Автор: Мишина Милана Ринатовна Дата публикации: 12.02.2018 |
«Творческая деятельность воспитанников и поддержка молодых талантов»
«Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей; невозможно утверждение самоуважения, чуткого отношения личности к моральному влиянию коллектива». В.А. Сухомлинский
«Содействует развитию личности, талантов и способностей, формированию общей культуры обучающихся, расширению социальной сферы в их воспитании», — этим пунктом начинаются мои обязанности педагога-организатора в должностной инструкции. Строгая, официальная фраза. И очень жаль, что она может таковой и остаться, если мы, педагоги, не сможем или не захотим вложить в нее свою душу, свое собственное творческое начало.
Мы привыкли, говоря о талантах и одаренности ограничиваться рамками культуры, искусства, спорта. Вот и в средствах массовой информации мы видим множество конкурсов по данным направлениям. А разве менее почетно быть творческим, одаренным в рабочей профессии? Это ведь тоже не каждому дано. Но, к сожалению, престиж рабочих, технических профессий и специальностей не высок, отсюда и стремление к творчеству в своей профессии желает лучшего. Поэтому считаю своей задачей, если угодно, миссией, поднять имидж профессий и специальностей, в первую очередь по направлениям подготовки колледжа. Сделать это можно, в первую очередь, через формирование творческого отношения к своей профессии и, вообще, через развитие творческого начала, лидерских качеств в наших студентах.
В эпиграфе к эссе я бы выделила словосочетание «утверждение самоуважения». Только человек с активным творческим началом считает свою профессию престижной, важной и уважает себя в ней.
Что же можем сделать мы, педагоги, чтобы это начало развить?
Как известно из философии, причина любого движения, развития — противоречия. Особенность нашей категории студентов состоит в том, что большинство из них стремиться к самовыражению любым доступным способом.
Это стремление к самовыражению очень часто сталкивается с непониманием, неприятием родителей, педагогов. Направить деятельность по пути созидания, творчества – очень сложная задача. Нельзя для решения этой задачи опираться только на чувственное восприятие; важную роль здесь играет диагностика.
Считаем необходимым при проведении диагностики выявить: предпочтительные виды деятельности, уровень самооценки, способностей, творческого потенциала. Только сопоставив данные диагностики, наблюдений, опроса педагогов, родителей, можно дать конкретные рекомендации по индивидуальной работе со студентами вообще и по развитию их творческого потенциала в частности.
Очень важно на следующем этапе работы спланировать работу и организовать деятельность, направленную на раскрытие внутреннего потенциала. Одним из ведущих направлений нашей работы является, конечно же, техническое творчество. В колледже работают пять кружков технического творчества, охватывая все направления подготовки. Экспонаты, которые разрабатывают и изготавливают студенты, ежегодно демонстрируются на выставках технического творчества, используются в учебном процессе. В историко-техническом музее колледжа есть специальный раздел «Творчество в твоей профессии». Кстати, тема одного из первых классных часов в нашем колледже так и звучит: «Творчество в твоей профессии». Участие в конкурсах профессионального мастерства, чемпионатах рабочих профессий «World skills Russia» так же способствует развитию творческого потенциала наших ребят
Конечно же, наши ребята живут не только своей будущей профессией. Многие из них интересуются спортом, различным направлениями того, что мы называем художественной самодеятельностью. Наше первое в учебном году крупное мероприятие «День первокурсника» показывает, что среди студентов очень много талантливых певцов, танцоров, «актеров». Кстати, среди много тех, кто не только ни разу не выступал в школе, но и к доске-то выходил считанное количество раз. Конечно же, мы не думаем, что они станут профессиональными певцами, танцорами и т.д., но то, что они преодолели себя, свою замкнутость, отстраненность — это главное.
Ну, а их творческие способности в полной мере раскрываются в конкурсах «Агитбригад», фестивале творчества «Студенческая осень», «Студенческая весна», «Планета молодых», «КВН», где команда колледжа ежегодно в числе победителей или призеров.
Если посмотреть, как эти ребята дальше начинают общаться между собой, с педагогами, взрослыми, как они ведут себя, то можно с уверенностью сказать: через развитие творческого начала мы формируем человека, гражданина, к тому же, умение общаться – это тоже искусство, а значит и творчество.
Развитию качеств гражданина, патриота способствует и работа военно-патриотического клуба «Победа», который работает в колледже и проведение спортивно-туристко-экстремального проекта «Последний герой» и «Победа».
Конечно, можно поставить под сомнение соотношение между творчеством и военно-патриотическим воспитанием, но как важно, чтобы творческий человек был ещё и Гражданином с большой буквы, имел качества лидера. Формирование гражданина способствует и регулярно проводимые акции «Ветеран», «Забота», «Милосердие».
Не случайно колледж неоднократно отмечался как лучший в организации гражданско-патриотического воспитания и мероприятий здорового образа жизни.
Участие в интеллектуальных играх «Гражданиада», «Что? Где? Когда?», а также участие в конференциях различного уровня, так же способствуют формированию и развитию творческого потенциала наших студентов.
Безусловно, большое внимание и к спорту, потому что для наших ребят эта деятельность одна из ведущих.
На первый взгляд может показаться, что наша работа по развитию творческого начала обезличивается массовым характером мероприятий. На самом деле это не так. Конечно же, выделяем «звездочек» и работаем с ними индивидуально. Как один из результатов работы – это два победителя, один призер и один финалист в областном конкурсе «Молодая смена» за последние пять лет.
Трудно описать всю деятельность педагога – организатора по развитию творческого потенциала студентов: она и многогранна, и каждый день в нее привноситься что-то новое. Ведь меняются наши дети, меняется мир, в котором мы живем. Очень важно, в этих обстоятельствах, чтобы сам педагог-организатор был человеком творческим, чутко и быстро реагировал на все изменения, работал с желанием.
Всего этого я желаю своим коллегам.
Скачать материалы публикации:
>> Статья