Методическая разработка «Счастливая семья»

 

Автор: Авдоничева Елена Николаевна
Должность: Педагог-психолог
Тип: Методическая разработка тренинга
Тема: «Счастливая семья»

Дата публикации: 12.02.2018

Пояснительная записка

У всех людей один большой общий дом – наша Земля, ещё один большой общий дом – наша Родина, страна, процветание которой зависит от каждого из нас. А есть ещё малый дом – семья, в которой должны максимально удовлетворяться разнообразные духовные и материальные потребности личности, осуществляться всестороннее и гармоническое её развитие. Учёные считают, что семья возникла примерно три тысячи лет назад. Главное в семье – не выгода, не совместная деятельность, а любовь. Сохраняя любовь и передавая это чувство другим поколениям, члены семьи создают в ней атмосферу счастья, уверенности, защищённости. Настоящие семейные ценности – это хорошие отношения между всеми её членами и постоянная поддержка близких людей.

На современном этапе  развития семейные ценности больше не укрепляются и не воспроизводятся современной цивилизацией с ее акцентом на отдельную личность, на стремление якобы “освободить” личность от любых связей, которые “ограничивают” ее самореализацию, в том числе и от связей семейных. Современное общество размывает семейные ценности, подвергает их коррозии, ставя, в конечном счете, под угрозу свое собственное существование. И именно это фундаментальное противоречие индустриального общества, которое, с одной стороны, не может существовать без семьи, без воспроизводства населения, а с другой – не имеет имманентных механизмов реализации этой экзистенциальной потребности, определяет необходимость проведения семейной и демографической политики направленной на повышение значимости семьи для молодёжи.

Данный тренинг позволяет решить некоторые  задачи подготовки  подростков к будущей семейной жизни с помощью интерактивных форм работы.

 

Цель:

  1. Создать представление о важной роли семьи в нашем обществе.
  2. Создать условия для расстановки жизненных приоритетов, сохранения семейных ценностей и традиций.

Задачи:

— дать определение  понятию «семья»;

— знакомство с функциями семьи;

-развитие понимания особенностей функциональной и дисфункциональной семьи;

— формирование осознанности в выборе спутника жизни;

— развитие навыков партнёрского взаимодействия.

Количество 12-16 человек. Время 65 минут.

Необходимый материал: бумага А4, карандаши или ручки, старые газеты.

 

Ход тренинга

  1. Приветствие, знакомство. Введение в тему.

Время 5 мин.

Здравствуйте дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на тренинге «Счастливая семья».

Славянское слово «семья» родилось во времена Древней Руси. Есть несколько толкований его происхождения. Связывают его и со словом «семя», от которого зарождается новая жизнь, и с понятием «я», повторенного семь раз: родители супруга, родители супруги – это четверо, сами супруги – ещё двое и ребёнок.

В произведении Юрия Куранова «Тепло родного очага» так раскрывается понятие «семья»:

«Семья – я. То есть я повторён в детях моих семь раз. Потому что считалось: семь человек детей должно быть в каждой семье. А почему? Потому что издавна цифра «семь» считается цифрой многозначительной и особо счастливой, потому как означает полноту земной жизни человека, успех во всех его добрых начинаниях».

 

Упражнение «Имя + прилагательное»

 Давайте сядем поудобнее, образуя  круг, чтобы всех было видно. Прежде чем вместе начать наше занятие – познакомимся. И в этом нам поможет волшебный клубочек. Передавайте его друг другу, представьтесь и скажите какое-нибудь хорошее ваше качество характера начинающееся на первую букву вашего имени (Люба  — любящая).

2.Принятие правил группы

Время 2 мин.

Прежде чем мы перейдем к упражнению необходимо принять правила

Этот круг, в котором мы сидим, является пространством нашей группы. В этом пространстве нет ничего и никого кроме нас самих, кроме того, что мы принесли сюда в себе. Это и есть самое главное. Чтобы наше общение было эффективным, чтобы оно помогло каждому решить те задачи, которые он перед собой поставил, необходимы правила которые будут соблюдаться всеми:

активность,

доброжелательность и уважение,

правило «СТОП»,

правило «Я- высказывания»,

правило на запрет давать оценку.

3.Упражнение «Продолжить фразу…»

Время 8 мин.

Участники по кругу продолжают фразу, заданную ведущим:

«Я не люблю когда…..»

«Я   люблю когда…..»

«Мне радостно, когда…»

«Мне грустно, когда…»

«Я сержусь, когда…»

«Я горжусь собой, когда…»

«Я мечтаю о том, что …». Каждый член группы рассказывает о том, какие мечты появляются у него чаще всего и с чем они связаны. Рассказ идет по кругу.



«Самые счастливые события в жизни» Участникам группы предлагается вспомнить самые счастливые события в жизни и перечислить их.

4.Упражнение «Права и обязанности».

Время 10 мин.

Ведущий. Как вы относитесь к смысловой стороне поговорки: «Мужчина — голова семьи, а жена — шея». (Высказывания ребят.)

Ведущий предлагает участникам занятия рассчитаться на 1,2. Первые номера – это одна группа, а вторые номера – вторая.

1) Опишите, что должен делать мужчина, глава семьи?

2) Опишите, что должна делать женщина, так называемая хранительница

очага? (На работу-до 5 минут.)

Представление своих работ.

Ведущий. Таким образом, мы определили обязанности супругов, но ведь у них есть и права, поэтому сейчас я предлагаю их сформулировать всем вместе. ( Ведущий помогает группе сформулировать права, задает уточняющие вопросы.)

Обсуждение обязанностей, нахождение общих и затем переход к обсуждению представленных прав.

Ведущий напоминает о том, что у каждого есть право на свое мнение, уважение, на отдых, на хобби.

5.Упражнение «Идеальный родитель и идеальный ребенок»

Время: 10 мин:

Участники делятся на две команды идеальный родитель и идеальный ребенок. Каждая команда записывают  на бумаге черты идеального родителя и ребенка. Участникам предлагается обсудить, что из списка им бы хотелось взять в первую очередь, чтобы приблизиться к образу «Идеального родителя, либо идеального ребенка».

На следующем этапе участников подводят к тому, что ИДЕАЛА в мире нет, и недостатки есть у всех, но от этого дети не перестают любить родителей, а родители детей.

6.Упражнение «Остров»

Время: 3 мин:

Все вы сейчас будете жителями чудесного острова. Вы будете плавать, играть, веселиться по всей комнате, то есть по морю, а как только я  скажу: «Акула!» — все сразу забегают  на остров, чтоб спастись. Как только я скажу: «Акула ушла!» — вы все опять начинаете плавать и веселиться.

Примечание для ведущего: в начале игры газета свободно вмещает всех участников. После того, как группа легко разместилась на газете, ведущий говорит: «Очень хорошо! Но произошло наводнение, и островок уменьшился – газета складывается пополам. Как вы поступите теперь? Ни рвать, ни раздвигать газету нельзя». Затем газета складывается вчетверо, и т.д.

  1. Игра «Скульптура семьи».

Время 7 мин.

Предлагаю поиграть в интересную игру. Половина игроков выходит из помещения, а остальная половина составляет скульптурную композицию счастливой семьи. Затем участники, заходя по одному, делают свои поправки в композиции и занимают место одного из участников композиции.

А затем все вместе создают скульптуру неблагополучной, несчастливой и дисфункциональной семьи.

Обсуждение игры.

—  Что легче – быть скульптором или материалом?

—  Какая скульптура была более точной и красивой?

Информирование. Признаки здоровой и нездоровой семьи.

В здоровой семейной системе – функциональной семье – каждый человек уникально связан со всеми членами семьи, есть общие цели и планы, члены семьи поддерживают друг друга, доверяют друг другу, проводят совместный досуг, разделение ответственности гибко, есть семейные ритуалы и правила, с удовольствием общаются друг с другом, заботятся о детях.

В дисфункциональной системе всё наоборот – люди не созрели на свой возраст и на возраст семьи, часто появляются проблемы со здоровьем членов семьи, возможно неполная семья, насилие, чрезмерные требования друг к другу, проблемы во взаимоотношениях, химическая зависимость членов семьи и т. п.

  1. Упражнение «Сиамские близнецы».

Время 5 мин.

Группа разбивается по парам. Партнёры в паре становятся боком друг к другу так, что их бёдра соприкасаются, а лица повёрнуты в одну и ту же сторону. Рука со стороны партнёра обхватывает «близнеца» через поясницу за бедро. Так, обхватив друг друга, пара и должна будет двигаться по комнате, преодолевать препятствия в виде опрокинутых стульев…

Следом можно дать сиамским близнецам ещё несколько забавных заданий:

—   завязать шнурок на ботинке;

—   застегнуть пуговицу;

—   написать что-то на бумаге;

При этом один из участников работает правой, другой – левой рукой, а «свободные» руки либо сцеплены, либо игроки держат ими друг друга за талию.

Обсуждение понятия – партнёрство в семье.

9.Информирование.

Существует словарь здоровых партнёрских отношений.  Давайте обсудим его.

Время 5 мин.

1.Сопереживание. Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте.

  1. Равенство. Предполагает, что вы считаетесь с интересами друг друга.
  2. Энергетика. Обмен взаимными импульсами, похожими на электрический ток или магнит, который притягивает вас друг к другу.
  3. Поддержка. Вдвоём вы способны на многое.
  4. Умение принимать человека таким, какой он есть.
  5. Компромисс. Умение уступать друг другу.
  6. Признание. Уважение и благодарность.
  7. Приспособляемость. Умение меняться, если того требуют обстоятельства.
  8. Любовь. Нежная забота друг о друге.
  9. Верность. Преданность друг другу, недопустимость измены.
  10. Умение слушать. Прислушиваться друг к другу.
  11. Юмор. Смех поддерживает физическое и психологическое здоровье.

13.Желание. Отношения необходимо поддерживать их неожиданными всплесками страстей.

  1. Доверие. Это даёт чувство безопасности и уверенности.
  2. Нежность. Чуткое отношение друг к другу.
  3. Совместное время провождение. Нужно всегда находить время для того, чтобы побыть наедине друг с другом.

10.Упражнение «Такие нежные слова».

Время 5 мин.

Ведущий предлагает участникам тренинга закончить занятие на позитивной ноте. Каждая девушка – участница занятия, получая в руки игрушку-символ, передает ее юноше, при этом произнося эпитеты: «Милый… Удивительный…». Если же игрушка-символ попадает в руки юноши, то он передает ее девушке и произносит также в ее адрес один из эпитетов: «Красивая… Умная… Добрая…».

11.Рефлексия.

Время 5 мин.

Участники высказывают свои ощущения, чувства, которые они испытали во время тренинга. Ведущий благодарит ребят за активность и доверие во взаимодействии с ним.

 

Заключение

В целом повышение культуры взаимоотношений. Воспитание в себе (прежде всего в себе, а не в другом) уживчивости, доброжелательности, чуткости, тактичности, сдержанности – магистральный путь подготовки к семейной жизни.

Нет в мире двух совершенно одинаковых людей. Уметь сотрудничать, помогать друг другу. Учитывая индивидуальные особенности психики каждого – вот путь к счастью.

 

Список литературы

1.Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — 2-е изд., испр. и доп.М.: ЧеРо, 2004.

2.Гиппенрейтер Ю. Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? — М. : АСТ : Астрель ; Владимир : ВКТ, 2009.

3.Ждакаева Е. И. Тропинка к счастливой семье. Коррекция детско-родительских отношений через сказку, игру, рисунок / Е. И. Ждакаева. – СПб. : Речь, 2011.

4.Кипнис М.Ш. Тренинг семейных отношений (2 часть) — М. Ось-89, 2006.

5.Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. Изд-во: ЭКСМО., 2005.

6.Монина Г.Б., Лютова Е.К. Тренинг общения с ребенком. Период раннего детства. СПб.: Речь, 2006.

  1. Справочник по групповой психокоррекции — Ростов-н/Д: Феникс, 2006.





Скачать материалы публикации:
>> Разработка