Автор: Давыдова Ольга Владимировна Дата публикации: 12.02.2018 |
Проблема формирования представлений у старших дошкольников в психолого-педагогических исследованиях
Представление – это наглядный чувственный образ предметов и ситуаций действительности, данный сознанию, и, в отличие от восприятия, сопровождающийся чувством отсутствия того, что представляется.
С точки зрения философии представления рассматривались в двух направлениях. В первом направлении представление — это яркое выражение специфического внутреннего мира сознания. Во втором направлении представления анализировались с точки зрения их роли в получении знания о мире.
Философы-рационалисты (Р.Декарт, Б.Спиноза, Гегель, неокантианцы и др.) подчеркивали принципиальное отличие представлений от понятия, приводя примеры таких понятий, которые нельзя представить ни в общем, ни в конкретном виде: мнимые числа и бесконечность в математике, понятия истины, блага, красоты.
Особенное значение термин «представление» имеет в философии и психологии Гербарта, который в представлении видит основной факт психической жизни. «Представления, — говорит Гербарт, — становятся силами, сопротивляясь друг другу. Это происходит тогда, когда сходятся вместе несколько противоположных представлений».
Психологи рассматривают представление как процесс и результат мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека.
Понятие «представление» имеет два значения. Одно из них обозначает образ предмета или явления, которые ранее воспринимались анализаторами, но в данный момент не воздействуют на органы чувств. Второе значение данного термина описывает сам процесс воспроизводства.
В Российской педагогической энциклопедии дается следующее определение представления: чувственный образ предметов и явлений действительности, ранее воздействовавших на органы чувств.
Советский и российский социолог А.И. Кравченко понимает представление как воспроизведение тех или иных предметов или явлений в условиях отсутствия их непосредственного чувственного восприятия.
Он считает, что главное в представлении — это отсутствие непосредственной связи с отражаемым предметом. Налицо их дистанцированность от текущей ситуации, обобщенность, усредненность образа.
Существует множество классификаций представлений. Основаниями для них являются степень обобщенности, происхождение, виды ведущего анализатора и др.
В соответствии с разделением представлений по модальности ведущего анализатора выделяют следующие виды представлений:
- зрительные (образ человека, места, пейзажа);
- слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии);
- обонятельные (представление какого-то характерного запаха);
- вкусовые (представления о вкусе пищи — сладком, горьком и пр.)
- тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твердости предмета);
- температурные (представление о холоде и тепле).
Также представления можно классифицировать по степени обобщенности. В этом случае выделяют единичные, общие и схематизированные представления.
Еще одна классификация представлений — по происхождению. В рамках данной типологии их делят на представления, возникшие на основе ощущений, восприятия, мышления и воображения.
Также основанием для классификации представлений является степень проявления волевых усилий. В этом случае они делятся на непроизвольные и произвольные.
Таким образом, представление – это качественно-своеобразный, чувственно-наглядный, обобщенный образ объективного мира.
У детей дошкольного возраста в процессе усвоения различных форм общественного опыта возникает и развивается определенная система как конкретных, так и обобщенных представлений о вещах. Ребенок использует эти представления при восприятии новых предметов. Образы последних сопоставляются им с имеющимися у него представлениями, включаются в их систему. Происходит отнесение воспринимаемых предметов и явлений к тем или иным категориям, доступным детям дошкольного возраста.
Умение представлять предметы в том виде, как они воспринимались, считается исходным в наглядно-образном мышлении. Ведь прежде чем оперировать образом, его нужно иметь.
Н.Н. Поддьяковым было выделено два взаимосвязанных пути формирования представлений:
- формирование представлений в процессе непосредственного восприятия предметов, но без их практического преобразования;
- формирование представлений в практической преобразующей деятельности самих детей, в процессе которого возникает образ воспринимаемого объекта и осуществляются различного рода преобразования этого объекта.
Развитие таких видов детской деятельности как конструирование, изобразительная деятельность, а также усложнение учебных задач на занятиях создает необходимость формирования у детей в достаточной мере точных, устойчивых и произвольно актуализируемых представлений. Такие представления являются важной основой, которая в значительной мере определяет успешность формирования и развития наглядно-образного мышления детей, которое характеризуется тем, что познание детьми различных свойств и связей вещей происходит в процессе оперирования образами этих вещей. Но прежде чем оперировать образом, необходимо уметь его актуализировать.
Таким образом, для развития наглядно-образного мышления детей необходимо умение произвольно актуализировать свои представления.
Эти умения наиболее полно разработаны в совместном исследовании Н.Н. Поддьякова и Н. П. Сакулиной о сенсорном воспитании дошкольников.
В этом исследовании процесс формирования и актуализации детских представлений изучался в связи с организацией продуктивной деятельности детей — изобразительной деятельности и конструирования. Результаты этой работы имеют существенное значение не только для построения продуктивной детской деятельности. Они позволяют раскрыть принципы формирования у детей достаточно полных, устойчивых и произвольно управляемых представлений.
Для успешного осуществления той или иной продуктивной деятельности ребенок должен иметь четкое представление об основных свойствах того предмета, который он намерен воспроизводить. Такое представление формируется у ребенка в процессе восприятия этого предмета перед началом продуктивной деятельности. Но именно предварительное ознакомление с предметом и является одним из самых слабых мест у большинства дошкольников. Обычно ребенок, мельком взглянув на предмет, сразу же начинает его конструировать или рисовать. Процесс восприятия предмета в этом случае остается очень поверхностным и фрагментарным. Поэтому одно из важнейших сенсорных умений – умение правильно и полно воспринимать предметы перед началом той или иной продуктивной деятельности.
Таким образом, мы познакомились с категорией «представление» с точки зрения философии, психологии и педагогики: под представлением в его общем виде понимается психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. Также мы рассмотрели виды представлений, пути и особенности формирования представлений у детей.
Скачать материалы публикации:
>> Статья