Урок мужества «Дети войны»

 

Авторы: Усанова Лилия Анатольевна и Таганова Мария Сергеевна
Должность: Библиотекари
Тип: Методическая разработка внеклассного мероприятия
Тема: «Урок мужества «Дети войны»

Дата публикации: 12.02.2018

«Урок  мужества «Дети войны – последние свидетели »,
посвящённого 72 годовщине Победы 
в Великой Отечественной войне»

 Рецензия на методическую разработку по открытому внеклассному мероприятию: «Дети войны – последние свидетели », посвящённого  72 годовщине в Великой Отечественной войне,  выполненную Усановой Л.А., Тагановой М.С.

В соответствии с «Положением о конкурсе методических разработок» данная методическая разработка содержит титульный лист, пояснительную записку, план, введение, основную часть, заключение, иллюстративный материал,  список используемой литературы и приложение.

Составители данной методической разработки взяли на себя задачу познакомить студентов с жизнью детей войны в то страшное и тяжёлое время. Им удалось  показать  разные судьбы детей войны, как их всех объединила общая трагедия, невосполнимую потерю прекрасного мира детства. Как не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне.  Показать их патриотизм, силу духа, трудовые подвиги и отчаянную храбрость в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками; выразить благодарность людям, которые продолжают славные традиции и чтят память солдат-победителей.

Данная разработка способствует патриотическому воспитанию студентов, которое базируется на исторических фактах героизма советского народа в ВОВ; привитию любви и гордости к родному краю. Подрастающее поколение должно знать о подвиге советского народа в годы войны, о том, какие огромные потери понесла наша Родина на полях ожесточенных сражений и на оккупированных врагом территориях; о беспримерной стойкости партизан и подпольщиков,  о самоотверженном труде женщин, подростков и детей, которые в глубоком тылу, на протяжении  военных дней и ночей боролись и трудились во имя будущего, обеспечивая свой вклад в Победу.

Авторами используются инновационные технологии для проведения мероприятия: применение презентации, цифрового фотографирования и ноутбука для проектирования иллюстративного материала  на экран. Также данная разработка предполагает нестандартную форму проведения мероприятия (включает в себя кадры из документальных и художественных  фильмов), что способствует лучшему усвоению материала и вызывает интерес к данной теме.

Особую эмоциональность придавало выступление Мурина Алексея Васильевича, свидетеля тех событий. Мероприятие построено интересно, заполнено различной активной деятельностью выступающих. Ведущие вечера хорошо подготовлены и овладели приемами работы с аудиторией, умело применяли приемы работы в условиях публичных выступлений. Такая деятельность студентов создает благоприятные условия для развития личности, раскрытия ее творческих способностей. Разработка сценария прилагается в электронном виде.

Так же была оформлена информационно-книжная выставка «Война, Народ, Победа»,  посвящённая 72 годовщине Победы в  Великой Отечественной войне.

Методы, приемы и формы обучения, используемые на открытом внеклассном мероприятии являются эффективными инструментами развития студентов и  могут быть использованы на занятиях по литературе и истории  в учреждениях СПО, НПО и средних общеобразовательных школах.

Рецензент

Зам. директора

по воспитательной работе

ГБПОУ ПО «Псковский агротехнический колледж» _____________Веселкова А.Н.

 Аннотация

Методическая разработка внеклассного мероприятия Урок мужества «Дети войны – последние свидетели », посвященного  72 годовщине в Великой Отечественной войне.

Данная методическая разработка рекомендована и может быть использована педагогами дополнительного образования, преподавателями истории, литературы, классными руководителями, педагогами организаторами, работающими в школах, средних профессиональных учебных заведениях.

Разработка включает в себя сценарий, повествующий о горьком  сиротстве, разрушенных домах, вражеских лагерях, об угоне в германское рабство, бесправное голодное существование на оккупированных территориях – всё это стало уделом сотен тысяч детей.  Созданию особо эмоциональной атмосферы способствовало музыкальное сопровождение мероприятия, использование компьютерной презентации, кадры из фильма « Помни имя своё…»,  воспоминания  Мурина Алексея Васильевича о жизни и подвиге  детей на войне, как на их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

Содержание мероприятия представлено в основной части методической разработки.

Приложение включает в себя образец объявления о мероприятии, а также фотографии тематической выставки и непосредственно мероприятия.

К работе прилагается ее электронный вариант со звуковыми файлами, компьютерной презентацией.

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Основная часть

  • Организация мероприятия
  • Сценарий конкретной программы
  • Иллюстративный материал

3. Список используемой литературы

4. Приложение

Пояснительная записка

Война и дети… Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленные рядом. Потому что дети родятся для жизни, а не для смерти. А война эту жизнь отнимает…

Детство – самая счастливая пора в жизни каждого ребенка. Но так случилось, что многие дети не видели этой поры. У них не было детства. Они уже в свои 8-12 лет совершали подвиги наравне со взрослыми. Не детская это доля! Скитаться по лесам и поселкам, видеть врагов не в кино, а живыми, смотреть смерти  в лицо, брать в руки оружие и стрелять, мстить за родителей, братьев и сестер. Но так было! Война обрушилась на детей также, как на взрослых, — голодом, холодом, разлуками. Но и в эти годы дети  были первой заботой народа. Выживут они – выживет страна, её история, идеалы, будущее. Судьбы тех, кого война застала в младенчестве, и тех ребят военной поры, которые сами давно стали родителями, но по жизни которых, её черный след тянется и сейчас.

Всё меньше остаётся людей,  которые участвовали в кровопролитных боях  с фашизмом,  но в памяти новых и новых поколений  Великая Отечественная война останется как символ  великого подвига,  нравственной высоты,  достигнутой отцами и дедами, и оставленный  нам, потомкам.

Воспоминания о войне поистине сокровищница богатейшего опыта, выстраданного советскими людьми в труднейших условиях смертельной схватки с фашизмом. Они с потрясающей  правдой и простотой повествуют об истоках Великой Победы, о ратном и трудовом героизме советского народа.

Данное мероприятие способствует развитию у студентов интереса к  военной истории, а также воспитанию в них духа патриотизма и любви к Родине.

В процессе подготовки и проведения вечера студенты овладевали приёмами работы с аудиторией, развивали приемы умения работать  в условиях публичных выступлений.  В ходе подготовки студенты приобрели новые знания и обогатились творческим опытом. Такая деятельность создаёт благоприятные условия для развития личности, раскрытия ее творческих способностей и воспитывает в молодых людях патриотическое самосознание.

 Цели:

— вовлечение молодежи в процесс изучения и осознания героизма нашего народа в борьбе с фашизмом,

— утверждение гражданственности и патриотизма,

— формирование положительного образа защитника Отечества,

— формирование чувства сопричастности к событиям Великой Отечественной войны.

Задачи:

— развивать познавательный интерес к изучению исторического прошлого,

— передать уважение к немеркнущему подвигу, стойкости, мужеству и беззаветной любви к своему Отечеству советского народа в годы Великой Отечественной войны.

— эмоциональное стимулирование патриотических чувств студентов через приобщение к воинским традициям.

В подготовке, организации и проведении  вечера принимали участие студенты гр. 21-11, а также работники библиотеки. Оформление зала, музыкальное сопровождение, компьютерная презентация выполнены также работниками библиотеки.

  1. Основная часть

 1). Организация мероприятия

 Этапы организации мероприятия:

— определение целей и задач;

— планирование и создание условий для работы;

— распределение обязанностей;

— оперативное руководство;

— проведение мероприятия;

— подведение итогов и анализ.

Оборудование и материалы:

— литературно-иллюстративная выставка «Жизнь настоящего человека»;

— звуковая аппаратура;

— проектор;

— видеоматериалы;

— музыкальная фонограмма;

— компьютерная презентация.

 Подготовительная работа к вечеру:

— подготовить и оформить выставку «Война, Народ, Победа»;

— подобрать материал, стихи и музыкальное сопровождение мероприятия;

— подготовить художественное чтение стихотворений  о детях войны и Великой Отечественной войне;

— оформить красочное объявление о проведении вечера;

— пригласить на встречу студентов и преподавателей ПАТК;

— пригласить на Урок мужества бывшего преподавателя ПАТК  Мурина Алексея Васильевича.

Время проведения вечера рассчитано на 45мин.

Сценарий Урока мужества

Звучит музыка: Габриэль Идальго — «Церковный хор».

 1 чтец:

Пускай сегодня знают люди

Про тех, кто вырос в дни войны.

Мы никогда не позабудем,

Что были дважды рождены…

 1 ведущий:

Раннее утро 21июня 1941 года. Люди нашей страны тихо и мирно спят в своих постелях, и никто не знает, что их ожидает впереди. Какие муки им придется преодолеть и с чем придется смириться?

2 ведущий: 

Страшное событие в истории России — Великая Отечественная Война.

Война… она наложила свой отпечаток, изменила весь обычный уклад жизни не только взрослых, но и детей, заставших эти жестокие времена.  Они впервые осознали себя в военное время, впервые столкнулись с тяжелыми лишениями и трагическими потерями. Война для них стала привычным фоном жизни. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год и в последующие годы войны, украли детство.

2 чтец:

Дети войны–
И веет холодом,
Дети войны–
И пахнет голодом…

Дети войны–
И дыбом волосы–
На челках детских–
Седые полосы!

Земля омыта
Слезами детскими,
Детьми советскими
И не советскими!

Какая разница,
Где был под немцами:
В Дахау, Лидице
Или в Освенциме?

Их кровь алеет
На плацах маками,
Трава поникла–
Где дети плакали!

Дети войны–
И боль отчаянна!
О, сколько надо им
Минут молчания!

Л.М.Голодяевской, «Дети войны»

Звучит пеня в испонении Анастасии Мининой и Татьяны Савиной — «А закаты алые…».

1 ведущий:

Дети войны. Война лишила их счастливого детства и умения радоваться. Они пережили всё: голод и холод, смерть близких, непосильный труд, разруху, дети не знали что такое душистое мыло, сахар, удобная  одежда, обувь. Дети страдали от невозможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбёжек и страшной тишины сиротства. Они не знали родительской ласки, рано повзрослели…   Их воспитала война.

 2 ведущий: 

Они много пережили в суровые годы войны. Видели опаленные города, стертые с лица земли селения, разрушенные дома, вражеские лагеря,  виселицы, рвы, наполненные трупами, грудных младенцев, раздавленных немецкими танками, расстрелянных женщин, стариков, детей. Повсюду гитлеровские палачи оставляли за собой кровавые следы.

Угон в германское рабство, бесправное голодное существование на оккупированных территориях – вот что стало уделом сотен тысяч детей.

Все они уже давно старики и учат молодое поколение дорожить всем, что у них есть.

 1 ведущий:

Детство-это самый лучшей период в жизни, от которого остаются самые лучшие и яркие воспоминания. А какие воспоминания у детей, которые пережили эти четыре страшных, жестоких и суровых года?

Война отучила этих детей плакать. Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством в обычном мирном смысле этого слова.

2ведущий:

Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Что помнит он? Что может рассказать? Должен рассказать! Потому что и сейчас где-то рвутся снаряды, свистят пули, рассыпаются на крошки, на пыль дома и горят детски кроватки. Можно спросить: что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, видеть, запомнить дети?

1 ведущий:

Многое! Что помнят о матери? Об отце? Только смерть их. Вслушайтесь в воспоминания детей войны.

Звучит музыка: Габриэль Идальго — «Вальс».

Выходит группа чтецов (Они рассказывают по очереди): 

  1. «Осталась одна пуговица от маминой кофты. А в печи две булки теплого хлеба…»
  2. «Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: «Сына уведите! Сына уведите, чтобы не смотрел…»
  3. «Мама не сразу умерла. Она долго лежала на траве, открыла глаза:

— Ира, мне надо тебе рассказать…

— Мама, я не хочу…»

Мне казалось, что если она скажет то, что хочет, она умрет».

  1. «Не прячьте мою маму в ямку, она проснется, и мы пойдем домой».
  2. «Когда наш эшелон разбомбили второй раз, мы попали в руки немцев. Фашисты выстраивали детей отдельно, взрослых отдельно. От ужаса никто не плакал, смотрели на все стеклянными глазами. Мы четко усвоили урок: заплачешь – расстреляют. Все понимали без переводчика – плакать нельзя».
  3. «У меня не росли ногти, волосы, вся голова была в гнойниках. Ведь рядом с концлагерем был госпиталь для военных, и для них у нас брали кровь. Только в Саласпилсе у детей было выкачано 3,5 л крови».
  4. «После войны, когда меня угощали конфетами, я их не ела. Ведь там, в лагере, нам давали отравленные конфеты, испытывали лекарства».
  5. «Танкисты, освобождавшие лагерь, увидев нас, тощих, измученных, покрытых язвами, брали на руки, угощали всем самым вкусным. А среди них бегал военврач, стрелял в воздух и кричал: «Перестаньте кормить детей, иначе они умрут».

1 ведущий:

Дети военной поры могут еще рассказать, как умирали от голода и страха. Как тосковали, когда наступало первое сентября сорок первого года, и не надо было идти в школу. Как в десять-двенадцать лет, только встав на ящик, дотягивались до станков, и работали по двенадцать часов в сутки. Как получали на погибших отцов похоронки. Как усыновляли их чужие люди. Как даже сейчас ранит их вопрос о маме. Как, увидев после войны первый батон, не знали, можно ли его есть, потому, что за четыре года забыли, что такое белый хлеб.

2 ведущий:

Во время Великой Отечественной войны дети стали заложниками страшных событий, на их плечи лёг непосильный труд, дети не только выживали сами, но и растили своих братьев и сестёр, помогали своим семьям, своему колхозу, помогали своей стране выжить. Работали дети наравне со взрослыми от зари до зари.

За годы войны много детей пришло на заводы, трудились  на оборонных предприятиях: делали взрыватели к минам, запалы к ручным гранатам, дымовые шашки, цветные сигнальные ракеты, собирали противогазы. На заводы принимали рабочих с 11 лет.

1 ведущий:

«На кирпичный завод, ребята. Кирпичи делать» — улыбаясь, говорили им взрослые. А они молчали и всему верили, потому что было им максимум по шестнадцать, и ещё потому, что была война. Они были ещё детьми. Но вместо «кирпичей» делали моторы к боевым самолётам. Все эти детишки делали по полторы – две нормы. Как им это удавалось, они и теперь не знают. Из воспоминаний: «Всегда хотелось есть. Очень хотелось спать. Проверяю детали, а сон снится прямо на рабочем месте».

2 ведущий:
В школьных пошивочных мастерских шили для армии белье, гимнастерки.
Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, шарфы, шили кисеты для табака.
Ребята помогали раненым в госпиталях, писали под их диктовку письма родным, чтобы поддержать их боевой дух. Писали на фронт. Согревало солдата в холодной землянке это письмо, и уходил он в бой, зная, что кто-то любит его и ждет.

Ставили для раненых спектакли, устраивали концерты, вызывая улыбку у измученных войной взрослых.

1 ведущий:

Стать взрослым им пришлось очень рано. Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной шли в военкоматы, прибавляли себе год-два и уходили защищать  Родину.

В основном   воевали дети, лишившиеся своих родителей, в большинстве случаев убитых или угнанных немцами в Германию. Дети, оставшиеся в разрушенных городах и сёлах.

Многие не жалели своей жизни, ради победы, в  которую свято верили. Дети в тылу врага  всеми силами помогали партизанам. Они старались ни в чем не уступать взрослым, часто рискуя жизнью.
Ребята собирали оставшиеся от боёв винтовки, патроны, гранаты, а затем передавали всё это партизанам.

 2 ведущий:

Многие школьники,  вели разведку, были связными в партизанских отрядах. Спасали раненных  красноармейцев, помогали устраивать подпольщикам побеги наших военнопленных из немецких   концлагерей. Поджигали немецкие склады с продовольствием, техникой, обмундированием, фуражом, взрывали железнодорожные вагоны.

Во время наступления солдаты находили ребят в разорённых  фашистами  деревнях и уговаривали командиров оставить смышленого пацанёнка в воинской части, чтобы ребёнок, о котором некому заботиться, не погиб с голоду или от случайной пули. Так школьники 10-16 лет становились настоящими солдатами, их называли «сын полка».  На флоте те же самые дети именовались юнгами.

Звучит музыка: Роберт Шуман — «Грёзы».

3 чтец:
А мы не стали памяти перечить
И, вспомнив дни далекие, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная, не детская беда.

Была зима и жесткой и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе – детство и война.

И нас большая Родина хранила,
И нам Отчизна матерью была.
Она детей от смерти заслонила,
Своих детей для жизни сберегла.

Года пройдут, но эти дни и ночи
Придут не раз во сне тебе и мне.
И, пусть мы были маленькими очень,
Мы тоже победили в той войне.

Роберт Рождественский

1 ведущий:

Вместе со взрослыми угоняли детей в германские  лагеря, в которых находилась работа и для них. Например, выносить человеческий пепел из крематория и зашивать его в мешки,  чтобы потом этим прахом удобрять землю. Так же  дети были донорами крови для немецких солдат.

А как цинично их «сортировали» на пригодных и непригодных к работе.

Вышел ростом, дотягиваешься до нарисованной на стене   барака линии — будешь служить «великой Германии»,  ниже необходимой отметки – отправляйся в печь.

И отчаянно тянулись вверх  ребята, становились на носочки, казалось, обманут, останутся в живых, но беспощадной машине рейха малыши не нужны, она пустит их в топку, чтобы наращивать и наращивать обороты.

2 ведущий:

Вот так  угасали  маленькие жизни. Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости.

У всех малолетних узников концлагерей одинаковые трагические воспоминания: голод, холод, страх, боль, колючая проволока, люди в белых халатах со шприцами, расстрелы, кровь.

Звучит песня в исполнении Милы Нитич  –  «Дети войны»

Кадр из фильма «Помни имя своё…»

 1 ведущий:

 Мир содрогнулся, узнав о газовых камерах Майданека, о печах Освенцима и других “фабриках смерти” в Польше, Эльзасе, Латвии, Голландии, о сотнях тысяч замученных, задушенных газом, сожженных, расстрелянных невинных мирных людей.

В концлагерях, гетто, других местах принудительного содержания погибло более 13 миллионов советских людей, из них 1 миллион 200 тысяч детей. Всего же жертвами фашистской неволи было более 5 миллионов детей. Дожил до освобождения лишь 1 ребенок из десяти.

2 ведущий:

Свыше 20 млн. людей потеряла наша страна в той войне. Язык цифр скуп. Но вы все же вслушайтесь и представьте…  Если бы мы посвятили каждой жертве по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать более 38 лет.

4 чтец:

 Тринадцать миллионов детских жизней
Сгорело в адском пламени войны.
Их смех фонтанов радости не брызнет
На мирное цветение весны.

Мечты их не взлетят волшебной стаей
Над взрослыми серьезными людьми,
И в чём-то человечество отстанет,
И в чём-то обеднеет целый мир.

Тех, кто горшки из глины обжигают,
Хлеба растят и строят города,
Кто землю по-хозяйски обживают
Для жизни, счастья, мира и труда.

Без них Европа сразу постарела,
На много поколений недород
И грусть с надеждой, как в лесу горелом:
Когда ж подлесок новый станет в рост?

5 чтец:

Им скорбный монумент воздвигнут в Польше,
А в Ленинграде – каменный Цветок,
Чтоб в памяти людей остался дольше
Прошедших войн трагический итог.

Тринадцать миллионов детских жизней —
Кровавый след коричневой чумы.
Их мертвые глазёнки с укоризной
Глядят нам в душу из могильной тьмы,

Из пепла Бухенвальда и Хатыни,
Из бликов Пискаревского огня:
«Неужто память жгучая остынет?
Неужто люди мир не сохранят?»

Их губы запеклись в последнем крике,
В предсмертном зове милых мам своих…
О, матери стран малых и великих!
Услышьте их и помните о них!

                                       А. Молчанов

 1 ведущий:

Мы склоняем головы перед светлой памятью не вернувшихся с войны сыновей, дочерей, отцов, матерей, мужей, жен, братьев, сестер и друзей… Давайте почтим Память павших в Великой Отечественной Войне минутой молчания…

Метроном (далее на записи следует звук метронома – 30 секунд)

 2 ведущий:

Но помнят они и победу!

Звучит голос ребёнка в исполнении Нургалиева Алексея

 (Запись выполнена предварительно)

«Включили репродуктор. Все слушают, а мы, маленькие, слов не разобрали, но поняли, что радость идет оттуда, сверху, из черной тарелочки репродуктора. Кого поднимали на руках взрослые… Кто лез сам… Залезали друг на дружку, третий ли четвертый малыш доставал до черной тарелки и целовал ее. Потом менялись. Всем хотелось поцеловать слово «Победа».

1 ведущий:

Сегодня на нашем мероприятии присутствует очевидец тех суровых и трагических военных  лет  бывший преподаватель нашего колледжа Мурин Алексей Васильевич.

Слово предоставляется нашему гостю  Алексею Васильевичу Мурину!

2 ведущий:

Наше поколение никогда не знало голода, разрухи, ужасов концлагерей и жестокости войны… Но мы говорим об этом и будем говорить,  и помнить.

Мы будем говорить об этом, чтобы детство никогда больше не называлось страшным словом война!

Звучит песня в исполнении Маши Мироновой – «Я хочу, чтобы не было больше войны».

На этом наше мероприятие закончено. Благодарим всех за внимание.

 Заключение

03 мая  2017  года в лекционном зале Псковского агротехнического колледжа было проведено мероприятие:  Урок мужества, рассказывающее о  суровых днях войны, трагедии детей и истории спасения на фоне страшного военного времени. Эти люди выжили. И во многом стали для нас примером. Примером мужества, стойкости и силы духа.

На подготовительном этапе были сформированы творческие группы. Были выбраны ведущие вечера и  чтецы.

На Уроке мужества присутствовали студенты групп 11-11, 21-11, преподаватели Васильева О.В., Кузьмина И.В., Николаева И.В., зам. директора по воспитательной работе Веселкова А.Н., работники библиотеки, воспитатель Андреев Г.А.

Мероприятие  было открыто музыкальной композицией Габриэля Идальго — «Церковный хор». Затем ведущие рассказали зрителям о чудовищных испытаниях, выпавших на долю детей войны, о пребывании в фашистских лагерях, расстрелах, голоде, холоде и разрухе в те страшные годы. О том, как мальчишки и девчонки уходили на фронт, в партизанские отряды, становились сыновьями полков.

Но несмотря на годы оккупации, непосильный труд, голод и холод  живы те, кто тогда был ребенком.

Ведущие попытались   показать  войну глазами детей – последних свидетелей той страшной войны. Было предоставлено слово гостю Мурину А.В.

Алексей Васильевич начал свой рассказ о войне: «Когда началась война, я был совсем маленьким. Мне было три года. И я не понимал, что это такое. Моя мама была дома и пекла хлеб. Я радостно влетел в дом и закричал «Началась война!». Мама заплакала…»

Воспоминания Алексея Васильевича Мурина о суровых днях войны  никого не оставили  равнодушным.

Действие сопровождалось компьютерной презентацией, которая так же прошла под названием «Дети войны». Были  продемонстрированы  кадры из художественного фильма «Помни имя своё…». Музыкальное сопровождение состояло из песен:

  • Габриэль Идальго — «Церковный хор»
  • Роберт Шуман — «Грёзы»
  • Габриэль Идальго — «Вальс»
  • Милы Нитич — «Дети войны»
  • Маша Миронова — «Я хочу, чтобы не было больше войны».

Основное содержание мероприятия представлено в сценарии, но сценарий можно варьировать в зависимости от имеющихся у организаторов ресурсов.

По окончании мероприятия студенты попросили Мурина А.В. сделать фотографию на память.

Был проведен анализ Урока мужества с целью его объективной оценки.

 

Скачать материалы публикации:
>> Методическая разработка с приложениями

>> Презентация