном самосовершенствование. Важнейшей задачей адаптационного процесса является выживание студента путем его приспособления к окружающей его социальной и природной среде. Поступив в колледж, студенты-сироты попадают в систему деловых, межличностных, социальных, профессиональных отношений разного уровня (студент-студент, студент-вспомогательный персонал, воспитатели, студент-преподаватели, студент-администрация). В этих условиях весь педагогический коллектив, особенно классные руководители и работники общежития должны в какой-то мере предупреждать и предотвращать возникновение негативных ситуаций в общежитии студентов, в группах, помочь быстрее и активно приспособиться к условиям новой среды, образовательному учреждению. Первокурсники очень нуждаются в нашей помощи, порой они растеряны, робки, испуганы. Если еще и педагоги не проявляют чуткости, внимания, повышая при этом голос, это может сыграть решающую роль в принятии студентом неадекватного решения и поступка. На первом году обучение важно не только обеспечить успешную адаптацию студентов к новым социальным условиям, но и создать у них правильное представление о выбранной профессии, помочь осознать ее общественную значимость, формировать положительное к ней отношение.

Для лучшей адаптации – студентов, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в колледже, привлекают к активному участию во внеклассной работе, во многих мероприятиях, кружках, конкурсах, олимпиадах. Основной целью является массовое вовлечение учащихся в систематические занятия физической культурой и спортом, укрепление здоровья, воспитания чувства коллективизма у молодёжи; соединение спортивно-оздоровительной работы с патриотическим воспитанием студентов.

Однако, несмотря на все мероприятия, проводимые по адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при обучении в образовательном учреждении, в настоящее время существует множество проблем. Основными проблемами являются: проблема воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; проблема создания семьи; проблема обучения. У детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, преобладают изменения психики и формируются психические заболевания. Решение проблем сиротства должно строиться по двум основным направлениям: профилактика сиротства как социального явления и решения проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Сразу после поступления в колледж социальный педагог берет таких детей на учет и старается обеспечить им условия для социальной адаптации в учебном заведении. Многие дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, испытывают социальные и психологические трудности при обучении в колледже, потому что недостаточно социализированы.На 1 сентября 2015 года в Псковский агротехнический колледж зачислено26 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Социальная защита обучающихся колледжа:

— выплата социальной стипендии обучающихся,

— выплата академической стипендии,

— обеспечение выплаты ежемесячной денежной компенсации на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по нормативу,

— единовременная денежная компенсация на покупку учебников и письменных принадлежностей (в размере трех академических стипендий),

— обеспечение бесплатного проезда в городском транспорте,

— освобождение от оплаты за проживание в общежитии,

— оформление банковских карточек через Балтийский банк, вновь поступивших студентов.

Социальным педагогом проводится следующая работа:                                              

— создание банка данных на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

— оформление личных дел детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в которые занесены все данные о студенте, акты обследования жилищно-бытовых условий, характеристики, диагностические данные, входящие и исходящие документы, что позволяет иметь полное представление об учащихся,

— диагностика вновь зачисленных обучающихся и помощь им в адаптации к условиям обучения в колледже и проживанию в общежитии в течение всего учебного года,

— в течение всего учебного года ведется контроль за успеваемостью и посещаемостью обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

— постоянно проводятся беседы с опекунами по поведения и обучения подопечных,

— проводится информирование каждого обучающегося из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей о суммах выплат и правильном расходовании денежных средств, ведется контроль социальных выплат в течение учебного года следующих студентов,

— вовлечение в работу кружков и секций

— организация и устройство несовершеннолетних детей отдыха во время зимних каникул.

С целью узнать, как происходит процесс адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было проведено тестирование среди вновь зачисленных студентов-сирот. Результаты тестирование показали, что 87% студенты-сироты адаптировались хорошо и довольно быстро. На вопрос «Отличается ли ваша студенческая жизнь от той, что была в школе?» ответили, что жизнь стала более разнообразной, интересной и насыщенной. При этом 48% делают вывод, что в колледже им «стало легче», нежели было в школе. А 21% признались, что жизнь «стала труднее», у 31% «ничем не отличается». Совместная учебная деятельность и общение внутри группы являются важными факторами развития самосознания студентов, так как здесь студенты становятся субъектами межличностного взаимодействия. И поэтому отношение к предметам определяется у 36% опрошенных – интересом к данному предмету, у 16% — стилем преподавания, у 20% успехами или неудачами в освоении предмета и у 30% — отношением преподавателя к студенту.

4. Заключение

 Социальная адаптация является одной из важнейшей сторон процесса социализации. Но если социализация представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает активное освоение человеком или группой новой социальной среды в относительно короткий промежуток времени. Воспитанник становится полноценным членом общества, усваивающим социальные нормы и культурные ценности. Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу и в то же время – способность противостоять ему в тех жизненных коллизиях, которые препятствуют саморазвитию, самоопределению, самореализации.

Социальный педагог создает условия для адаптации детей к новым условиям жизни, его позитивной социализации и последующей социальной интеграции.Социальный педагог, осуществляет профессиональную деятельность в условиях колледжа, является источником социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе он является организатором работы по формированию социальной адаптированности воспитанников. Формирует у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «образ жизни, достойного Человека».Если удалось воспитать личность с осознанным отношением к себе, другим, обществу, Родине и т.д., личность с активной жизненной позицией, умеющую строить жизненную перспективу, конструктивно решать конфликты, умеющую взаимодействовать с окружающими, – то можно смело прогнозировать успешную социальную адаптацию такой личности. Ребенок, воспитывающийся в семье, оказывается в менее жесткой ситуации требований и контроля, имеет возможность соучаствовать в сложной разнообразной деятельности взрослых (ремонтировать с отцом телевизор, готовить с мамой обед), учиться выполнять не только отдельные операции, но и усваивает достаточно сложные программы планирования, организации и контроля своей деятельности. В семье усвоение сложных элементов деятельности, развитие внутреннего планирования действий происходит не в ситуации специального обучения, а естественного включения в контекст привлекательных для ребенка видов деятельности.

В заключение хотелось бы отметить, что необходима дальнейшая разработка проблем формирования родственных связей, возрождение семейных отношений; организация и проведение развивающих занятий со студентами-сиротами, подготовка социальных педагогов, кураторов, воспитателей и руководителей учреждений среднего профессионального образования к работе с социальными сиротами.

5. Литература

  1. ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
  2. Москвина В. Социализация детей-сирот, Воспитание школьников, 2009. – 82 с.
  3. Макаренко С. Скрытое социальное сиротство. Воспитание школьников, 2011. – 136с.
  4. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы. Под ред. Л.М. Шипицыной, Е.И. Казаковой, СПб 2008.

6. Приложение – тест.

  1. Нравиться ли Вам быть студентом?

а) нравиться

б) не нравиться

с) затрудняюсь ответить

  1. Совпали ли Ваши первые впечатления об учебной деятельности в колледже с тем, как вы ее представляли до поступления?

а) да, совпали полностью                                                                                     

б) нет, не совпали                                                                                                 

с) частично совпали

  1. Как бы Вы охарактеризовали учебную деятельность в колледже?

а) интересная, требует творчества                                                                 

б) не требует особого напряжения                                                                    

с) скучная, монотонная                                                                                        

г) тяжелая, но интересная

  1. Как отличается учеба в колледже от учебы в школе?

а) учеба в колледже труднее, чем в школе                                                        

б) ничем не отличается                                                                                       

в) учиться в школе было труднее

  1. Какие предметы являются для вас самыми сложными?

а) математика                                                                                                      

б) химия                                                                                                                  

в) физика                                                                                                                

г) история                                                                                                              

д) иностранный язык                                                                                            

е) физическая культура                                                                                        

ж) нет таких предметов

  1. Какие предметы вам нравятся больше всего?

а) химия                                                                                                                  

б) математика                                                                                                      

в) физика                                                                                                                            

г) история                                                                                                                          

д) иностранный язык                                                                                                        

е) экология                                                                                                                          

ж) физическая культура                                                                                                  

з) введение в специальность                                                                                            

и) нет таких предметов

  1. Ваше отношение к предмету в большей мере определяется?

а) вашим интересом к данному предмету                                                                     

б) вашим успехам или неудачам в его освоении                                                            

в) стилем преподавателя                                                                                                 

г) отношение преподавателя к Вам

  1. Оцените по пятибалльной шкале уровень сплоченности группы на данном этапе

1
2
3
4
5

  1. Если бы возникла возможность провести отдых вместе с одногруппниками, как бы Вы к этому отнеслись?

а) это бы меня устроило                                                                                     

б) не знаю                                                                                                                           

в) это бы меня совсем не устроило

  1. Появились ли у вас друзья в группе?

а) у меня были друзья из нашей группы до поступления в колледж                           

б) подружился за время учебы в колледже                                                                    

в) на данный момент не имею друзей в группе                                                              

г) думаю, что со временем у меня появятся друзья в группе

  1. Хотели бы Вы, чтобы Ваш коллектив был дружнее и что, по-вашему мнению, для этого нужно

а) да                                                                                                                                    

б) для этого нужно:                                                                                                         

больше проводить свободного времени вместе                                                            

быть общительными, добрыми                                                                                      

быть смелее, больше доверять друг другу                                                                     

проводить соревнования и праздники

 

Скачать материалы публикации:
>> Методическая разработка