Автор: Сивцев Геннадий Михайлович Дата публикации: 12.02.2018 |
ПЛАН
внеурочного мероприятия на тему «Как распознать зависимость»
Цели:
— формирование компетентности относительно любого рода зависимости. Задачи:
- Убедить студентов в важности знаний, как зависимость может негативно влиять на здоровье человека и избавить молодежь от негативных стереотипов поведения и наркомании.
- Создать условия для развития знаний, умений по здоровому образу жизни.
- Организовать деятельность, способствующую осмыслению понятия «зависимость»;
- Развивать умение отказаться от зависимого поведения;
- Развивать у студентов навыков совместной деятельности, коммуникативных умений.
Социально – педагогическая значимость: формирования здорового образа жизни у студентов — это последовательная целенаправленная система способов действий по формированию здорового образа жизни на основе взаимодействия субъектов педагогического процесса, направленная на студентов к ведению здорового образа жизни.
Форма проведения: Рассказ, беседа, диспут.
Оснащение: ТСО (проектор, экран, ПК), раздаточный материал.
Ход классного часа.
- Организационный момент: 1 мин.
- Приветствие студентов и гостей
- Объявление темы.
- Изложение материала – 42 мин.
- Объяснение хода мероприятия, цели и задач;
- Выступление куратора.
- Ознакомление
- Просмотр видеоролика
- Презентация
- Тестирование студентов.
- Игра «Это-Я»
- Беседа со студентами.(Рефлексия)
- Подведение итогов – 2 мин.
Сценарий классного часа.
- Организационный момент – 1 мин.
Здравствуйте дорогие студенты, коллеги, гости нашего сегодняшнего мероприятия. Тема классного часа «Как распознать зависимость».
Целью нашего классного часа является следующие: Формирование компетентности относительно любого рода зависимости. Из цели у нас вытекают задачи, где мы должны убедиться в важности знаний, как зависимость может негативно влиять на здоровье человека и избавить молодежь от негативных стереотипов поведения и наркомании. Также искать и создать условия для развития знаний, умений по здоровому образу жизни и развивать умение отказаться от зависимого поведения.
Разминка: Упражнение «Доброе пожелание».
Цель: формирование навыков общения.
Время: 5 мин.
Упражнение предназначено для создания в группе доброй, благожелательной атмосферы. Необходимо, чтобы в пожелании было ровно семь слов (предлоги, союзы, частицы учитываются), а также, чтобы не было повторений с предыдущими пожеланиями. Примеры: «Я тебе желаю, Миша, быть веселым, активным!», «Маша! Желаю того, что сама себе желаешь!»
Выступление: посмотрите, пожалуйста, следующий видеоролик (Приложение видеоролик ), подумайте и скажите, о чем пойдет речь сегодня на занятии (обсуждение). Обобщив услышанное, предложу назвать занятие «Как распознать зависимость?» и каждый из вас постарается найти ответ на поставленный вопрос.
Для начала давайте определимся, чем зависимость отличается от привычки? (Приложение 2, слайд 1). Зависимость в какой-то мере сходна с привычкой, которая выражается в привязанности человека к хорошо знакомым предметам окружения; человек может привыкнуть к любимому креслу, к джинсам, к теннисной ракетке и т.п. Однако зависимость, в отличие от привычки, представляет собой гипертрофированную и практически необратимую привязанность. О формировании зависимости можно говорить тогда, когда какой-то объект становится для человека единственным или основным источником положительной эмоции и/или способом предотвращения отрицательной эмоции.
Преподаватель: каким зависимостям подвержен человек? (Обсуждение, на доске фиксируется, например, алкогольная, никотиновая, наркотическая, компьютерная зависимость и т.д.). Как вы думаете какой зависимости в большей степени подвержены молодежь? (Обсуждение).
Сегодня поговорим о никотиновой и наркотической зависимости. К сожалению, прочно закрепилась среди молодежи. Вы прекрасно понимаете, что курение, в отличии от сна, пищи, не является обязательным.
Одним из излюбленных способов устранения соперника в Средние века был следующий. Жертве ежедневно незаметно в еду добавляли яд. Постепенно количество токсического вещества накапливалось, и бедняга погибал при «невыясненных» обстоятельствах. Но, ведь то же самое делает курильщик и наркоман, только, тут он одновременно в двух ролях — роли «убийцы» и роли «жертвы». Как вы это понимаете? (Обсуждение).
Курение «надевает маску» пользы и встраивается в самые различные ситуации повседневной жизни. Это всегда «действие по случаю» и никогда не обязательное. Обязательным оно становится, когда приобретает свойства автоматизма. У человека, который решил бросить курить, появляется страх:
Почему молодежь становится «зависимой»? (Обсуждение. Приложение 2, слайд 2-7).
Куратор: предлагаю вам, если вы курите, самостоятельно оценить степень своей никотиновой зависимости (тест Фагерстрома) (Приложение 1)
Игра «Это — Я»
Цель: помочь участникам оценить свои личностные качества, которые смогут защитить их от знакомства с никотином, наркотиками или наоборот, спровоцировать это знакомство.
Время: 10 мин.
Карточки (Приложение 2) раскладываются на столе или на полу так, чтобы они образовывали букву «Я». Текст оказывается на нижней стороне карточек. Каждый игрок по очереди бросает кубик и в зависимости от того, какой гранью он упадет, делает определенное число ходов по букве «Я». Ту карточку, на которой останавливается кубик, участник поднимает и отвечает на вопрос, написанный на обратной стороне. Варианты вопросов:
- Чего ты боишься?
- Как бы ты хотел проводить свое свободное время?
- Как ты справляешься со стрессом?
- Когда ты впервые попробовал сигарету? Знают ли твои родители об этом?
- Ты уже бывал на какой-нибудь модной вечеринке, где принято употреблять курительные смеси?
- Кто-нибудь предлагал тебе курительные смеси?
- Ты обсуждаешь с родителями свои проблемы?
- В каких ситуациях и по какому поводу ты употребляешь табак?
- Что ты делаешь, когда у тебя на душе отвратительно?
- Считаешь ли ты, что можешь заразиться СПИДом?
- Как ты проводишь свободное время?
- Какие причины могут заставить тебя выкурить сигарету?
- Что ты делаешь, когда ты в ярости?
- Станешь ли ты говорить о своих личных проблемах со своим учителем?
После того как все желающие «прошли» по букве «Я» и рассказали о себе, предложите участникам проанализировать услышанное.
Ребята сами определят, какие черты и личностные особенности смогут защитить их от никотинового соблазна, а какие — усиливают риск никотинового заражения. Главная задача — убедить ребят задуматься о своих сильных и слабых сторонах. Студентам розданы рекомендации по уменьшению симптомов, возникающих при отказе от курения (Приложение 3).
Рефлексия
Далее предлагается студентам разбиться на две группы (в группе 4-5 человек). Каждой группе раздаются: лист ватмана и фломастеры. Ребятам предлагается нарисовать антиалкогольный, антитабачный, антинаркотический плакат. Один человек рисует один элемент плаката. Затем ребята выбирают одного человека, кто бы смог представить нарисованный группой плакат на обозрение всему коллективу. После этого проводится голосование и выбирается лучший плакат.
Заключение (Приложение 2, слайд 8): я надеюсь, что сегодня на занятии вы нашли ответ на вопрос: Как распознать зависимость? Много тысячелетий назад человек легкомысленно позволил одурманивающим веществам войти в свою жизнь. Однако практически сразу люди осознали всю опасность такого знакомства, пытаясь за счет традиций и правил ограничить влияния дурмана. Но, увы, пока эти вещества уже на протяжении длительного времени являются спутниками человека. Но стоит ли вам брать их в дорогу? Может быть остановить их наступление удастся людям, живущим в 21 веке?
Приложение №1
Диагностика никотиновой зависимости
тест Фагерстрома
Инструкция. Ответьте на вопросы теста, выбрав тот вариант ответа, который является наиболее подходящим для вас. Постарайтесь отвечать максимально откровенно.
Вопрос | Варианты ответов | Баллы |
Когда Вы тянетесь за сигаретой после пробуждения? | На протяжении 5 минут | 3 |
От 6 до 30 минут | 2 | |
От 31 до 60 минут | 1 | |
Более чем через 60 минут | 0 | |
Тяжело ли ам воздержаться от курения в тех местах, где оно запрещено? | Да | 1 |
Нет | 0 | |
От какой сигареты Вам было бы тяжелее всего воздержаться? | От утренней | 1 |
От последующей | 0 | |
Сколько сигарет в день Вы выкуриваете? | 10 или менее | 0 |
От 11 до 20 | 1 | |
От 21 до 30 | 2 | |
Более 30 | 3 | |
Когда Вы больше курите — утром или на протяжении дня? | Утром | 1 |
На протяжении дня | 0 | |
Курите ли Вы во время болезни, когда Вы должны придерживаться постельного режима? | Да | 1 |
Нет | 0 | |
Сумма баллов |
Приложение№2
Чего ты боишься?
|
Ты уже бывал на какой-нибудь модной вечеринке, где принято употреблять курительные смеси?
|
Когда ты впервые попробовал сигарету? Знают ли твои родители об этом?
|
Кто-нибудь предлагал тебе курительные смеси?
|
Что ты делаешь, когда ты в ярости?
|
Какие причины могут заставить тебя выкурить сигарету?
|
Станешь ли ты говорить о своих личных проблемах со своим преподавателем?
|
В каких ситуациях и по какому поводу ты употребляешь сигареты?
|
Ты обсуждаешь с родителями свои проблемы?
|
Как ты справляешься со стрессом?
|
Как бы ты хотел проводить свое свободное время?
|
Считаешь ли ты, что можешь заразиться СПИДом?
|
Что ты делаешь, когда у тебя на душе отвратительно?
|
Как ты проводишь свободное время?
|
|
Скачать материалы публикации:
>> Сценарий